Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала новый аналитический доклад «Взгляд на образование 2013. Индикаторы ОЭСР» (Education at a Glance 2013), в котором рассматривается ситуация с образованием и занятостью в развитых и ключевых развивающихся странах мира, включая Россию. Выпуск 2013 года включает в себя большой массив показателей, используемый для оценки состояния образования на международном уровне и основных направлений образовательной политики, включая использование человеческих ресурсов, функционирование и развитие системы обучения и образования, получение дохода от образовательных инвестиций, а также результаты исследования, проводимого ОЭСР в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся и Международной программы по оценке компетенций взрослого населения. Каковы последствия экономического кризиса для людей с разным образовательным статусом? Существует ли взаимосвязь между изучаемыми дисциплинами и последующим размером заработной платы, а также уровнем безработицы? Можно ли провести параллели между уровнем образования и склонностью к курению и ожирению? Последнее издание ежегодного доклада из серии «Взгляд на образование. Индикаторы ОЭСР» даёт исчерпывающую информацию на эти и другие вопросы. В докладе представлены последние базисные статистические данные по странам и индикаторы для межстранового анализа в области образования в рамках не только ОЭСР, но и государств «Большой двадцатки» (G 20). Индикаторы скомпанованы тематически и дополнены эмпирическими данными и различными способами их интерпретации. Основные показатели также подкреплены анализом политического контекста. В период с 2008 по 2011 год в большинстве стран, представленных в новом выпуске доклада, отмечалось резкое увеличение безработицы и с тех пор её уровень оставался высоким. Молодёжь особенно сильно пострадала от безработицы или недостаточной занятости в результате глобальной рецессии. В 2011 году средний процент людей в возрасте от 15 до 29 лет, не работающих и не учащихся, составлял в зоне ОЭСР 16%, а среди возрастной категории Хорошее образование по-прежнему является ценным. Уровень образования сильно влияет на способность к трудоустройству, а кризис только усилил это влияние. В среднем по странам ОЭСР, 4,8% людей с дипломом о высшем образовании были безработными в 2011 году в то время, как процент безработных среди людей без среднего образования составлял 12,6%. В период с 2008 по 2011 год разница в уровне безработицы между людьми с низким уровнем образования и людьми с высоким уровнем образования увеличилась: по всем возрастным группам уровень безработицы людей с низким уровнем образования вырос почти на 3,8 процентных пункта, в то время как для людей с высоким уровнем образования он увеличился только на 1,5 процентных пункта. Для молодёжи хорошее образование предоставляет ценную гарантию в случае недостатка опыта работы, даже в момент кризиса: в странах ОЭСР, в среднем, 18,1% людей в возрасте Несмотря на то, что многие факторы сказываются на способности страны сдерживать рост безработицы молодёжи во время кризиса, одним из самых важных является то, каким образом институциональные механизмы, сущесвующие между образованием и работой, облегчают переход к занятости. Те страны, у которых процент выпускников профессионально-технических программ выше среднего (32%), как Австрия, Чешская Республика, Германия и Люксембург, смогли сдержать уровень безработицы в этой возрастной категории ниже 8 процентных пунктов. И наоборот, в таких странах, как Греция, Ирландия и Испания, в которых меньше 25% молодых взрослых получают диплом высшей ступени профессионально-технического среднего образования, уровень безработицы вырос на 12 процентных пунктов и больше для возрастной категории Связь между образованием и доходами остаётся весьма крепкой. Уровень образования сказывается не только на способности к трудоустройству, он также влияет на доходы от трудоустройства. В среднем, относительные доходы взрослых с высшим образованием в 1,5 раза выше чем у тех, у кого есть высшая степень среднего образования, а те, кто не имеет высшей степени среднего образования, зарабатывают на 25% меньше, в среднем, чем их ровесники, получившие такую степень образования. Кризис привёл к тому, что этот разрыв в зарплатах увеличился: средняя разница между доходами от трудоустройства между людьми с низким уровнем образования и людьми с высоким уровнем образования составляла 75%, в среднем, по странам ОЭСР в 2008 году и увеличилась до 90% в 2011 году. Разница в заработной плате между людьми с низким уровнем образования и людьми с высоким уровнем образования, как правило, увеличивается с возрастом — как и надбавка к зарплате за высшее образование. Без среднего образования 25–34-летние зарабатывают 80% от того, что зарабатывают их коллеги со средним образованием, в среднем, а 55–64-летние, не получившие среднего образования, зарабатывают только 72% от того, что зарабатывают их ровесники со средним образованием. Тем временем, 25–34-летний человек с высшим образованием зарабатывает на 40% больше, в среднем, чем его ровесник, получивший только среднее образование, в то время как 55–64-летний зарабатывает на 76% больше. Диплом высшего образования однозначно приносит свои плоды в долгосрочной перспективе. Другие выводы исследования:
|
|