Как показывают результаты нового исследования рынка заработных плат в России, проведённого международной консалтинговой компанией Hay Group, умеренный темп экономического роста нашёл отражение в умеренном росте оплаты труда, однако средний показатель движения рынка по-прежнему отстаёт от уровня инфляции. Исследование подготовлено с использованием данных из международного обзора вознаграждения Hay Group за 2011 год. В России в нём приняли участие 310 компаний, представляющие различные секторы бизнеса. Среди участников обзора 76% — российские компании и 24% — иностранные. Обзоры заработных плат Hay Group основаны на сравнении подробной информации о вознаграждении руководителей, полученной из базы данных Hay Group PayNet, одной из наиболее полных в мире базы данных по вознаграждению и льготам, позволяющей провести детальное сравнение заработной платы, премий, размера налогов и стоимости жизни для должностей всех уровней, от неквалифицированного рабочего до руководителя высшего звена. Для подготовки обзоров используются данные разных стран, собранные и проанализированные по единой методологии, что обеспечивает объективность сравнений. В России результаты исследования представляет российское подразделение группы — Hay Group Russia. Среди основных выводов исследования:
В этом году умеренный темп экономического роста нашёл отражение в умеренном росте рынка оплаты труда. Второй год подряд средний показатель движения рынка отстаёт от уровня инфляции. Перспективы дальнейшего развития бизнеса достаточно неопределённы. Нестабильность российской экономики толкает компании к консервативному бюджетированию на 2012 год. На данный момент прогноз повышения составляет не более 10%. По результатам исследования Hay Group, рынок оплаты труда вырос незначительно по сравнению с прошлым годом. Медиана рынка твёрдого оклада выросла на 8,3% — это всего лишь на 1,9% выше, чем аналогичный показатель прошлого года. Рынок совокупного дохода вырос на 8,4%, что также незначительно выше показателя прошлого года. В целом, наблюдается положительная тенденция в размере реально выплаченных премий в Ирина Чернозубова, руководитель практики Hay Group в области информационных услуг по вознаграждению в России и СНГ, отмечает, что компании ставят в этом году более низкие цели для коммерческих (торговых) должностей, что повлияло на размер нацеленной и максимально достижимой премии. Однако размеры реально выплаченных премий демонстрируют положительную тенденцию на большинстве функциональных уровней. Исследование показало, что большинство компаний используют бонусы как основной инструмент краткосрочной мотивации сотрудников. Самое заметное изменение отмечено в этом году в размере целевого показателя для коммерческих (торговых) должностей, который упал в среднем на 4%. Растёт число компаний, использующих оценку эффективности деятельности (performance evaluation) для регулирования размера премий. Финансовые показатели являются наиболее распространёнными для оценки эффективности торговых должностей. Для неторговых должностей компании используют индивидуальные результаты, а также финансовые показатели деятельности компании. Инструменты долгосрочного поощрения все ещё не получили широкого распространения в России, комментирует Ирина Чернозубова. Только 23% игроков рынка используют этот вид поощрения сотрудников. В основном эти практики применяют международные компании. Более того, практически всегда локально используются те же программы, что и на глобальном уровне. Программы поощрения, которые разрабатываются специально с учётом локальной специфики, являются пока ещё редкостью. Однако, по прогнозам Hay Group, количество компаний, которые используют этот вид поощрения, будет стабильно расти, так как удержание талантов в долгосрочной перспективе становится одним из ключевых приоритетов бизнеса. Популярность ДМС несколько снизилась, однако, это по-прежнему самая распространённая льгота в России. В этом году выросло количество компаний (почти на 10%), которые предоставляют сотрудникам программы медицинского страхования, включающие ведение беременности. Льготы, связанные с автомобилями, предлагают своим сотрудникам 77,2% компаний. При этом компании пополняют свой парк автомобилей чаще всего за счёт покупки новых транспортных средств. Лизинг гораздо менее распространён. В этом году выросло число компаний, которые предоставляют своим сотрудникам не сам автомобиль, а компенсацию за использование личного авто. При этом размер компенсации упал почти на 4 000 рублей. Пенсионные планы по-прежнему не распространены. Только 18% компаний предлагают данную льготу своим сотрудникам. Льготы, связанные с компенсацией питания, в целом, не претерпели никаких изменений по сравнению с прошлым годом, однако многие компании отказались от предоставления их в форме купонов на питание. Ирина Чернозубова отмечает, что по сравнению с прошлым годом региональные рынки практики оплаты претерпели некоторые изменения. Хотя разрыв между уровнями заработной платы в столице и восточных регионах несколько сократился, по-прежнему наблюдается заметная разница в уровне компенсаций в западных регионах страны. По результатам исследования, Южный и Дальневосточный регионы страны демонстрируют уверенный рост рынка оплаты труда, чему в немалой степени способствовали значительные финансовые вливания. Ростов и Краснодар демонстрируют медленный, но уверенный рост. В этом году оба эти рынка изменили свои позиции и стали ещё на несколько процентов ближе к рынку Москвы. Москва удерживает позицию самого конкурентоспособного рынка вознаграждения, но Московская область и Санкт-Петербург уже вплотную приблизились к ней на уровнях рабочих специальностей. По всей вероятности, в следующем году этот разрыв ещё больше сократится. |
|