Продукты питания и другие товары повседневного спроса большинство россиян предпочитают покупать в небольших магазинах по дороге домой и в супермаркетах. Такие данные были получены в ходе исследования потребительского рынка России, проведённого в мае-июне 2010 года компанией GfK-Россия — российским подразделением немецкой транснациональной исследовательской группой GfK. Кризисное исследование «Российский потребитель» проводится более 10 лет. В его основе — всероссийский репрезентативный опрос населения. Объём выборки — 2200 респондентов. Выборка — многоступенчатая, стратифицированная, со случайным отбором респондентов в точках опроса. Количество точек опроса — 160. Ошибка выборки составляет 2,1%. По данным GfK-Россия, доля тех россиян, кто предпочитает магазины «у дома», выросла с июня 2009 года с 25% до 30%. Кроме того, с 24% до 29% увеличилась доля намеревающихся совершать в них покупки в дальнейшем. У супермаркетов наблюдается обратная тенденция — их посещаемость, как мест наиболее частых покупок, упала с 26% до 23%, а доля планирующих совершать там покупки снизилась с 22% до 18%. Число сторонников продуктовых рынков к середине 2010 года сохраняется на уровне 16%. Популярность дискаунтеров, резко выросшая в начале экономического кризиса, на момент исследования осталась на отметке 13%. Доли посещающих универсамы и гипермаркеты в Места покупки продуктов питания и товаров повседневного спроса у россиян в настоящее времяВ дальнейшем можно ожидать сохранения уже сложившихся тенденций. Предполагается, что посещаемость супермаркетов и продуктовых рынков будет продолжать падать, будет расти доля совершающих покупки в магазинах шаговой доступности, несколько увеличится посещение дискаунтеров. При этом, нынешняя стагнация посещаемости гипермаркетов и дискаунтеров вызвана скорее нехваткой торговых площадей, чем с нежеланием делать в них покупки. Свой вклад в эту ситуацию вносят и большие очереди в гипермаркетах и дискаунтерах. Места покупки продуктов питания и товаров повседневного спроса у россиян в условиях кризисаДоли торговых форматов на рынке FMCGОсновная тенденция докризисных лет состояла в том, что всё больше россиян предпочитало делать покупки в магазинах нового формата: гипермаркетах, супермаркетах, магазинах эконом-класса и оптово-розничных, но в кризис возросла роль продуктовых рынков. Исходя из данных панели домашних хозяйств сделан прогноз развития розничной торговли в плане структуры форматов торговли на период до 2012 года. Согласно прогнозу, докризисная тенденция увеличения доли современных форматов торговли (гипермаркетов, дискаунтеров, супермаркетов, магазинов Cash&Carry) сохранится. Доля этих форматов в торговли товарами FMCG-категорий вырастет. Доля небольших магазинов, киосков и павильонов будет продолжать снижаться, также как и доля универмагов. Продуктовые рынки, доля которых за кризисный 2009 год выросла почти на 3%, по мере окончания кризиса начнут постепенно сдавать позиции. Прогноз развития розничной торговли в плане структуры форматов торговли на период до 2012 годаОткрыть изображение в полный размер Эти прогнозы нельзя напрямую сопоставлять с данными опросов, хотя в целом они и коррелируют между собой. В прогнозах речь идёт об объёмах продаж, тогда как респонденты отвечают на вопрос о том, какой тип торговой точки они посещают чаще. Так, средний чек покупки в гипермаркете обычно составляет несколько тысяч рублей, хотя ходят туда люди реже, чем в небольшой магазин шаговой доступности, где средняя сумма покупки обычно на порядок меньше. Одежда и обувьВ выборе торговой точки при покупках одежды и обуви практически никаких изменений в 2009 году и первом полугодии 2010 года не происходит. В целом по России основным местом покупки одежды и обуви по-прежнему является открытый вещевой рынок, который предпочитают 51% россиян. Можно отметить небольшой рост доли покупателей, идущих за одеждой и обувью в отдельно стоящие мульти- и монобрендовые магазины. Доля покупателей в крупных торговых центрах стабильна на уровне 17%. Роль остальных форматов торговли незначительна. |
|