Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала доклад о состоянии и перспективах занятости в 2013 году (OECD Employment Outlook 2013). Каковы последствия экономического кризиса для различных групп населения на рынке труда? Как реформировать трудовое законодательство, чтобы оно обеспечивало защиту трудовых прав служащих и стимулировало их многопрофильные компетенции? Как эффективно содействовать возвращению безработных на рынок труда в условиях нехватки ресурсов? Этим комплексным вопросам посвящён новый выпуск ежегодника «Employment Outlook». Особое внимание уделяется проблеме безработицы среди молодёжи, достигающей 55% в Греции и Испании. В мае этого года министрами ОЭСР был принят «OECD Action Plan for Youth», который предлагает широкий спектр мер для решения этой проблемы. Ожидается сохранение высоких уроовней безработицыБолее пяти лет прошло с начала глобального финансово-экономического кризиса, а уровень безработицы всё ещё остаётся высоким во многих странах ОЭСР. В апреле 2013 года более 48 миллионов человек не были трудоустроены, что на 16 миллионов больше, чем до экономического кризиса 2008 года. Но между странами существуют большие различия — уровень безработицы ближе к 5% или ниже этой отметки в пяти странах ОЭСР, но выше 25% в двух других (Греция и Испания). В России этот показатель один из самых низких — 5,5%. В своих прогнозах на будущее ОЭСР не предвидит больших изменений в уровне безработицы для зоны ОЭСР до конца 2014 года, прогнозируется, что в шести Европейских странах она вырастет как минимум на один процент, Пожилые работники преуспевают относительно неплохоПозиции некоторых групп на рынке труда, в основном, молодых мужчин с низкой квалификацией, относительно слабы. Наоборот, более пожилые работники перенесли кризис лучше, чем в предыдущие глубокие экономические спады. В этом задействован целый ряд факторов, которые начали своё действие ещё до кризиса, среди которых тенденция более позднего выхода на пенсию более пожилых работников, частично потому что они имеют лучший уровень образования и лучшее состояние здоровья, чем предыдущие поколения. Полное или частичное закрытие программ досрочного выхода на пенсию также сыграло в этом роль. Анализ отношений между занятостью более молодых и занятостью более пожилых работников во времени Законодательство о защите занятости становится менее строгимВ последнее десятилетие и, в частности, после кризиса в странах ОЭСР, отмечалась тенденция уменьшения строгости законодательства о защите занятости — правил, касающихся найма и увольнения работников, особенно в части, касающейся коллективных и индивидуальных увольнений. Кроме того, отмечались изменения, хоть и гораздо менее масштабные, для сокращения разрыва между уровнем защиты работников на постоянных и временных контрактах. В 1990-х годах прошла широкая отмена законодательных ограничений, применявшихся до этого в регулировании временных контрактов, что привело к возникновению двойственного раскола на рынке труда между положением работников, находящихся на стабильном долгосрочном контракте, и работников, находящихся на ненадёжном краткосрочном контракте. Последние реформы должны помочь сделать так, чтобы рынки труда более гибко реагировали на экономические изменения, сокращая, при этом, разрыв между работниками на временных и постоянных контрактах. Исследования показывают, что, в среднем, это должно пойти на пользу трудящимся, так как им будет проще найти работу, соответствующую их квалификации. Несмотря на это, для некоторых работников это может означать существенные потери. Правительства должны отреагировать с помощью политических мер, направленных на снижение негативного воздействия этих реформ, и помочь этим работникам найти новую работу. Хорошо разработанные политические меры по активизации помогают безработным найти работуПолитические меры по активизации относятся к тем политическим мерам в области рынка труда, которые направлены на то, чтобы поощрить возвращение к занятости тех, кто получает пособие. Подходы могут быть разными, но они включают помощь в поиске работы и обучении и привязывают выплату пособий к доказательству поиска работы и требованиям принять участие в мерах по повышению пригодности к трудоустройству. На основе проведённого ОЭСР подробного обзора политики активизации в семи странах были определены несколько ключевых уроков. В-первых, для того, чтобы предотвратить зависимость от пособий, все страны с хорошо развитой системой поддержки доходов для безработных, могут выиграть от сильной системы активизации, направленной на занятость. Она должна состоять из мер помощи в поиске работы и повышения готовности к работе, сопровождаемых требованиями участия в программах занятости и обучения. Во-вторых, важно продолжать реформы по введению или расширению связанных с работой требований для таких групп, как одинокие родители, безработные пожилые работники и люди с неполной трудоспособностью. Эти реформы доказали свою состоятельность в помощи этим группам в возвращении к работе, даже если изначально они могут привести к определённому увеличению в «открытой» безработице, так как эти группы потеряют свой статус неактивности. В-третьих, внедрение успешной стратегии активизации может требовать таких институциональных реформ, как координация управления льготами и преимуществами и помощь в поиске работы, а также плана финансирования на национальном и местном уровне. Наконец, эффективность государственных и частных служб трудоустройства может быть повышена с помощью управления эффективностью их функционирования на основе измерения результатов занятости с внесением корректировок в зависимости от соискателя и особенностей местного рынка труда. Трудоустройство после сокращения штатовВ тех странах, по которым имеются данные, примерно от 2% до 7% работников сталкиваются с увольнением в связи с сокращением производства или штатов в среднестатистический год. В сравнении с работниками среднего возраста, пожилые и молодые работники подвержены большему риску, при этом поиск ими новой работы проходит Так как многие аспекты незарплатных преимуществ увеличиваются с ростом срока занятости на конкретной работе, то сокращённые работники, которые находят новую работу, могут иметь меньше прав на оплачиваемый отпуск и больничный. От них также может требоваться работать по вечерам Эти результаты позволяют сделать ряд политических выводов: для облегчения финансового бремени, которое ложится на сокращённых работников, крайне важно быстро вернуть их в ряды трудоустроенных. Кроме того, если государственные ресурсы ограничены, то их следует целенаправленно выделять на пожилых и низкоквалифицированных работников. Наконец, ожидать, что предприятия сами займутся трудоустройством уволенных и их переобучением — это, может быть, не самый правильный подход, если увольнения в связи с сокращением штатов сконцентрированы в малых предприятиях, от которых зачастую не требуется предоставлять или финансировать такие услуги. | |