Организация экономического сотрудничества и развития: Инвестиции в интеллектуальный капитал, рост и инновации
15.10.2013. 15:18
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала доклад «Поддержка инвестиций в капитал знаний, рост и инновации» (Supporting Investment in Knowledge Capital, Growth and Innovation), посвящённый интеллектуальному капиталу в предпринимательской деятельности.
Инновации являются ключом к успеху предпринимательской деятельности, но те пути, которыми они приходят, претерпевают изменения. Поле зрения современных предприятий распространяется далеко за пределы научных исследования и конструкторских разработок (НИОКР) для придания импульса инновациям. Внедрение инноваций предприятиями включает в себя инвестиции в различные нематериальные активы, такие как данные, программное обеспечение, патенты, проектирование и новые организационные процессы. Эти нефизические активы вместе составляют капитал, основанный на знаниях — интеллектуальный капитал.
В последние годы во многих странах ОЭСР инвестиции предприятий в интеллектуальный капитал растут быстрее, чем инвестиции в физический капитал, такой как оборудование и недвижимость, причём эта тенденция сохраняется даже в сложных экономических условиях. В ряде стран инвестиции предприятий в интеллектуальный капитал сейчас существенно превышают инвестиции в физический капитал, при этом такие инвестиции, в целом, отличались относительной устойчивостью во время глобального кризиса. Но насколько велик вклад интеллектуального капитала в экономический рост и может ли он стать ещё больше? Цель данного доклада состоит в том, чтобы документально подтвердить экономическую стоимость интеллектульного капитала и помочь решить связанные с ним политические проблемы в таких областях, как инновации, налогообложение, предпринимательство, конкуренция, корпоративная ответственность и интеллектуальная собственность.
Ключевые выводы доклада:
Инвестиции предприятий в интеллектуальный капитал способствуют росту и производительности. Исследования по Европейскому Союзу и США показывают, что вклад, который инвестиции предприятий в интеллектуальный капитал вносят в средний рост производительности труда, составляет от 20% до 34%.
Интеллектуальный капитал преобразует то, что делает предприятия конкурентоспособными. Например, в автомобилестроительном секторе программное обеспечение играет всё большую роль в стоимости разработки новых автомобилей, при этом в основе высокотехнологичных автомобилей лежат миллионы строчек компьютерных программ.
Страны, которые больше инвестируют в интеллектуальный капитал, также более эффективно перераспределяют ресурсы в пользу инновационных предприятий. Если судить по доли внутреннего валового продукта (ВВП), то США и Швеция инвестируют примерно в два раза больше в интеллектуальный капитал, чем Италия и Испания, а патентующие свои изобретения предприятия в США и Швеции привлекают в четыре раза больше капиталовложений, чем аналогичные компании в Италии и Испании.
Общие налоговые льготы для НИОКР, с учётом трансграничного налогового планирования, осуществляемого транснациональными предприятиями, возможно являются гораздо большими, чем те, которые предусматривают правительства, разрабатывая свои налоговые стимулы для НИОКР. Бывает, что страны теряют налоговые поступления с продукции, производимой в результате субсидируемых НИОКР, а также теряют преимущества в виде знаний, которые приносит стране производство. Также существует риск того, что чем больше страны будут рассчитывать на налоговые стимулы, способствующие НИОКР, тем большей может стать сумма налога, от которого они будут воздерживаться, с отсутствием, при этом, соизмерного роста инноваций.
Более того, предприятия, не входящие в транснациональную группу компаний, — зачастую малые и молодые предприятия — могут оказаться в неблагоприятном конкурентном положении по сравнению с транснациональными предприятиями в плане осуществления и использования НИОКР. Кроме того, нужно больше данных для того, чтобы оценить сумму дохода, перешедшего в страны с низким или нулевым налогом при помощи налогового планирования транснациональных предприятий, включающего интеллектуальный капитал.
Отрасли, основанные на интеллектуальном капитале, создают новую проблематику для конкурентной политики, в частности, в цифровой экономике, в которой конкуренция отличается от ряда других секторов.
