Шведская компания Hallvarsson & Halvarsson опубликовала очередной рейтинг корпоративных веб-сайтов крупнейших европейских компаний — Hallvarsson & Halvarsson Webranking 2007. Удобство и информативность корпоративных интернет-страниц оценивали более трёхсот специалистов из полутора десятков европейских стран. В 2007 году в лидеры удалось выбиться Италии, чьи компании заняли первое и третье места. В числе лучших названы также сайты Германии и Дании. Россия повторила свой прошлогодний результат и была признана страной с самыми худшими в Европе корпоративными сайтами. Ни одна из российских компаний даже не вошла в сотню. Как и год назад, веб-сайты российских компаний отличились низкой информативностью и наплевательским отношением к английскому языку. Среди худших в Европе оказались также и сайты французских компаний. Специалисты из H & H Webranking проводят оценку сайтов компаний уже десять лет, с 1997 года. Сначала компания осуществляла мониторинг только шведских интернет-ресурсов, затем охват исследования был увеличен до всех скандинавских стран. С 2001 года H & H составляет общеевропейские рейтинги сайтов крупнейших компаний. Рейтинг H & H базируется на результатах опросов более чем 350 европейских финансовых аналитиков, инвесторов и журналистов из 16 стран, то есть тех, кому необходима как можно более полная и детальная информация о работе компаний. Оценка каждого сайта проводится как минимум двумя экспертами, которые впоследствии дают ресурсу оценку, исходя из 110-130 критериев. Высшая оценка, которую по шкале H & H может получить корпоративный сайт, составляет 100 баллов. И за всю историю рейтинга этой оценки не удостаивался ни один корпоративный ресурс. Также ещё ни одному европейскому сайту не удавалось преодолеть рубежа в 90 баллов, однако в текущем году это почти удалось лидеру рейтинга, итальянской компании Telecom Italia, набравшей 89 баллов. Кроме возглавившего рейтинг 2007 года итальянского провайдера, более восьмидесяти баллов смогли набрать только шесть корпоративных сайтов. Это Repsol-YPF, UniCredit, TNT, Fortum, ENI и UBS. Их оценки варьируются от 83 до 88,75 балла. Замыкающие десятку рейтинга Deutsche Post, Swisscom и Danske Bank, занимавший год назад третью строчку, набрали более 70 баллов. Близкий результат продемонстрировали ещё 12 компаний. Остальные же корпоративные сайты, попавшие в первую сотню, набрали 50-60 баллов. Последнее, 99 место в первой сотне, досталось сайту итальянской ENEL с 54,5 балла. Российские позиции за минувший год почти не изменились. Веб-сайты российских компаний так и остались в числе аутсайдеров. Следует отметить, что помимо общеевропейского рейтинга, H & H составляет списки лучших сайтов по странам Европы. В российский сегмент попали интернет-страницы тридцати компаний. Лидер российского локального рейтинга, сайт компании Лукойл, набрал 53 балла — это лучший результат среди российских компаний. Однако несмотря на этот относительно хороший результат, за год сайт «Лукойла» опустился с 102 на 105 место в общем рейтинге. Остальные российские компании, принявшие участие в рейтинге, выступили гораздо хуже. Занявший второе место среди российских сайтов интернет-ресурс Новолипецкого металлургического комбината (в общем рейтинге не фигурирует) получил пятьдесят баллов. Сайты компаний Газпром (общее 145 место), Норильский никель (общее 130 место) и АФК Система набрали 42, 41,75 и 41,5 балла, соответственно. Сайт ОАО Полюс Золото занял 6 место с показателем в 40,75, Объединённые машиностроительные заводы оказались на седьмой строке с 40,25 балла. По 40 баллов, достаточных для восьмого места в российском рейтинге, набрали сайты компаний Аэрофлот и Балтика. В общий рейтинг эти сайты так же не попали. Если с лидерами локального рейтинга сайтов отечественных компаний всё более-менее сносно, то остальные участники исследования H & H выступили не столь блестяще. Так, ставший в прошлом году худшим корпоративным сайтом Европы интернет-ресурс компании Сургутнефтегаз на этот раз занял 156 (третье с конца) место в общем списке. При этом, в отсутствие видимых изменений на сайте, общий счёт страницы компании отчего-то увеличился на 4,75 балла. Ещё один российский ресурс — корпоративный сайт РАО ЕЭС России занял 150 место, набрав 41,75 балла, при этом он не фигурировал в прошлогоднем списке. Не сильно за год изменились и оценки других сайтов отечественных компаний, не считая Сбербанка, которому за год прибавили более 6 баллов, что позволило этому ресурсу войти в общий рейтинг и занять там предпоследнее — 157 место. Ему удалось обогнать худший корпоративный сайт Европы, страницу французского банка AGF, на 3,75 балла. В интервью изданию Financial Times причины плачевной ситуации с российскими корпоративными сайтами и успеха Италии, ранее не блиставшей в рейтингах, попытался объяснить руководитель исследования Маркус Эрикссон. Он заявил, что лидирующие позиции итальянских сайтов в рейтинге обусловлены стремлением этой страны к большей открытости. Российские компании страдают, прежде всего, от плохого знания английского языка. Также, по словам Эрикссона, они не считают Сеть важным инструментом обмена информацией из-за невысокой, в сравнении с остальными странами Европы, доли пользователей Интернета в России. Однако, добавил руководитель исследования, российским компаниям придётся учитывать роль Интернета в будущем, если они захотят привлечь зарубежные инвестиции. «Английский язык на российских сайтах весьма плох, — пояснил Эрикссон. — Кроме того, российские корпорации пока не считают Интернет ключевым инструментом продвижения себя. Несмотря на это им придётся заняться Интернетом, если они хотят привлечь западный капитал. Это их окно в мир». Как отмечают аналитики, корпоративные веб-сайты становятся всё более важным источником информации для инвесторов, финансовых аналитиков и журналистов. Около 90% участников опроса Hallvarsson & Halvarsson назвали корпоративные сайты самым важным источником финансовой информации о компаниях, акции которых участвуют в торгах на биржах. Тем не менее, российские корпорации пока не рассматривают Интернет как инструмент коммуникаций, а такие понятия как информационная открытость и брендинг им пока чужды. По всей вероятности, корпоративные сайты нужны прежде всего миноритарным акционерам. |
|