Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала доклад о состоянии и перспективах занятости в 2013 году (OECD Employment Outlook 2013). Каковы последствия экономического кризиса для различных групп населения на рынке труда? Как реформировать трудовое законодательство, чтобы оно обеспечивало защиту трудовых прав служащих и стимулировало их многопрофильные компетенции? Как эффективно содействовать возвращению безработных на рынок труда в условиях нехватки ресурсов? Этим комплексным вопросам посвящён новый выпуск ежегодника «Employment Outlook». Особое внимание уделяется проблеме безработицы среди молодёжи, достигающей 55% в Греции и Испании. В мае этого года министрами ОЭСР был принят «OECD Action Plan for Youth», который предлагает широкий спектр мер для решения этой проблемы. Ожидается сохранение высоких уроовней безработицыБолее пяти лет прошло с начала глобального финансово-экономического кризиса, а уровень безработицы всё ещё остаётся высоким во многих странах ОЭСР. В апреле 2013 года более 48 миллионов человек не были трудоустроены, что на 16 миллионов больше, чем до экономического кризиса 2008 года. Но между странами существуют большие различия — уровень безработицы ближе к 5% или ниже этой отметки в пяти странах ОЭСР, но выше 25% в двух других (Греция и Испания). В России этот показатель один из самых низких — 5,5%. В своих прогнозах на будущее ОЭСР не предвидит больших изменений в уровне безработицы для зоны ОЭСР до конца 2014 года, прогнозируется, что в шести Европейских странах она вырастет как минимум на один процент, а в пяти других странах ОЭСР — снизится на половину процента или больше. Пожилые работники преуспевают относительно неплохоПозиции некоторых групп на рынке труда, в основном, молодых мужчин с низкой квалификацией, относительно слабы. Наоборот, более пожилые работники перенесли кризис лучше, чем в предыдущие глубокие экономические спады. В этом задействован целый ряд факторов, которые начали своё действие ещё до кризиса, среди которых тенденция более позднего выхода на пенсию более пожилых работников, частично потому что они имеют лучший уровень образования и лучшее состояние здоровья, чем предыдущие поколения. Полное или частичное закрытие программ досрочного выхода на пенсию также сыграло в этом роль. Анализ отношений между занятостью более молодых и занятостью более пожилых работников во времени и в разных странах показывает, что пожилые работники улучшают свои результаты на рынке труда не за счёт молодёжи. Это только укрепляет выводы о том, что предыдущие попытки правительств помочь молодёжи найти своё место на рынке труда с помощью программ поощрения раннего выхода на пенсию пожилых работников были дорогостоящими политическими ошибками. Сейчас правительствам удаётся устоять перед соблазном введения программ раннего выхода на пенсию в ответ на существующий сегодня высокий уровень безработицы среди молодёжи. Правительства должны продолжать стратегии, направленные на улучшение перспектив занятости как для молодых, так и для пожилых работников, в том числе с помощью структурных реформ, стимулирующих рост, и целевых мер активизации рабочей силы, что бы помочь работникам обеих этих категорий, каждая из которых имеет свою специфику проблем, найти работу и сохранить занятость. Законодательство о защите занятости становится менее строгимВ последнее десятилетие и, в частности, после кризиса в странах ОЭСР, отмечалась тенденция уменьшения строгости законодательства о защите занятости — правил, касающихся найма и увольнения работников, особенно в части, касающейся коллективных и индивидуальных увольнений. Кроме того, отмечались изменения, хоть и гораздо менее масштабные, для сокращения разрыва между уровнем защиты работников на постоянных и временных контрактах. В Хорошо разработанные политические меры по активизации помогают безработным найти работуПолитические меры по активизации относятся к тем политическим мерам в области рынка труда, которые направлены на то, чтобы поощрить возвращение к занятости тех, кто получает пособие. Подходы могут быть разными, но они включают помощь в поиске работы и обучении и привязывают выплату пособий к доказательству поиска работы и требованиям принять участие в мерах по повышению пригодности к трудоустройству. На основе проведённого ОЭСР подробного обзора политики активизации в семи странах были определены несколько ключевых уроков. В-первых, для того, чтобы предотвратить зависимость от пособий, все страны с хорошо развитой системой поддержки доходов для безработных, могут выиграть от сильной системы активизации, направленной на занятость. Она должна состоять из мер помощи в поиске работы и повышения готовности к работе, сопровождаемых требованиями участия в программах занятости и обучения. Во-вторых, важно продолжать реформы по введению или расширению связанных с работой требований для таких групп, как одинокие родители, безработные пожилые работники и люди с неполной трудоспособностью. Эти реформы доказали свою состоятельность в помощи этим группам в возвращении к работе, даже если изначально они могут привести к определённому увеличению в «открытой» безработице, так как эти группы потеряют свой статус неактивности. В-третьих, внедрение успешной стратегии активизации может требовать таких институциональных реформ, как координация управления льготами и преимуществами и помощь в поиске работы, а также плана финансирования на национальном и местном уровне. Наконец, эффективность государственных и частных служб трудоустройства может быть повышена с помощью управления эффективностью их функционирования на основе измерения результатов занятости с внесением корректировок в зависимости от соискателя и особенностей местного рынка труда. Трудоустройство после сокращения штатовВ тех странах, по которым имеются данные, примерно от 2% до 7% работников сталкиваются с увольнением в связи с сокращением производства или штатов в среднестатистический год. В сравнении с работниками среднего возраста, пожилые и молодые работники подвержены большему риску, при этом поиск ими новой работы проходит по-разному. Пожилые работники, как правило, отмечают, что им труднее вновь трудоустроиться, чем молодым, и они страдают от более сильной потери заработка, а молодые работники находят новую работу относительно быстро и такую, которая требует более высокого уровня квалификации. Большей угрозе увольнения в связи с сокращением штатов подвержена ещё и категория работников малых предприятий и тех работников, чья работа опирается на физические и ремесленные навыки, которые могут быть менее востребованы в таких растущих секторах, как, например, информационные технологии. Так как многие аспекты незарплатных преимуществ увеличиваются с ростом срока занятости на конкретной работе, то сокращённые работники, которые находят новую работу, могут иметь меньше прав на оплачиваемый отпуск и больничный. От них также может требоваться работать по вечерам и в выходные или на неполную ставку. Но, в общем, как правило, основные финансовые издержки сокращённых работников связаны с потерей зарплаты во время нахождения без работы, а не из-за снижения доходов на новой работе. Эти результаты позволяют сделать ряд политических выводов: для облегчения финансового бремени, которое ложится на сокращённых работников, крайне важно быстро вернуть их в ряды трудоустроенных. Кроме того, если государственные ресурсы ограничены, то их следует целенаправленно выделять на пожилых и низкоквалифицированных работников. Наконец, ожидать, что предприятия сами займутся трудоустройством уволенных и их переобучением — это, может быть, не самый правильный подход, если увольнения в связи с сокращением штатов сконцентрированы в малых предприятиях, от которых зачастую не требуется предоставлять или финансировать такие услуги. |
|