Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала новый аналитический доклад «Взгляд на образование 2015. Индикаторы ОЭСР» (Education at a Glance 2015), в котором рассматривается ситуация с образованием и занятостью в развитых и ключевых развивающихся странах мира, включая Россию. Выпуск 2015 года включает в себя большой массив показателей, используемый для оценки состояния образования на международном уровне и основных направлений образовательной политики, включая использование человеческих ресурсов, функционирование и развитие системы обучения и образования, получение дохода от образовательных инвестиций, а также результаты исследования, проводимого ОЭСР в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся и Международной программы по оценке компетенций взрослого населения. Как показывают результаты исследования, в период с 2010 по 2012 год государственные расходы на образование упали во многих странах ОЭСР, что было связано с последствиями экономического кризиса, поэтому сегодня страны ОЭСР должны предпринимать больше усилий, чтобы минимизировать неравенство в возможностях получения образования и повысить эффективность образовательных систем. Эксперты отмечают, что образование приносит не только финансовые преимущества в виде лучшей оплаты труда. Взрослые с более высоким уровнем образования сильнее вовлечены в социальную жизнь, чаще сообщают о лучшем состоянии здоровья, активнее участвуют в общественной деятельности и в большей степени чувствуют свою причастность к процессам управления в обществе. В среднем, более 80% взрослых с высшим образованием трудоустроены по сравнению с более 70% людей, получивших полное среднее образование или послесреднее нетретичное образование и менее 60% взрослых без полного среднего образования. Взрослые, получившие третичное образование, также зарабатывают примерно на 60% больше, в среднем, чем взрослые, получившие максимум полное среднее образование. В целом, показатели занятости и заработка растут по мере роста уровня образования и навыков взрослых, но рынок труда по-прежнему воспринимает дипломы и степени как первостепенное указание на навыки работника. Помня об этих преимуществах, всё больше молодых взрослых в странах ОЭСР получают третичное (высшее) образование. В среднем, в странах ОЭСР и субнациональных единицах, принявших участие в исследовании по оценке компетенций взрослого населения в 2012 году 22% тех, кто не является студентом в возрасте Данные исследования также показывают, что несмотря на то, что процент поступивших на программы степени бакалавра гораздо выше, чем процент поступивших на программы степени магистра или докторантуру, больше возможностей существует на рынке труда и более высокие заработки отмечаются у взрослых людей с дипломом магистра, чем у тех, у кого есть только степень бакалавра. Трудоустроенные взрослые со степенью бакалавра или эквивалентным дипломом зарабатывают примерно на 60% больше, чем трудоустроенные взрослые с верхней степенью среднего образования, а те, кто имеет степень магистра, доктора или эквивалентную им, зарабатывают более чем в два раза больше. Но образование приносит не только финансовые преимущества. Для взрослых людей с более высоким уровнем образования больше вероятность того, что они сообщат о хорошем здоровье, что они участвуют в общественной деятельности, что они доверяют другим и что они чувствуют, что их мнение учитывается в процессе управления. Другими словами, взрослые с более высоким уровнем образования, как правило, более активно вовлечены в процессы, которые происходят вокруг них. Несмотря на сокращение — или даже обращение вспять — гендерного разрыва в рядах учащихся, женщины по-прежнему недостаточно представлены в некоторых областях образования, таких как наука, технологии, инженерные науки и математика. Вероятность трудоустройства для молодых женщин также ниже, чем для молодых мужчин, несмотря на то, что гендерный разрыв в занятости намного меньше в рядах молодых взрослых, получивших третичное образование, по сравнению с теми, кто имеет более низкий уровень образования. Результаты исследования также показывают, что самое сильное воздействие на заработок взрослого человека оказывает его собственный уровень образования. Для взрослых с третичным образованием вероятность войти в 25% лучше всего оплачиваемых взрослых (по ежемесячному доходу) на 23% выше, чем у взрослых с максимальным полным средним или послесредним нетретичным образованием. В период с 2010 по 2012 год государственные расходы на образование упали во многих странах ОЭСР. Сектор образования ощутил на себе замедленную реакцию на глобальный экономический кризис 2008 года. С 2010 по 2012 год по мере того, когда ВВП начал расти после спада, государственные расходы на образовательные институты падали, как минимум, в каждой третьей стране ОЭСР. Экономический спад 2008 года также непосредственным образом сказался на заработной плате учителей начальной и средней школы. В годы, последовавшие сразу за кризисом, даже если некоторые страны начинали медленно оправляться от кризиса, заработная плата учителей была заморожена или сокращена, таким образом, что количество стран, в которых отмечался рост заработной платы, в реальном выражении, с 2008 по 2013 год снизилось примерно до каждой второй страны ОЭСР. Причём в этот период ничего не было сделано для того, чтобы сократить значительный разрыв в заработной плате между учителями и другими работниками, получившими сходное образование. В среднем по странам ОЭСР учителя дошкольного и начального школьного уровня зарабатывают 78% от заработной платы работника со сходным уровнем образования, работающего на полную ставку круглый год, учителя нижней средней школы зарабатывают 80%, а учителя старших классов средней школы зарабатывают 82% от зарплаты-ориентира. Такой неконкурентоспособный уровень зарплат сильно затруднит привлечение лучших кандидатов в преподавательскую профессию. Сокращение финансирования также может поставить под угрозу деятельность по профессиональному росту учителей. Данные исследования по оценке образовательных достижений учащихся показывают, что, несмотря на рост инвестиций в информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) для школ, учителя не используют эти инструменты систематически. Действительно, учителя, которые участвовали в международном исследовании преподавания и обучения ОЭСР 2013 (TALIS), сообщили, что одно из направлений, в которых им больше всего нужно было бы повышение квалификации, — это развитие навыков ИКТ для преподавания. Другие выводы исследования:
|
|