Объём российского рынка рекламы в 2007 году достиг почти 9 миллиардов долларов
24.02.2008. 17:59
Затраты на размещение рекламы в России в 2007 году достигли почти $ 9 млрд, ещё $ 2,4 млрд рекламодатели потратили на различные маркетинговые услуги (промоакции, адресная рассылка и так далее), — такие данные приводит Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). При этом АКАР не берёт в расчёт комиссии посредников, контекстную интернет-рекламу и расходы на PR. С их учётом, по расчётам издания, объём российского рекламного рынка в 2007 году превысил $ 13,7 млрд.
По данным АКАР, в 2007 году объём рекламного рынка вырос на 26%, до 228,7 млрд руб. (около $ 8,95 млрд). Наибльший рост продемонстрировала медийная интернет-реклама, объём этого сегмента увеличился на 92% — до 5,8 млрд руб. ($ 227 млн). Два медиа — пресса и наружная реклама — в прошлом году продемонстрировали меньший прирост рекламных бюджетов, чем рынок в целом. Так, реклама в прессе, ещё в первом полугодии 2007 года демонстрировавшая 21-процентный прирост, по итогам всего года увеличилась лишь на 16%.
Объём российского рекламного рынка в 2007 году
Данные АКАР
Вид медиа
Рекламные сборы (млрд. руб.) — 2007 год
Рекламные сборы (млрд. руб.) — 2006 год
Рост%
Телевидение
112,5
85,9
31%
Радио
15,7
12,5
26%
Пресса
51,9
44,6
16%
— газеты
11,6
9,4
23%
— журналы
23,4
19,2
22%
— рекламные издания
16,9
16
6%
Наружная реклама
40,4
33,1
22%
Интернет
5,8
2,9
92%
Прочие носители
2,4
1,8
33%
— Indoor Media
1,9
1,3
46%
— реклама в кинотеатрах
0,5
0,4
25%
Итого:
228,7
180,9
26%
Вместе с тем, ряд экспертов выразили своё несогласие с индустриальной оценкой по таким медиа как радио и Интернет. Оценивая объём рекламного рынка, АКАР называет лишь суммы, которые получают непосредственно медиа-компании, и не учитывает комиссии посредникам, гонорары креативных агентств и бюджеты на производство рекламы. «Как правило, все эти расходы составляют до 10% от рекламных сборов медиа-компаний», — отмечает вице-президент АКАР Владимир Евстафьев. Если суммировать эти затраты, то окажется, что рекламодатели потратили в 2007 году ещё $ 895 млн.
Как правило, в свои маркетинговые бюджеты компании закладывают также расходы на исследования и PR. По оценке Объединения исследователей рынка и общественного мнения (ОИРОМ), в прошлом году затраты на исследования выросли на 30% — до $ 260 млн. А объём российского рынка PR-услуг, по оценке агентства «Сокур и Партнёры», достиг в 2007 году $ 550–600 млн. По мнению ряда экспертов, это предельно консервативная оценка, поскольку на PR в России тратится уже до $ 1 млрд.
Кроме того, АКАР не учитывает расходы на контекстную интернет-рекламу, объём которой, по оценкам компании iConText, в 2007 году составил $ 225 млн, а по данным агентства MindShare Interaction — $ 210 млн. В общей сложности, объём российского рынка интернет-рекламы с учётом оценок АКАР и MindShare Interaction составил порядка $ 437 млн.
Таким образом, АКАР не включает в свои расчёты порядка $ 2,4 млрд. С их учётом на маркетинговые коммуникации в России в 2007 году было потрачено не менее $ 13,7 млрд.