Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA 2006 года. Как оказалось, наиболее фундаментальными знаниями обладают юные жители Финляндии. Россия и США вошли в группу стран, чьи школьники показали результаты «ниже среднего уровня». Рейтинг образовательных достижений учащихся публикуется ОЭСР раз в три года в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (The Programme for International Student Assessment, PISA), которая представляет собой мониторинговое исследование качества и тенденций развития математического и естественнонаучного направления национальных систем образования. Ключевой вопрос исследования: «Обладают ли учащиеся 15–16–летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, то есть для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?». Исследование проводится методом тестирования 15-летних учащихся общеобразовательных учреждений. Блоки тестов включают вопросы по точными наукам, математике и чтению, а также оценивают умение школьников применять теоретические знания на практике. Приоритетной областью исследования PISA в 2006 году была естественнонаучная грамотность. Оценка математической грамотности и грамотности чтения проводилась с целью выявления тенденций в изменении их состояния за прошедшие годы (для чтения с 2000 года, для математики — с 2003 года). В исследовании PISA в 2006 году приняли участие около 400 тысяч учащихся из 57 стран мира (включая 30 стран-участниц программы — страны-члены ОЭСР), представляющих общую совокупность почти в 20 миллионов учащихся 15-летнего возраста этих стран. В России исследование проводилось Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской Академии образования при участии Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, органов управления образованием 45 субъектов Российской Федерации и различных региональных организаций, занимающихся проблемами образования. В десятку стран, чьи учащиеся показали лучшие результаты, вошли: Финляндия (среднестатистический школьник получил 563 балла), Гонконг, Канада, Тайвань, Эстония, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Нидерланды и Лихтенштейн. У школьников этих и ещё десяти государств результаты выше среднестатистической нормы. Пять стран оказались на среднем уровне, 22 — ниже среднего уровня. В последнюю группу вошли США (489 баллов) и Россия (479). Интересно, что по результатам мониторинга российские учащиеся показывают достаточно высокий уровень владения объёмом знаний, и при этом низкий уровень оперирования этими знаниями. Также в группе стран «ниже среднего уровня» оказались Латвия (490 баллов), Литва (488), Азербайджан (382) и Кыргызстан (322 — самый низкий результат среди всех 57 стран). Для сравнения: школьники Германии набрали 516 баллов, Великобритании — 515, Франции — 495, Испании — 488, Италии — 475, Израиля — 454, Турции — 424, Бразилии — 390, Катара — 349. Средний уровень результатов по странам ОЭСР составляет 500 баллов, и, как правило, две трети школьников в странах ОЭСР получают результаты в диапазоне от 400 до 600. Результаты Российской Федерации в исследовании PISA–2006По всем направлениям исследования результаты российских учащихся оказались значимо ниже, чем результаты по странам ОЭСР или средние международные результаты. Рейтинг российских учащихся среди своих сверстников из 57 стран с учётом ошибки измерения составляет:
По сравнению с результатами предыдущих циклов исследования по математике не произошло существенных изменений, а по чтению результаты стали статистически ниже, чем в 2000 году. Российские учащиеся Самых высоких уровней естественнонаучной и математической грамотности, а также грамотности чтения достигает небольшой процент российских учащихся:
Для сравнения: в лидирующих странах, например, в Финляндии:
Определённый в исследовании 2-й уровень грамотности (естественнонаучной, математической и чтения) выбран в качестве некоторой границы, базового уровня. Считается, что учащийся, достигший этой границы, начинает демонстрировать наличие умений, которые обеспечивают ему возможность активно использовать полученные в школе знания в соответствии с определением функциональной грамотности, которое принято в исследовании. Согласно полученным данным начинают проявлять способность применять полученные в школе знания 90–97% учащихся лидирующих стран, что значительно превышает процент таких учащихся в России (естествознание — 77,8%, математика — 73%, чтение — 64,3%). По результатам оценки сформированности естественнонаучной грамотности большинство российских учащихся (около 60%) продемонстрировало овладение основными умениями (2-й и 3-й уровни по международной шкале), необходимыми для решения простых естественнонаучных проблем. Они смогли выявить ясно сформулированные научные проблемы в некоторых знакомых ситуациях; отобрать факты и знания, необходимые для объяснения явлений; применить простые модели или исследовательские стратегии, интерпретировать и напрямую использовать естественнонаучные понятия из различных разделов естествознания, сформулировать короткие высказывания, используя факты; принимать решения на основе естественнонаучных знаний. 15,1% учащихся продемонстрировали повышенный уровень естественнонаучной грамотности. Они эффективно анализировали различные ситуации и проблемы, в которых явно проявлялись отдельные явления. Они смогли выбрать или обобщить объяснения, основанные на знаниях различных разделов естествознания и технологии, и связать эти объяснения напрямую с отдельными аспектами жизненных ситуаций. Они также смогли оценить свои действия и сообщить о своих решениях, используя при этом естественнонаучные знания и обоснования. 4,2% учащихся показали высокий уровень овладения естествознанием (5-й и 6-й уровни). Они смогли применить естественнонаучные знания и знания о науке во многих предложенных им сложных жизненных ситуациях, дать объяснения и аргументацию на основе критического анализа рассматриваемой проблемы; связать информацию и объяснения из различных источников и использовать их для обоснования различных решений. Они продемонстрировали готовность использовать свои знания для обоснования решений, принимаемых в незнакомых научных и технических ситуациях. При этом достаточно большой процент российских учащихся (22,2%) не овладели базовым уровнем. Это означает, что, окончив основную школу, они имеют только ограниченный запас естественнонаучных знаний, которые они могут применять только в знакомых ситуациях. Они могут давать в основном очевидные объяснения, которые явно следуют из имеющихся данных. Анализ распределения российских учащихся по уровням овладения ими различными аспектами естественнонаучной грамотности в сравнении с их сверстниками из лидирующих стран (Финляндия, Гонконг, Канада и другие), а также многих других развитых стран-членов ОЭСР показывает, что сравнительные данные оказываются не в пользу российских учащихся 15-летнего возраста по многим позициям. Результаты выполнения международного теста по естествознанию выявили достаточно низкий уровень естественнонаучной грамотности российских учащихся, не соответствующий основным требованиям, сформулированным ведущими специалистами мира в области школьного естественнонаучного образования, которые были реализованы в исследовании PISA 2006 года. Это означает, что российские учащиеся 15-летнего возраста уступают своим сверстникам из многих стран мира (33–38 место на международной шкале) в способности:
|
|