Шведская компания Hallvarsson & Halvarsson опубликовала очередной рейтинг корпоративных веб-сайтов крупнейших европейских компаний — Hallvarsson & Halvarsson Webranking 2006. Удобство и информативность корпоративных интернет-страниц оценивали специалисты из 16 европейских стран. Специалисты из H & H Webranking проводят оценку сайтов компаний с 1997 года. Сначала компания осуществляла мониторинг только шведских интернет-ресурсов, затем охват исследования был увеличен до всех скандинавских стран. С 2001 года H & H составляет общеевропейские рейтинги сайтов крупнейших компаний. Рейтинг H & H базируется на результатах опросов более чем трехста европейских финансовых аналитиков, инвесторов и журналистов из 16 стран, то есть тех, кому необходима как можно более полная и детальная информация о работе компаний. Оценка каждого сайта проводится как минимум двумя экспертами, которые впоследствии дают ресурсу оценку, исходя из 110-130 критериев. Хотя критерии оценки год от года немного меняются, чтобы отражать изменения в корпоративном управлении и других аспектах финансовой открытости, методология и шкала оценок остаётся неизменной, давая возможность анализировать тенденции и развитие. Высшая оценка, которую по шкале H & H может получить корпоративный сайт, составляет 100 баллов, но за всю историю рейтинга этой оценки не удостаивался ни один корпоративный ресурс. Также ещё ни одному сайту не удавалось преодолеть рубежа в 90 баллов. Первое место в рейтинге корпоративных сайтов Европы заняла Германия — интернет-представительства компаний, расположенных в этой стране, набрали 65 баллов по 100-балльной шкале оценки. Оказавшиеся в одной категории сайты компаний из Финляндии, Швеции, Норвегии и Дании заняли второе место в европейском рейтинге. Французские фирмы за свои интернет-страницы получили 48 баллов и расположились на 4 месте с конца списка, а российские корпоративные сайты заслужили лишь 35 баллов и последнее место. Средняя оценка для сайтов европейских компаний составила 56,5 балла, при этом только четырём компаниям удалось набрать более 80, и ни одной — более 90 баллов. Первое место и звание лучшего корпоративного сайта Европы досталось голландской компании TNT (88,75 балла), второе место занял Банк Дании (Danske Bank, 84,5 балла), а на третьем месте расположилась телекоммуникационная компания Telecom Italia (84,25 балла). В десятку компаний с лучшими веб-сайтами также вошли фирмы из Финляндии, Швеции, Испании, Германии и Швейцарии. Что касается веб-представительств российских компаний, то лучшим здесь был признан сайт компании Лукойл, который занял в рейтинге всего 102 позицию. На 148 месте — сайт компании Норильский никель. Сайт корпорации Газпром занял 156 место. Сайт Сбербанка оказался на 163 месте с рейтингом 24 балла. Худшим корпоративным сайтом Европы был признан интернет-ресурс компании Сургутнефтегаз, который и замкнул рейтинг: 165 позиция и всего 22 балла. Следует отметить, что помимо общеевропейского рейтинга, H & H составляет списки лучших сайтов по отдельным странам Европы, то есть локальные рейтинги. В российский сегмент попали интернет-страницы 26 компаний — Russia Top 26, однако до общего рейтинга большинству из этих сайтов ещё далеко. По мнению шведских аналитиков, дело не в том, что российский бизнес пока слишком мало знают за рубежом. Например, известность «Газпрома» бесспорна, по крайней мере, в Европе. Однако веб-сайты российских компаний отличаются низкой информативностью и плохим английским языком в своих англоязычных версиях. По словам Николаса Франка, работавшего над исследованием сайтов и рейтингом в Hallvarsson & Halvarsson, деятельность российских компаний остаётся неким «провалом», который не заполнился содержанием даже после того, как многие компании зарегистрировались или добиваются регистрации в Лондоне и других европейских столицах. На сайтах крайне мало полезной для инвесторов информации, вероятно — российские корпорации пока не считают Интернет ключевым инструментом продвижения своих интересов. Заинтересованный посетитель или журналист практически ничего не может узнать о текущей деятельности компании. «Если приложить некоторые усилия, то компании смогут нарастить обороты и сравняться с остальной Европой, — полагает Франк. — Для достижения успеха на западных биржах им необходимо обращать особое внимание на связи с акционерами. В любом случае, Россия пока представляет собой развивающийся рынок, и мы должны дать им время наверстать». Если российские компании действительно хотят идти в ногу со временем, то должны в ближайшие годы пересмотреть свою политику по отношению к Интернету, — считают европейские эксперты. В этом они могут ориентироваться на опыт других государств, в частности, Италии. Эта страна всего лишь пять лет назад занимала самые низкие позиции в рейтинге, а теперь она находится в середине, примерно на том же уровне, что и Великобритания. Наиболее заметный рывок совершила упомянутая выше Telecom Italia — за один год она поднялась с 41 на 3 место. Этим она добавила баллов самой Италии в целом — если в 2002 году страна набрала менее 30 баллов, то в 2006 году уже 57. Хотя корпоративные сайты становятся всё более важным источником информации для инвесторов, финансовых аналитиков и журналистов, отечественные корпорации пока не спешат с информационной открытостью. Согласно последним исследованиям, 37% предприятий, сайты которых рассматривались в рейтинге, не раскрывают в полном объёме даже обязательную отчётность. Всего же компании сообщают на своих сайтах примерно три четверти сведений, представляющих интерес для инвесторов. Лишь у девяти управляющих компаний (12%) описание инвестиционной стратегии даёт некоторое представление о том, как выбираются активы в портфели. |
|