Организация экономического сотрудничества и развития: Панорама государственного управления в 2013 году
15.11.2013. 19:00
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала результаты исследования «Панорама государственного управления 2013» (Government at a Glance 2013), в котором представлен анализ различных факторов, влияющих на доверие граждан к национальным правительствам, а также рекомендации по улучшению сложившейся ситуации.
Исследование ОЭСР показывает, что экономический кризис привёл не только к структурным изменениям в планировании государственных бюджетов многих стран, но и к изменению ожиданий граждан по отношению к действиям своих правительств. В связи с неблагоприятой экономической ситуацией многие правительства стран ОЭСР приступили к внедрению планов структурных корректировок для оздоровления своих государственных бюджетов. Однако, доверие к правительствам существенно сократилось, так как растущие ожидания граждан всё труднее удовлетворить в условиях ограниченных государственных средств. За период с 2007 по 2012 год отмечено значительное снижение доверия граждан к национальным правительствам, что, в свою очередь, ведёт к трудностям при проведении дальнейших экономических реформ. Для того, чтобы удовлетворить ожидания граждан, имея лишь ограниченные средства, правительствам необходим новый подход в государственном управлении. Этот подход должен опираться на создание стратегического потенциала, сильных институтов, эффективных инструментов и процессов, а также чёткие измеряемые результаты. Показатели, приведённые в докладе, показывают, какой прогресс был достигнут странами ОЭСР в этом стратегическом направлении.
Основные выводы исследования:
Проблемы в области государственных финансов ещё не урегулированы, несмотря на существенные усилия, которые прилагались странами для восстановления финансовой стабильности. ОЭСР была произведена оценка тех улучшений, которые необходимо было бы внести в базисные первичные балансы для сокращения валового государственного долга до 60% ВВП к 2030 году. Как показывает прогноз, в среднем в странах-членах ОЭСР необходимо увеличить потенциальный ВВП примерно на 3% по сравнению с состоянием бюджета на 2012 год. Однако, в ряде стран ОЭСР по-прежнему отмечается рост коэффициента соотношения государственного долга к ВВП, а государственные расходы, в среднем, в 2011 году превышали поступления. Это частично было связано со стоимостью комплекса мер по стимулированию экономики и стагнацией поступлений в связи с кризисом, а также ростом расходов, сопряжённых со старением населения.
Правительства стран ОЭСР внедряют новую бюджетную практику и разработали новые институты управления. Те изменения глобальных рамок экономического управления, которые понадобились для поддержания бюджетной дисциплины в связи с неэффективностью существовавших механизмов, заставляют страны совершенствовать текущие инструменты и внедрять новые стратегии. Например, 97% стран ОЭСР сейчас имеют бюджетные правила, при этом, среднее число правил в каждой стране выросло. В период с 2009 по 2013 год восемь стран создали независимые бюджетные институты для продвижения бюджетной дисциплины, выработки экономической информации и обеспечения выделения ресурсов таким образом, чтобы они приносили наибольшую пользу.
Занятость в государственном секторе имеет тенденцию к стабильности в долгосрочной перспективе. Общая занятость в государственном секторе оставалась относительно неизменной в период с 2001 по 2011 год и составляла чуть меньше 16% от общей рабочей силы. Эта цифра относительно низка по сравнению со средней величиной государственных расходов, которая составляла 45,4% ВВП в 2011 году, что указывает на значительную роль внешнего подряда. Несмотря на то, что ряд стран ОЭСР объявили о замораживании найма и сокращении занятости в рамках своих планов налогово-бюджетной консолидации, существенное сокращение сотрудников государственного сектора трудно удерживать долго, так как запросы граждан продолжают расти.
