Международное исследование качества чтения и понимания текста

Международная Ассоциация по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievements)

Международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study / PIRLS) — периодическое мониторинговое исследование качества и тенденций читательской грамотности в странах с различными системами образования.

Исследование

Наиме­но­ва­ние:Международное исследование качества чтения и понимания текста / Progress in International Reading Literacy Study.
Дата исследо­вания:2001 год — настоящее время.
Перио­дич­ность исследо­вания:Регулярно (раз в несколько лет).
Сайт исследо­вания:http://www.pirls.org/
Текст статьи: © Центр гуманитарных технологий. Настоя­щий доку­мент под­го­тов­лен в соот­вет­ствии с инфор­ма­цией и дан­ными, предо­став­лен­ными организацией Interna­tional Associ­ation for the Evaluation of Educa­tional Achieve­ments. Републи­ка­ция текста не разре­шена. Инфор­ма­ция на этой стра­ни­це пери­оди­чески обнов­ля­ется. Последняя редакция: 22.09.2025.

Международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study. / PIRLS) — это периодическое мониторинговое исследование качества и тенденций читательской грамотности в странах с различными системами образования. Позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания письменного текста учащимися начальной школы в разных странах мира, а также выявить и сравнить изменения, происходящие в национальных системах образования. Осуществляется Международной Ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievements. / IEA) в консорциуме с ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров.

Исследование проводится начиная с 2001 года, пятилетними циклами, и считается одним из наиболее представительных международных исследований в области начального образования. Число стран, охваченных программой исследования, постепенно увеличивается. В России данное исследование осуществляется Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской Академии образования (ИСМО РАО) при участии Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, а также органов управления образованием регионов, участвующих в исследовании. Россия принимала участие во всех циклах программы PIRLS. Результаты проведённых исследований стали предметом дополнительного анализа, который провели коллективы Российской Академии образования, Федерального института развития образования и других организаций. Рекомендации и материалы, разработанные в процессе анализа, использовались при разработке государственных стандартов второго поколения, а также ряда измерителей образовательных достижений.

В рамках исследования изучается уровень и качество чтения и понимания прочитанного текста учащимися, заканчивающими четвёртый класс начальной школы, в странах с различными системами образования. Выбор учащихся четвёртого класса начальной школы объясняется тем, что именно к четвёртому году обучения учащиеся должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством их дальнейшего обучения и способности приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.

В процессе исследования изучаются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:

  1. Чтение с целью приобретения читательского литературного опыта.
  2. Чтение с целью освоения и использования информации.

При чтении художественных и информационных текстов оцениваются четыре группы читательских навыков:

  1. Нахождение информации, заданной в явном виде.
  2. Формулирование выводов.
  3. Интерпретация и обобщение информации.
  4. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Учащимся необходимо прочитать текст и дать ответы на вопросы. При этом одни задания предполагают выбор ответа из предложенных вариантов, другие требуют свободно конструируемых ответов.

Дополнительное анкетирование, которое проводится в процессе исследования, предоставляет возможность сбора контекстной информации относительно социально-демографических характеристик учеников и преподавателей, организации учебного процесса с точки зрения администрации учебных заведений, преподавателей, учащихся и их родителей, социального статуса семей учащихся, типа школы, учебных стандартов и требований, предъявляемых к общеобразовательной подготовке.

Выходные сведенияМеждународное исследование качества чтения и понимания текста / Гума­нитар­ный портал: [Элект­рон­ный ресурс] // Центр гума­нитар­ных техно­логий, 2006–2025 (после­дняя редак­ция: 22.09.2025). URL: https://gtmarket.ru/research/pirls

Новые исследования

Популярные исследования

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.