Затраты на размещение рекламы в России в 2007 году достигли почти $ 9 млрд, ещё $ 2,4 млрд рекламодатели потратили на различные маркетинговые услуги (промоакции, адресная рассылка и так далее), — такие данные приводит Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). При этом АКАР не берёт в расчёт комиссии посредников, контекстную интернет-рекламу и расходы на PR. С их учётом, по расчётам издания, объём российского рекламного рынка в 2007 году превысил $ 13,7 млрд. По данным АКАР, в 2007 году объём рекламного рынка вырос на 26%, до 228,7 млрд руб. (около $ 8,95 млрд). Наибльший рост продемонстрировала медийная интернет-реклама, объём этого сегмента увеличился на 92% — до 5,8 млрд руб. ($ 227 млн). Два медиа — пресса и наружная реклама — в прошлом году продемонстрировали меньший прирост рекламных бюджетов, чем рынок в целом. Так, реклама в прессе, ещё в первом полугодии 2007 года демонстрировавшая 21-процентный прирост, по итогам всего года увеличилась лишь на 16%. Объём российского рекламного рынка в 2007 годуДанные АКАР Вид медиа | Рекламные сборы (млрд. руб.) — 2007 год | Рекламные сборы (млрд. руб.) — 2006 год | Рост% | | Телевидение | 112,5 | 85,9 | 31% | | Радио | 15,7 | 12,5 | 26% | | Пресса | 51,9 | 44,6 | 16% | — газеты | 11,6 | 9,4 | 23% | — журналы | 23,4 | 19,2 | 22% | — рекламные издания | 16,9 | 16 | 6% | | Наружная реклама | 40,4 | 33,1 | 22% | Интернет | 5,8 | 2,9 | 92% | Прочие носители | 2,4 | 1,8 | 33% | | — Indoor Media | 1,9 | 1,3 | 46% | — реклама в кинотеатрах | 0,5 | 0,4 | 25% | Итого: | 228,7 | 180,9 | 26% |
Вместе с тем, ряд экспертов выразили своё несогласие с индустриальной оценкой по таким медиа как радио и Интернет. Оценивая объём рекламного рынка, АКАР называет лишь суммы, которые получают непосредственно медиа-компании, и не учитывает комиссии посредникам, гонорары креативных агентств и бюджеты на производство рекламы. «Как правило, все эти расходы составляют до 10% от рекламных сборов медиа-компаний», — отмечает вице-президент АКАР Владимир Евстафьев. Если суммировать эти затраты, то окажется, что рекламодатели потратили в 2007 году ещё $ 895 млн. Как правило, в свои маркетинговые бюджеты компании закладывают также расходы на исследования и PR. По оценке Объединения исследователей рынка и общественного мнения (ОИРОМ), в прошлом году затраты на исследования выросли на 30% — до $ 260 млн. А объём российского рынка PR-услуг, по оценке агентства «Сокур и Партнёры», достиг в 2007 году $ 550–600 млн. По мнению ряда экспертов, это предельно консервативная оценка, поскольку на PR в России тратится уже до $ 1 млрд. Кроме того, АКАР не учитывает расходы на контекстную интернет-рекламу, объём которой, по оценкам компании iConText, в 2007 году составил $ 225 млн, а по данным агентства MindShare Interaction — $ 210 млн. В общей сложности, объём российского рынка интернет-рекламы с учётом оценок АКАР и MindShare Interaction составил порядка $ 437 млн. Таким образом, АКАР не включает в свои расчёты порядка $ 2,4 млрд. С их учётом на маркетинговые коммуникации в России в 2007 году было потрачено не менее $ 13,7 млрд. |