Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment / PISA) — периодическое мониторинговое исследование качества и тенденций развития математического и естественнонаучного направления национальных систем образования. | |
Исследование |
|
---|---|
Наименование: | Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся / Programme for International Student Assessment. |
Тематика исследования: | Страны и регионы Социальное развитие Уровень и качество образования |
Направление исследования: | Образование Изучение образования. |
Отрасль исследования: | Образование и обучение. |
Периодичность исследования: | Регулярно (раз в несколько лет). |
Организация исследования: | Организация экономического сотрудничества и развития / Organization for Economic Cooperation and Development. |
Сайт исследования: | http://www.oecd.org/pisa/ |
Связанные исследования: | |
Текст статьи: © Центр гуманитарных технологий. Настоящий документ подготовлен совместно с организацией Organization for Economic Cooperation and Development (OECD). Републикация текста не разрешена. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 27.11.2024. | |
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment / PISA) — это периодическое мониторинговое исследование качества и тенденций развития математического и естественнонаучного направления национальных систем образования. Позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах мира и оценить эффективность стратегических решений в области образования. Осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development) в консорциуме с ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров. Исследование проводится начиная с 2000 года, трёхлетними циклами, в странах ОЭСР и странах-партнёрах ОЭСР. Число стран, охваченных программой исследования, постепенно увеличивается. Основные направления исследования, концептуальные подходы к разработке инструментария, способы обработки и представления результатов периодически обсуждаются на научных форумах, в работе которых принимают участие ведущие специалисты в области образования, и утверждаются представителями стран-участниц проекта (как правило, представителями министерств образования) с учётом их практической значимости для этих стран. В России данное исследование осуществляется Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской Академии образования (ИСМО РАО) при участии Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, а также органов управления образованием регионов, участвующих в исследовании. Россия принимала участие во всех циклах программы PISA, начиная с 2000 года. Результаты проведённых исследований стали предметом дополнительного анализа, который провели коллективы Российской Академии образования, Федерального института развития образования и других организаций. Рекомендации и материалы, разработанные в процессе анализа, использовались при введении государственной итоговой аттестации выпускников школ, при разработке государственных стандартов второго поколения, а также компетентностно-ориентированных измерителей образовательных достижений. В рамках исследования изучается уровень грамотности учащихся организаций общего среднего образования и способность учащихся применять на практике полученные в процессе образования знания и навыки. Ключевой вопрос исследования: «Обладают ли учащиеся 15–16–летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, то есть для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?». Выбор учащихся такого возраста объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и навыков, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире. Как было показано в дополнительных исследованиях, проведённых в ряде стран по итогам PISA 2000 и 2003 годов, результаты оценки функциональной грамотности учащихся 15–16–летнего возраста являются надёжным показателем дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности молодых людей. В исследовании выделяют следующие показатели, связанные с обеспечением возможностей для раскрытия потенциала учащихся в процессе их обучения:
Оценка образовательных достижений учащихся проводится по трём основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность:
Для реализации программы исследования разработан специальный диагностический инструментарий, который состоит из блока тестовых заданий, включающих в себя закрытые и открытые задания по математике, естественнонаучным дисциплинам, пониманию текстов и других видов информации. Некоторые задания состоят из нескольких вопросов различного уровня сложности, которые относятся к одной и той же ситуации. Отчёты об исследованиях, оценки результатов и рекомендации странам по актуализации национальных стратегий в сфере образовательной политики публикуются в периодическом обзоре ОЭСР «Взгляд на образование. Индикаторы ОЭСР» (OECD Education at a Glance), в котором рассматривается ситуация с образованием в развитых и ключевых развивающихся странах мира, включая Россию. В целом, программа PISA оказывает значительное влияние на образовательную политику стран, охваченных данным исследованием. Для объяснения результатов, полученных в процессе реализации программы, было инициировано значительное число научных исследований в области оценки качества и эффективности образования. Страны, используя результаты исследования, смогли объективно определить сильные и слабые стороны образования, увидеть свой профиль на фоне других государств и определить направления совершенствования учебного процесса в образовательных учреждениях. |
|
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся
Новости по теме |
---|
Организация экономического сотрудничества и развития представила результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA 2006 года. Как оказалось, наиболее фундаментальными знаниями обладают юные жители Финляндии. Россия и США вошли в группу стран, чьи школьники показали результаты «ниже среднего уровня». |