Исследователи Стэнфордского университета (Stanford University) в Калифорнии разработали компьютерную программу, которая способна распознавать звуки из различных языков по той же схеме, по которой это делает мозг грудного ребёнка. Специалисты отмечают, что новая разработка должна помочь в понимании того, как люди осваивают речь. Результаты работы стэнфордских учёных опровергают теорию, согласно которой дети, появившись на свет, уже знают все возможные сочетания звуков во всех языках мира. Стенфордские психологи отмечают, что ранее в науке присутствовала теория говорящая о том, что младенцы изначально способны воспроизводить любые буквы любого языка, а с возрастом строить из этих букв сочетания и слова, однако новые исследования показывают, что дети до определённого возраста не имеют информации почти ни об одном звуке. «Научная полемика об алгоритме приобретения познаний в языках базируется вокруг вопроса о том, сколько информации о языке изначально заложено в мозге новорождённого, — пояснил агентству Reuters профессор психологии в Стэнфорде Джеймс МакКлеланд (James L. McClelland), — а сколько приобретается, и как этот процесс обучения можно объяснить положениями универсальных теорий обучения». В своей работе МакКлеланд исходил из гипотезы о том, что дети впитывают звуковую информацию и пытаются разобраться в услышанном, пока не осмыслят структуру языка. «Задача, которую решает для себя ребёнок, обучаясь языку — это разделить звуковой поток на категории и понять, как трактовать каждую из этих категорий, — продолжает МакКлеланд. — Мы пытаемся предложить метод, который решит эту задачу». Вместе с командой специалистов из разных стран он сконструировал модель, действующую по этому принципу. По словам МакКлеланда, его программа исходит из того, что дети систематически сортируют речь на основании звуков, которые они поняли и интерпретировали в структуре языка. Опытный образец был подвергнут испытанию, в ходе которого анализировалась английская и японская речь. Параллельно эту же речь слушали присутствовавшие в лаборатории дети. Компьютер оказался способен распознавать базовые гласные звуки наравне с детьми, что доказывает верное понимание механизмов лингвистического обучения, найденное командой МакКлеланда. Вместе с тем, ряд психологов утверждают, что естественное воспроизведение звуков — это чистая прерогатива человеческого мозга и алгоритмизировать данную систему невозможно, хотя во время лабораторных экспериментов, проводимых одновременно с детьми и компьютерной программой, учёные все же пришли к выводу, что алгоритм запоминания и воспроизведения звуков и у детей и программы примерно одинаков. |
|