Международная аудиторская компания PricewaterhouseCoopers (PwC) представила результаты XIX ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира (19th Annual Global CEO Survey). Как показали результаты исследования, оптимизм руководителей крупнейших компаний в отношении перспектив развития глобальной экономики падает на фоне роста геополитических угроз. В рамках глобального опроса руководителей крупнейших компаний мира, проводимого PwC, в четвёртом квартале 2015 года было организовано 1409 интервью с руководителями компаний в 83 странах. 476 интервью было проведено в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, 314 — в странах Европы, 170 — в странах Северной Америки, 69 — в странах Латинской Америки, 146 — в странах Центральной и Восточной Европы, 87 — в странах Африки и 47 — в странах Ближнего Востока. Результаты исследования были представлены на пресс-конференции в Давосе накануне ежегодной встречи участников Всемирного экономического форума. В России участие в опросе приняли более 100 руководителей, 10 из которых дали развёрнутые глубинные интервью. С целью получения наиболее полной картины по каждой стране выбирались респонденты из разных отраслей. Российские руководители в основном представлены следующими отраслями: металлургическая, нефтяная, газодобывающая, банковская, телекоммуникационная, автомобильная, строительная, индустрия развлечений, розничная торговля. Согласно результатам исследования, две трети руководителей крупнейших компаний (66%) отмечают, что сегодня для их бизнеса существует больше угроз, чем три года назад. Только чуть более четверти опрошенных руководителей (27%) ожидают повышения темпов глобального экономического роста в течение следующих 12 месяцев. Это на 10% ниже уровня прошлого года. Более того, как показывают результаты Ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира, проводимого PwC, лишь треть опрошенных (35%) «совершенно уверены» в перспективах роста своих компаний в текущем году (для сравнения: в прошлом году такой уровень уверенности продемонстрировали 39% опрошенных, а в 2013 году — 36%). Результаты нового ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира, который в этом году получил название «Что такое успех в бизнесе в условиях меняющего мира? Попытка дать новое определение», свидетельствуют о пессимистической оценке перспектив развития мировой экономики в следующие 12 месяцев. В рамках данного исследования, результаты которого обнародованы сегодня на открытии Всемирного экономического форума в Давосе (Швейцария), было опрошено более 1 400 руководителей крупнейших компаний мира. Попытки Китая восстановить равновесие в экономике, падение цен на сырую нефть и озабоченность вопросами геополитической безопасности — все эти факторы повышают неопределённость в отношении перспектив развития глобальной экономики. Только чуть более четверти опрошенных руководителей (27%) ожидают повышения темпов глобального экономического роста в течение следующих 12 месяцев (по сравнению с 37% в прошлом году). При этом 23% ожидают снижения темпов экономического роста, что на 6% больше, чем в 2015 году. Среди руководителей компаний, работающих в Северной Америке, вдвое меньше оптимистов (16%), чем среди руководителей компаний Западной Европы (33%) и Ближнего Востока (34%). Почти треть руководителей компаний в Китае (33%) ожидают снижения темпов роста глобальной экономики в 2016 году. Уверенность в росте доходов снижаетсяСреди руководителей отмечается снижение уровня уверенности в росте доходов собственного бизнеса в следующие 12 месяцев (35% опрошенных заявили о том, что они «совершенно уверены» в росте доходов, по сравнению с 39% в прошлом году). На фоне такого пессимизма позиция руководителей компаний, работающих в Индии, Испании и Румынии, выглядит гораздо более оптимистичной (о высокой степени уверенности заявили 64%, 54% и 50% опрошенных руководителей этих стран соответственно). Наиболее резко изменили своё мнение руководителей компаний, работающих в Таиланде: только 19% «совершенно уверены» в росте своих компаний в краткосрочной перспективе по сравнению с 65% в прошлом году (падение на 46%). Однако наиболее пессимистичными оказались швейцарские руководители: только 16% из них уверены в росте доходов своих компаний (по сравнению с 24% в 2015 году). Уровень уверенности в увеличении доходов также снизился по сравнению с прошлым годом практически в каждой крупной экономике мира: в Китае он составил 24% (2015 году 56%), в США — 33% (2015 году 46%), в Великобритании — 33% (2015 году 39%) и в Германии — 28% (2015 году 35%). По сравнению с прошлогодним опросом ситуация не изменилась в Италии и Японии. Лишь Россия не вписывается в общий тренд: уровень уверенности руководителей компаний