Европейские компании в России положительно оценивают экономическую ситуацию в стране и развитие собственного бизнеса. Подавляющее большинство компаний позитивно оценивают вступление России в ВТО, как для страны, так и для собственной компании. Избрание Владимира Путина Президентом Российской Федерации оценивается скорее положительно, чем отрицательно. Наиболее проблемными вопросами для бизнеса в России остаются бюрократия, коррупция и сложность взаимодействия с государственными органами. Такие данные были получены в ходе совместного исследования Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) и международной исследовательской группы GfK — «Стратегии и перспективы компаний-членов АЕБ в России» (Strategies and Prospects of AEB Member Companies In Russia). В России результаты исследования представляет российское подразделение группы GfK — Международный институт маркетинговых и социальных исследований GfK Русь. Исследование проводилось весной 2012 года среди компаний-членов АЕБ с целью анализа российского инвестиционного климата и потребностей европейского бизнеса. Данные опроса сравнивались с результатами, полученными в рамках прошлогоднего исследования (см. публикацию Русь). Методика опроса — онлайн и личные интервью с топ-менеджерами компаний-членов АЕБ. В 2012 году в опросе участвовало 86 компаний. Компании, принявшие участие в исследовании, являются разнопрофильными: были представлены рынки профессионального сервиса, автомобильный рынок, финансовый рынок, рынок инжиниринга, фармацевтический рынок и другие. Численность сотрудников опрошенных компаний разнится от 50 до 5000 человек. Национальный вопрос:Одним из ключевых вопросов исследования стал вопрос о работе иностранцев в России и о востребованности их услуг. По данным опроса, большая часть сотрудников европейских компаний — россияне, и меньшая — граждане европейских стран. Единственное исключение касается должности генерального директора. На этой позиции в европейских компаниях, работающих в России, более востребованы европейские граждане. Следует отметить, что по сравнению с 2011 годом, когда 62% генеральных директоров были европейцами, в 2012 году этот показатель снизился до 55%. Это свидетельствует о тенденции к увеличению числа топ-менеджеров — россиян. Интересно, что в HR отделах компаний на российском рынке в 2011 году трудилось 10% европейцев и 90% россиян. В 2012 году данное соотношение изменилось. Россиян в HR стало на 3% меньше, увеличилось число европейцев (12%), а также появились сотрудники граждане иных стран. Выход на российский рынок:Среди наиболее популярных причин для выхода на российский рынок, как и в 2011 году, были названы большой потенциал рынка (в 2012 — 93%, в 2011 — 87%), позитивное развитие рынка (в 2012 — 91%, в 2011 — 85%), большой объём рынка (в 2012 — 85%, в 2011 — 82%). Также одной из главных причин стало наличие квалифицированного персонала (в 2012 — 66%, в 2011 — 63%). Интересно, что противоречие между ответами респондентов, которое отмечалось в 2011 году, сохранилось. Называя среди факторов прихода в Россию наличие квалифицированной рабочей силы, многие компании отмечают в качестве недостатка нехватку квалифицированных профессионалов. В 2011 году 43% компаний называли в качестве причин для выхода на российский рынок также и низкие заработные платы сотрудникам. В 2012 году ситуация заметно изменилась, и среди факторов, обуславливающих выход компании на российский рынок, низкие заработные платы назвали лишь 24% респондентов. Российская экономика и условия ведения бизнеса в России:Анализ исследований 2011 и 2012 годов показывает, что компании все более положительно оценивают состояние российской экономики, а также комфорт ведения бизнеса. Также компании-члены AEБ стали отмечать улучшение состояния бизнеса компании в целом. 87% участников опроса отметили, что в 2012 году оборот их компании вырос, в 2011 году об этом заявило лишь 69% компаний. Оценивая состояние экономики страны на начало 2012 года, половина респондентов отметили, что всё происходит в соответствии с их ожиданиями (в 2012 — 58%, в 2011 — 51%). Одна треть респондентов отметила, что состояние экономики России гораздо лучше ожидаемого. В 2011 и 2012 году 11% респондентов указали, что состояние экономики России хуже ожидаемого. Интересно, что 74% компаний-членов AEБ (в 2011 — 72%) планируют увеличение инвестиции. Снижение таковых не планирует ни одна компания (в 2011 году — 4%). В ближайшие три года 84% опрошенных компаний ожидают увеличение роста оборота (в прошлом этот показатель составил 79%), а прибыли — 77% (в 2011 году — 69%). Рыночные ожидания:59% и 70% компаний ожидают роста экономики в своей индустрии и России в целом. При этом 33% и 16% соответственно ожидают стабильности в развитии экономики. 3 При этом зарубежные предприятия чувствуют себя уверенно в кратко-, средне- и долгосрочных перспективах. Об этом заявили около двух третей организаций. Влияние на бизнес факта вступления России в ВТО:55% опрошенных компаний говорят о том, что вступление в ВТО позитивно повлияет на компании, ведущие бизнес в России. 28% компаний не ожидают никакого влияния. Возможность негативного влияния предполагают лишь 8% компаний-респондентов. Оценивая эффект от вступления России в ВТО, 26% компаний ожидают появления преимуществ. 49% отмечают возможность скорее положительного, чем отрицательного эффекта. Условия и комфорт ведения бизнеса в России:Одним из основных факторов, влияющих на ощущение комфорта при ведении бизнеса в России, для европейских компаний является задержка платежей. Оценивая длительность задержек, большинство респондентов отмечают, что они находятся в пределах одного месяца (36%), 26% заявляют, что они составляют срок менее 14 дней. Следует отметить, что снизилась доля компаний, которые отмечают задержки от 1 до 3 месяцев и более длительные задержки (показатель с 29% снизился до 21%, с 5% до 2% соответственно). Компании стали чаще обращаться в суд по поводу финансовых разногласий. В 2011 году 37% респондентов смогли получить позитивное решение, в этом году этот показатель достиг отметки в 43%. Взаимодействие с потребителями, поставщиками и государственными органами:По сравнению с прошлым годом увеличилась доля ответов, отмечающих позитивные отношения с поставщиками. Что касается взаимодействия с государственными органами, то здесь позитивное взаимоотношение, например, с таможенной службой, отмечают лишь 7% опрошенных компаний. 9% опрошенных говорят о благоприятных отношениях с налоговыми органами, 8% — с регистрирующими органами и иными органами — только 5%. По сравнению с прошлым годом ситуация мало изменилась. Интересно отметить, что оценки ожидания изменений условий ведения бизнеса Влияние выборов президента России на привлекательность бизнеса в стране:Подавляющее большинство компаний не ожидают каких-либо изменений в связи с выборами российского президента в отношении привлекательности ведения бизнеса (65%). Почти 20% отмечают возможность увеличения таковой, тогда как противоположного мнения придерживаются только 8% опрошенных компаний. Индекс настроения GfK-AEB Barometer: оценка текущего состояния и состояния в будущем:Индекс GfK-AEB Barometer, как и в прошлом году, достаточно высокий. В прошлом году он составлял 155 пунктов, в 2012 году он возрос до 159. При этом индекс ожидания (168 пункт) выше индекса текущего состояния (141 пункт). В целом, можно сказать, что оптимизм европейских компаний в отношении ведения бизнеса в России за прошедший год усилился. |
|