Права интеллектуальной собственности прибретают всё большую важность в качестве рамочных условий для инвестиций в интеллектуальный капитал. Но правила в области прав интеллектуальной собственности не всегда поспевают за технологическими изменениями — многие системы охраны авторских прав, например, были созданы для бумажного и печатного мира и могут мешать новым цифровым услугам.
В разных странах отмечается положительная корреляция между рыночной стоимостью предприятий и инвестициями в интеллектуальный капитал. Но финансовые отчёты корпораций предоставляют ограниченную информацию об инвестициях предприятий в интеллектуальный капитал. Это может стать препятствием для корпоративного финансирования и управления предприятием.
Для более полного понимания инноваций и роста и лучшей политики необходимо лучше измерять интеллектуальный капитал и нужны общие ориентиры для такого измерения.
Рост инвестиций предприятий в интеллектуальный капитал приводит к тому, что все важнее становится правильно подобрать политику в области человеческого капитала. Человеческий капитал является основой для интеллектуального капитала, примером тому может послужить программное обеспечение, которое в основе своей является отражением человеческого опыта, переведённым в код.
Рост интеллектуального капитала также имеет весомые последствия для занятости и неравенства заработка. Экономика с упором на интеллектуальный капитал вознаграждает навыки и тех, кто выполняет нерутинные ручные и когнитивные операции, но также может вознаграждать инвесторов (которые в конечном итоге становятся собственниками большей части интеллектуального капитала) больше, чем работников.
Ключевые политические рекомендации:
Крайне важно правильно подобрать основные рамочные условия для инвестиций в интеллектуальный капитал, это может стать недорогостоящим в налогово-бюджетном плане шагом для тех, кто разрабатывает политику. Должным образом разработанные рамочные условия важны для создания и сохранения высококачественных рабочих мест в глобальных цепочках добавленной стоимости.
Хорошо функционирующие рынки товаров и труда и системы кредитования и финансирования акционерного капитала на ранних этапах крайне важны для того, чтобы содействовать инвестициям в интеллектуальный капитал. Законы о банкротстве, не слишком сильно наказывающие за неудачу, также весьма важны. Снижение строгости законодательства о банкротстве с высокого до среднего уровня в ОЭСР может привести к повышению капиталовложений в предприятия, патентующие свои изобретения, примерно на 35%.
Руководители должны принять и расширить концепцию инноваций, выходя, при этом, за рамки традиционных взглядов, согласно которым НИОКР превосходят всё другое. Другие формы интеллектуального капитала, такие как проектирование, данные и организационный капитал, также должны быть целями политики.
Политика должна сделать так, чтобы предприятиям было легче разрабатывать и продавать новые идеи, при помощи снижения стоимости неудач и содействия тому, чтобы предприятия экспериментировали с потенциальными возможностями роста.
Следует внести улучшения в разработку налоговых кредитов на НИОКР, например, уделять больше внимания отдельным предприятиям, не имеющим таких возможностей трансграничного налогового планирования, как транснациональные предприятия.
Правительства могут предпринять шаги, направленные на облегчение отчётности предприятий об инвестициях в интеллектуальный капитал. В ближайшей перспективе странам предлагается разработать дополнительные меры с помощью вспомогательных счетов для сохранения международной сопоставимости ВВП.
Конкурентная политика должна приводить к конкуренции между поставщиками платформ, убирать ненужные антиконкурентные правила на рынке товаров и обеспечивать эффективное правоприменение конкурентного законодательства, которе будет защищать и поощрять инновации.
Создание экономической стоимости из крупных массивов данных представляет собой передовую деловую инновацию. Правительства ОЭСР должны сделать больше для внедрения последовательной политики в областях защиты частной информации, открытого доступа к данным, инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий и соответствующих технологических навыков.
В экономиках, делающих всё больший упор на интеллектуальные активы, системы прав интеллектуальной стоимости должны сопровождаться политикой, способствующей конкуренции, и эффективными судебными системами. Следует также принять меры, направленные на то, чтобы справиться с эрозией качества патентов (например, действительно ли патенты отражают по-настоящему новые инновации). Существует потребность в большем взаимном признании и сопоставимости между системами прав интеллектуальной собственности во всём мире.