Необходимы дополнительные механизмы для ликвидации гендерного разрыва в государственном секторе. Правительства стран ОЭСР приняли ряд шагов с тем, чтобы гарантировать равные возможности для работников женского и мужского пола, такие как внедрение целей найма и продвижения, а также меры, способствующие большему равновесию между работой и отдыхом. Тем не менее, данные указывают на то, что женщины занимают более 50% (в некоторых случаях, почти 90%) секретарских должностей, но они намного меньше представлены на старших должностях. В число мер, направленных на исправление такого дисбаланса, входят, например, гендерно-чувствительное бюджетирование (GRB), которое учитывает гендерный аспект на всех этапах цикла бюджетирования. Его цель состоит в том, чтобы избежать «негендерных расходов» и повысить эффективность государственных программ, определяя гендерно-диспропорциональные последствия ассигнованных расходов. Однако, менее половины стран ввели у себя гендерно-чувствительное бюджетирование.
Правительства стран ОЭСР используют государственные закупки более стратегически. Многие страны используют новаторские инструменты закупок для достижения экономии на масштабах (например, 94% используют рамочные соглашения), проводя реструктуризацию своей закупочной деятельности, консолидируя свои закупки и вводя ИКТ в процесс закупки (97% используют общенациональную систему электронных закупок для проведения тендеров). Более того, многие члены ОЭСР используют политику государственных закупок не только для того, чтобы способстовать достижению лучшего соотношения цены и качества, а также для достижения других целей политики, таких как инновации, устойчивый рост (73% продвигают зелёные закупки), малые и средние предприятия и создание равных правил игры в плане доступа к экономическим возможностям.
Обнародование активов и личных интересов лидерами, принимающими решения, остаётся важным инструментом управления в области конфликтов интересов. Почти все страны требуют от лидеров, принимающих решения, обнародовать свои активы и источники доходов. Однако, немного стран требуют обнародования предыдущих работодателей и пассивов.
Данные открытого государственного управления приобретают всё большую важность в качестве инструмента управления. Чуть более половины стран ОЭСР имеют национальную стратегию предоставления данных открытого государственного управления гражданам; 16% сообщают о том, что у них имеются отдельные стратегии в этой области для соответствующих профильных министерств, а 28% имеют и общенациональную стратегию и стратегии на более низком уровне. Только 4% стран ОЭСР не имеют никаких стратегий в области данных открытого государственного управления. В число ключевых приоритетов в области данных открытого государственного управления входят транспарентность и открытость, увеличение объёмов для предприятий частного сектора и создание новых предприятий. Кроме того, страны прекрасно понимают весь потенциал данных открытого государственного управления для оказания лучших услуг, однако потенциальное их воздействие на вовлечённость граждан в общественные обсуждения и в процесс принятия решений не фигурируют в числе ведущих приоритетов.
Граждане больше доверяют тем государственным службам, которыми они больше пользуются, а не абстрактному понятию общенационального правительства. Несмотря на снижение доверия к «правительству», граждане сообщают, что они удовлетворены услугами, предоставляемыми правительствами. Например, в среднем 72% опрошенных отмечали, что доверяют своим местным полицейским силам. Практически такой же процент населения считали себя удовлетворёнными наличием качественного здравоохранения, а 66% были удовлетворены системой образования и школами в своём городе или районе. Отмечалось, в среднем, определённое постоянство степени удовлетворённости во время и сразу после глобального экономического кризиса.
Правительства стран ОЭСР уделяют всё больше внимания предоставлению качественных государственных товаров и услуг широким слоям населения. Многие страны вводят стандарты результатов оказания услуг и внедряют механизмы для измерения откликов населения и учёта этих мнений в данном процессе. Впервые доклад сравнивает четыре измерения качества услуг — ценовую доступность, соответствие нуждам, надёжность и удовлетворённость граждан — не только среди стран, но и среди ключевых государственных услуг в области образования, здравоохранения, юстиции и управления налогообложением.
Среди стран БРИКС уровень доверия правительству ниже всего в Российской Федерации и Южной Африке — около 45–47%. Вместе с тем, это выше, чем в среднем по странам ОЭСР. Одним из компонентов, которые влияют на уровень доверия граждан, является функционирование правовой и судебной систем. По уровню соблюдения и защиты основных прав человека Россия сильно уступает странам ОЭСР и обгоняет в представленном анализе лишь Египет и Китай.