Исследование АЕБ и GfK: Иностранные компании в России уверенно смотрят в будущее

27.06.2011. 19:55
GfK

Иностранные компании в России уверенно смотрят в будущее, а 72% из них планируют увеличить свои инвестиции в России в текущем году. Такие данные были получены в ходе совместного исследования Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) и международной исследовательской группы GfK — «Стратегии и перспективы компаний-членов АЕБ в России».

Исследование проводилось весной 2011 года среди компаний-членов АЕБ с целью анализа российского инвестиционного климата и потребностей европейского бизнеса. В качестве респондентов выступили топ-менеджеры 105 компаний-членов АЕБ в России. Компании-участники опроса представили страны: Германия (12%), Франция (11%), Великобритания (10%), Нидерланды (10%), США (10%), Швеция (9%), Финляндия (6%), Швейцария (6%), Австрия, Италия и Россия (по 4%) и другие (13%). В основном, компании-участники исследования ведут деятельность в следующих секторах: консалтинговые (24%) и финансовые (14%) услуги, автомобильная индустрия (10%), машиностроение и строительство (10%), FMCG и Retail (10%). По результатам исследования был выведен средний интегральный частный Индекс GfK Barometer.

Большинство участников исследования вышли на российский рынок в 1990-е годы. Как показали результаты опроса, для выхода на российский рынок наиболее важными были и остаются три причины: высокий потенциал рынка (71% опрошенных компаний), большой объём рынка (54%), положительное развитие рынка (49%).

Более чем половине компаний-участников исследования (56%) понадобилось от 1 до 3 лет, чтобы достичь уровня безубыточности. В 2010 году компании развивались положительно и в соответствии с ожиданиями: респонденты констатируют увеличение оборота (69%) и численности персонала. С точки зрения взаимодействия с российскими партнёрами, респонденты наиболее положительно оценивают потребителей, партнёров в цепи поставок и субподрядчиков. С точки зрения финансовых условий деятельности респонденты отмечают высокие процентные ставки (30% опрошенных компаний) и ограничение предоставления кредитов банками (18%). Почти половине респондентов (48%) приходилось прибегать к обращению в суд для того, чтобы вернуть долги. Проблема задержки платежей стоит перед участниками исследования не так остро, как в 1990-е годы: более половины респондентов указали, что за последние 12 месяцев менее 20% выплат были получены с задержкой.

Распределение ответов на вопрос: Насколько важны были для выхода на рынок в России следующие причины?
ФакторОчень важноВажно
Высокий потенциал рынка71%17%
Положительное развитие рынка49%36%
Большой объём рынка54%28%
Квалифицированный персонал11%52%
Низкие зарплаты4%39%
Низкий уровень конкуренции7%28%
Благоприятные цены на сырьё4%12%
Государственные субсидии/стимулы3%12%
Другое11%8%

Основными препятствиями для развития своего бизнеса в России члены Ассоциации считают законодательные ограничения (42%), а также недостаток квалифицированного персонала (26%). Примечательно, что в качестве одной из причин выхода на российский рынок респонденты указывали наличие в России квалифицированного персонала (11%). Генеральный директор ГфК-Русь, профессор А. М. Демидов полагает: «Относительно высокого общего уровня образования россиян уже не хватает для удовлетворения потребностей современного общества, которое требует более узкой специализации».

Своё будущее в России европейские компании оценивают оптимистично — совокупный Индекс GfK Barometer составляет 159 пунктов и находится в зоне положительных ожиданий. Большинство респондентов считает, что в ближайшие 3 года оборот и прибыль их дочерних предприятий в России будет расти (79% и 69% соответственно). Европейские компании в России ожидают увеличения иностранных инвестиций как в их отрасли, так и в экономику России в целом в течение ближайших 2–3 лет и, в основном, прогнозируют хорошие экономические перспективы для России (72% ожидают роста в краткосрочной перспективе (1–2 года), 68% — в среднесрочной перспективе (3–5 лет).

Тем не менее, при довольно благоприятных прогнозах в отношении развития России в целом и своего бизнеса в частности, европейские компании в России не ожидают никаких улучшений в отношении коррупции и бюрократии (44% и 40% респондентов соответственно).

Распределение ответов на вопрос: Какое, на Ваш взгляд, наиболее существенное препятствие для производства?
Нормативные ограничения42%
Отсутствие квалифицированного персонала26%
Недостаточная надёжность цепочки поставок19%
Отсутствие развитых земельных участков11%
Недостаточное качество входных материалов11%
Перебои в работе коммунальных служб10%
Отсутствие передовых производственных мощностей10%
Выходные сведенияИсследование АЕБ и GfK: Иностранные компании в России уверенно смотрят в будущее. // Центр гума­нитар­ных техно­логий. — 27.06.2011. 19:55. URL: https://gtmarket.ru/news/corporate/2011/06/27/2989

Публикации по теме

Последние новости

Популярные новости

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.