В России по-настоящему работают меньше половины официально зарегистрированных печатных СМИ — такие данные были озвучены в День российской печати, который отмечается 13 января. Согласно электронной базе данных Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), на декабрь 2008 года количество всех зарегистрированных печатных СМИ составляло 51 726 наименований, из которых 27 476 газет и 20 433 журналов. Об этом сообщил агентству «Интерфакс» заместитель начальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Роспечати Геннадий Кудий. Представитель Роспечати рассказал, что в Развивая эту тему, чиновник высказал мнение, что существует лишь около трех, возможно, трёх с половиной тысяч газет и журналов, которые «реально формируют рынок», а тех, которые реально зарабатывают сами, ещё меньше. По его словам, среди журналов успешными можно считать примерно 1000-1500 журналов и 300-500 газет. «Конечно, это очень трудная арифметика, но среди журналов по-настоящему успешными можно считать порядка 1 тыс., может 1,5 тыс., а такие газеты — вообще, образно выражаясь, можно по пальцам пересчитать. Ну, 300. Ну, возможно, 500», — сказал Кудий. Даже те газеты, которые действительно зарабатывают сами, привлекают государственные деньги. «Существует система государственного заказа. И, например, когда нужно разместить информацию, связанную с какими-то социальными вопросами, естественно, государственные структуры смотрят, в каких изданиях это эффективнее разместить», — пояснил чиновник. По его мнению, существовать на собственные средства большинству печатных СМИ мешает множество факторов. «Самих газет очень много, но основную базу печатных СМИ составляют региональные, а доходы населения в регионах гораздо ниже, чем в Москве. Рекламный рынок там не такой большой», — пояснил Кудий. Главными конкурентами печатной прессы представитель Роспечати назвал Интернет и телевидение, как более востребованные среди российской аудитории средства массовой информации. Тем временем все яснее вырисовывается тенденция перехода газет к «журнальному» формату, и вполне вероятно, многие ежедневные газеты вскоре начнут переходить на еженедельную периодичность. Так, отвечая на вопрос, предпринимают ли что-то печатные СМИ для того, чтобы оптимизировать свои бюджеты, Кудий рассказал, что многие ежедневные газеты переходят в еженедельные, «поскольку выходить каждый день — это очень трудоёмкий и недешёвый процесс». «Сокращение ежедневных газет — тенденция однозначная», — подчеркнул представитель Роспечати. Следует отметить, что непрерывный рост рекламных доходов российской прессы, который продолжался все последние годы, закончился в октябре 2008 года. В течение ноября представители печатных СМИ неоднократно заявляли (официально или неофициально) о том, что значительно сокращают бюджеты, проводят реструктуризации, а также сокращают корреспондентские пункты, зарплаты и сотрудников. К концу декабря 2008 года стала видна тенденция к оптимизации прессы — десятки изданий закрываются, другие сокращают свои расходы до минимума, не особо рассчитывая на приход в 2009 году большого количества рекламодателей. Негативная ситуация на российском рекламном рынке сложилась в ноябре, когда из-за финансово-экономического кризиса многие рекламодатели урезали свои рекламные бюджеты, а все сделки по размещению рекламы на 2009 год были приостановлены. |
|