Международная аудиторская компания PricewaterhouseCoopers (PwC) представила результаты нового международного исследования «Государство и бизнес: взаимная ответственность», в основу которого положены опросы руководителей крупнейших компаний мира, а также мнения и оценки высших руководителей правительственных структур. Руководители считают, что государственная власть должна заложить основы стабильного и устойчивого восстановления экономики, а управление «по традиционному сценарию» в нынешних условиях — вариант неприемлемый. В ходе подготовки отчёта «Государство и бизнес: взаимная ответственность» были опрошены 23 государственных должностных лица. Результаты данного качественного анализа были объединены с результатами количественного исследования, включавшего 1 258 интервью с руководителями компаний из 60 стран мира, проведённых в последнем квартале 2011 года. Доклад опубликован в серии «Government and Global CEO». С полным текстом отчёта можно ознакомиться на сайте psrc.pwc.com. Ежегодный опрос руководителей крупнейших компаний мира, проведённый PwC, показал неопределённость и неустойчивость темпов мирового экономического роста, отсутствие стабильности на рынках капитала и снижение индекса деловой уверенности относительно будущего в краткосрочной перспективе. В сложившейся ситуации правительствам разных стран мира приходится брать на себя бремя ответственности и подавать пример политического лидерства, способствующего заложению основ стабильного и устойчивого восстановления мировой экономики. В документе указана приоритетная роль трёх сложных и перспективных направлений государственной национальной и международной политики: правительства должны ликвидировать бюджетный дефицит, заложить основы качественного роста и восполнить нехватку перспективных специалистов. Несомненно, каждая страна имеет свои исходные позиции. Правительственные органы стран «Большой двадцатки» должны незамедлительно урезать государственные расходы и переориентировать бюджет на рост, а также восстановить доверие к государственным институтам и укрепить уверенность в них и тем самым сократить дефицит своего бюджета и уменьшить государственный долг, указывают авторы исследования. Несмотря на то что во многих быстрорастущих странах государственная власть пользуется большим кредитом доверия и находится в более выгодном положении, чтобы принимать решения о своём будущем развитии, даже в этих странах необходимо сбалансировать бюджет и справиться с внутренними последствиями кризиса в других регионах. В отчёте приводится мнение Йэна Стюрессона, руководителя глобальной практики PwC по оказанию услуг государственным органам и компаниям: «Правительства всех стран обязаны сосредоточить свои усилия на получении дохода от инвестиций, должны обеспечить максимальную эффективность распоряжения деньгами налогоплательщиков независимо от того, будут ли сокращены расходы, и повысить качество государственных услуг. Ясно одно: в ситуации всё возрастающей неопределённости построение отношений государственного и частного секторов «по традиционному сценарию» — вариант неприемлемый. Общие для всех правительств действия, указанные выше, можно подразделить на три категории. 1. Решение проблемы бюджетного дефицита:Ключ к успеху — расстановка приоритетов, умение сделать сложный выбор и получить более высокие или те же результаты при одновременном сокращении затрат. Стюрессон отмечает: «Во всём мире власть столкнулась с необходимостью сократить дефицит бюджета и государственный долг, чтобы расходы в связи с объёмом потребления не были переложены на будущее поколение». К приоритетным направлениям бюджетной политики для решения проблемы дефицита государственной казны относятся:
2. Создание условий для экономического роста:Государство несёт первоочередную ответственность за создание условий для роста, имеющего стабильные финансовые, макро- и микроэкономические показатели, то есть роста «качественного». «Государственной власти предоставляется бесценная возможность использовать компании с федеральным и муниципальным участием для создания рабочих мест и развития инноваций. Для оценки результатов, не поддающихся измерению по традиционной методике финансового анализа, необходима новая система показателей, которая позволит как государственным лидерам, так и налогоплательщикам увидеть целостную картину». Тремя основными предпосылками экономического роста являются:
3. Восполнение нехватки перспективных специалистов:«Важным условием эффективности найма и удержания работников в крупных организациях является взаимодействие государственного и частного секторов. Правительства могут предпринять больше мер для решения проблемы нехватки квалифицированных и перспективных специалистов на рынке», — отмечает один их руководителей глобального направления по работе с государственными органами и службами Скотт Макинтайр. Государство должно помочь бизнесу привлечь необходимых квалифицированных специалистов путем:
Существует и много других мер, которые также должно предпринять государство и организации государственного сектора как работодатели, чтобы удержать своих основных работников и обеспечить их вовлечённость. В частности, государственная служба должна стать более привлекательной, необходимо разработать долгосрочную стратегическую программу кадрового развития, определить потребность в перспективных специалистах, систематически выявлять перспективные кадры и развивать кадровый потенциал местного рынка. Вывод по результатам опроса руководителей сделать придётся — любому обществу, нацеленному на стабильное экономическое будущее, необходимо обеспечить наличие трёх условий: сбалансированного бюджета, качественного роста и наличия перспективных специалистов, отвечающих требованиям к трудоустройству. Комментирует Екатерина Шапочка, руководитель практики PwC в России по оказанию услуг государственным и общественным организациям: «В эти дни, когда в России формируется новое правительство, идёт обсуждение его повестки дня, когда заработали механизмы Открытого правительства, интересно понять, что думает бизнес о приоритетах государства. Правительства по-разному расставляют приоритеты. Им потребуются разные подходы, учитывающие уникальные национальные и местные характеристики. Однако нет сомнений, что будущее мировой экономики зависит от того, примут ли государственная власть и частный сектор, вместе или по отдельности, правильные решения и возьмут ли на себя ответственность за решение этих сложнейших задач». |
|