Международная программа по оценке компетенций взрослого населения (Programme for the International Assessment of Adult Competencies / PIAAC) — периодическое мониторинговое исследование профессиональных навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста в странах мира. | ||||||||||||||||||||||||||||
Исследование |
||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование: | Международная программа по оценке компетенций взрослого населения / Programme for the International Assessment of Adult Competencies. | |||||||||||||||||||||||||||
Тематика исследования: | Страны и регионы Социальное развитие Уровень и качество образования | |||||||||||||||||||||||||||
Направление исследования: | Образование Изучение образования, профессиональных навыков и компетенций. | |||||||||||||||||||||||||||
Отрасль исследования: | Образование и обучение. | |||||||||||||||||||||||||||
Дата исследования: | 2008 год — настоящее время. | |||||||||||||||||||||||||||
Периодичность исследования: | Регулярно (раз в несколько лет). | |||||||||||||||||||||||||||
Организация исследования: | Организация экономического сотрудничества и развития / Organization for Economic Cooperation and Development. | |||||||||||||||||||||||||||
Сайт исследования: | http://www.oecd.org/site/piaac/ | |||||||||||||||||||||||||||
Связанные исследования: | ||||||||||||||||||||||||||||
Текст статьи: © Центр гуманитарных технологий. Настоящий документ подготовлен совместно с организацией Organization for Economic Cooperation and Development (OECD). Републикация текста не разрешена. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 27.11.2024. | ||||||||||||||||||||||||||||
Международная программа по оценке компетенций взрослого населения (Programme for the International Assessment of Adult Competencies /PIAAC) — это периодическое мониторинговое исследование профессиональных навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста в странах мира. Позволяет правительствам осуществлять оценку, мониторинг и анализ уровня профессиональных навыков и их распределения среди взрослого населения, отслеживать развитие ключевых аспектов человеческого капитала в своих странах, а также понимать, каким образом системы образования могут способствовать повышению профессиональных навыков и компетенций населения. Осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development / OECD) в консорциуме с ведущими международными научными организациями. Исследование проводится циклично, начиная с 2008 года, в странах ОЭСР и странах-партнёрах ОЭСР. Число стран, охваченных программой исследования, постепенно увеличивается. Под компетенциями (Competency) принято понимать динамический комплекс располагаемых навыков, знаний и установок, которые применяются индивидуумами трудоспособного возраста в реальных жизненных контекстах для достижения тех или иных индивидуальных и/или коллективных целей. Компетенции позволяют адаптироваться на динамично меняющемся рынке труда, устанавливать социальные связи, осваивать новые технологии — в конечном итоге добиваясь более высоких результатов и лучшего качества жизни. Актуальность международной долгосрочной программы оценки компетенций взрослого населения обусловлена признанием важности профессиональных навыков и компетенций для общественного развития и благополучия как отдельного человека, так и общества в целом. Общие прогнозы в этой области свидетельствуют о дальнейшей тенденции непрерывного роста требований к навыкам и компетенциям взрослого населения трудоспособного возраста в ключевых отраслях экономики, которая представляет новый вызов для национальных систем образования, традиционно ориентированных на передачу и производство знаний. В новых условиях от систем образования требуются значительные изменения в организации образовательного процесса, стандартах и подходах к оценке качества образования, во взаимодействии с ключевыми партнёрами в процессе формирования навыков, необходимых для эффективной профессиональной деятельности и отвечающих реальным потребностям работодателей. Поэтому всё больше стран, включая Россию, демонстрируют интерес к участию в соответствующих международных проектах. Оценивая стоящие перед государствами вызовы по формированию необходимых навыков населения для социального и экономического развития, ОЭСР инициировала Международную программу по оценке компетенций взрослого населения, которая представляет собой проект, нацеленный на получение и анализ информации о профессиональных навыках и компетенциях взрослого населения трудоспособного возраста в разных странах, языковых и культурных контекстах. Исследование разработано таким образом, чтобы проанализировать степень и распространение некоторых из этих ключевых навыков в обществе и то, как они используются гражданами в профессиональной деятельности и повседневной жизни. В рамках программы проводится оценка компетенций взрослого населения в возрасте от 16 до 65 лет в трёх областях: навыки чтения и понимания прочитанного (Literacy), грамотности в обращении с числовой информацией (Numeracy) и способности по решению задач в технологически насыщенной среде (Problem Solving). Результаты проекта позволяют исследовать связи между ключевыми компетенциями в современном обществе и широким кругом показателей, обеспечивающих базу для анализа и изменений в сфере образовательной политики. В частности, результаты исследования обеспечивают лучшее понимание следующих процессов:
Отчёты об исследованиях, рекомендации странам по актуализации национальных стратегий в сфере образовательной политики, развитию востребованных специальностей и формированию необходимых профессиональных навыков, а также другие результаты проекта публикуются в периодическом обзоре ОЭСР «Обзор развития навыков» (OECD Skills Outlook). Результаты первого цикла исследования, проводившегося с 2008 по 2013 год, были опубликованы в 2013 году. Основные элементы исследованияДля реализации программы исследования навыков и компетенций взрослого населения разработан специальный диагностический инструментарий, который включает блоки тестовых заданий и вопросник (анкету, предназначенную для сбора контекстной информации), и содержит следующие основные элементы:
1. Прямая оценкаПрямая оценка представляет собой блок тестовых заданий, который выявляет способности и навыки взрослых людей в трёх сферах: грамотность, умение считать и решать задачи в высокотехнологичной среде. Считается, что указанные способности и навыки составляют «ключевые» компетенции в том смысле, что они являются основой для развития других когнитивных навыков более высокого порядка, а также выступают в качестве предпосылок для получения доступа к отдельным сферам знаний и их понимания. Также данные навыки необходимы в различных контекстах — от образования и профессиональной деятельности до повседневной жизни.
2. Исходный вопросникИсходный вопросник по исследованию охватывает спектр информации, относящейся к факторам, которые влияют на развитие и поддержание навыков, таких как образование, социальное происхождение, умение читать и считать, использование ИКТ, языковые навыки, а также информацию о результатах, которая может относиться к навыкам. Осуществляется сбор информации о текущей деятельности респондентов, статусе занятости и уровне дохода. В отношении результатов неэкономического характера исследование содержит вопросы о состоянии здоровья, добровольной помощи, политическом участии и социальном доверии. 3. Использование навыковВ рамках исследования проводится опрос в отношении интенсивности и частоты использования указанных навыков на рабочем месте, а также осуществляется сбор информации о четырёх обширных категориях характерных рабочих навыков: когнитивные навыки, навыки взаимодействия и социальные навыки, физические навыки и навыки обучения:
|
||||||||||||||||||||||||||||
Международная программа по оценке компетенций взрослого населения
Новости по теме |
---|
Организация экономического сотрудничества и развития представила результаты первого этапа исследования профессиональных навыков взрослого населения PIAAC
08.10.2013. 16:50
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят 30 наиболее развитых стран мира, опубликовала результаты первого этапа программы исследования профессиональных навыков взрослых людей, необходимых для участия в общественной жизни и обеспечения процветания экономики. |