в росте доходов вырос до 26% по сравнению с крайне низким показателем прошлого года (16%). Оценивая инвестиционные перспективы, руководители по-прежнему называют США, Китай, Германию и Великобританию среди наиболее важных стран для роста их бизнеса в следующие 12 месяцев. В десятку наиболее привлекательных стран для инвестиций вошли Мексика и Объединённые Арабские Эмираты, вытеснив из неё Индонезию и Австралию. Комментируя результаты опроса, Деннис Нелли, президент PwC International, отметил: «Нет сомнения в том, что уровень уверенности бизнес-лидеров в благоприятном развитии глобальной экономики и повышении темпов роста их собственных компаний резко снизился. Вне зависимости от размера бизнеса стоящие перед компаниями проблемы становятся всё более сложными и включают геополитические факторы, регулирование, обеспечение кибербезопасности, сдвиги в общественном развитии, кадровые вопросы и репутационные риски. Это новый спектр рисков, отражающий угрозы как национальным, так и коммерческим интересам. Пессимизм в отношении перспектив этого года усугубляется и тем, что наиболее важными странами с точки зрения обеспечения темпов роста вновь названы США, Китай, Германия и Великобритания. Тот факт, что руководители компаний по-прежнему считают именно эти страны безопасной гаванью для инвестиций, подчёркивает общую неуверенность относительно источников реального роста в долгосрочной перспективе». Число угроз для бизнеса возрослоВ условиях возросших опасений, связанных с геополитической ситуацией, две трети руководителей крупнейших компаний (66%) отмечают, что сегодня существует больше угроз для их бизнеса, чем три года назад. Как и прежде, главную угрозу для перспектив роста бизнеса компаний их руководители видят в чрезмерном регулировании: 79% руководителей указывают на это четвёртый год подряд — с того момента, когда впервые возникла озабоченность проблемой регулирования. Однако если в прошлом году озабоченность геополитической нестабильностью занимала четвёртое место по результатам опроса бизнес-лидеров, то в этом году 74% опрошенных поставили её на второе место. В результате озабоченность наличием квалифицированных кадров переместилась со второго места на четвёртое, но этот вопрос по-прежнему беспокоит 72% опрошенных руководителей. На третьем месте — обеспокоенность волатильностью валютных курсов (73%). Кроме того, 61% опрошенных руководителей компаний обеспокоены вопросами кибербезопасности, представляющей угрозу как национальным, так и коммерческим интересам. Наибольшую озабоченность высказывают руководители в США, Австралии и Великобритании (более 74%), а также руководители компаний, работающих в сфере банковских услуг, страхования и высоких технологий. Квалифицированные кадры и подбор персоналаПочти половина (48%) руководителей компаний планируют увеличить численность персонала в следующие 12 месяцев — это чуть меньше, чем в прошлом году (50%). Наиболее высокий уровень активности в сфере подбора персонала отмечается в Индии (70%), Великобритании (66%) и Китае (57%). По-прежнему отмечается высокая степень озабоченности доступностью квалифицированных кадров (72%). Особенно высокий уровень обеспокоенности этой проблемой отмечается в отдельных секторах, прежде всего в индустрии развлечений и СМИ, а также секторе высоких технологий. Эта проблема актуальна и для тех секторов, которые традиционно ассоциировались с наличием квалифицированных кадров в области науки, технологии, инженерии и математики, включая промышленное производство, фармацевтику и медико- биологические отрасли. Самый высокий уровень озабоченности отмечен в Азиатско-Тихоокеанском регионе (81%), на Ближнем Востоке (83%) и в Африке (86%), а самый низкий — в Западной Европе (59%). Почти половина руководителей ответили, что меняют свои подходы к подготовке кадрового резерва руководителей (49%). Это позволяет предположить, что бизнес-лидеры осознают, что следующему поколению руководителей необходимо обладать более широким набором знаний и умений для работы в более сложных условиях, определяемых развитием технологий, более широким перечнем угроз и ожиданиями заинтересованных сторон. Вероятно, отражением более широкого взгляда руководителей компаний на вопросы, связанные с растущими ожиданиями общества и формированием доверия к бизнесу, стало то, что 41% опрошенных руководителей заявили, что уделяют больше внимания корпоративной культуре и деловому поведению. Государство и бизнесПо мнению 56% опрошенных руководителей, главной задачей государства должно быть создание понятной и эффективной налоговой системы, а 53% считают, что государство должно создавать условия для формирования квалифицированных, образованных и легко адаптирующихся к изменениям кадров. По мнению 50% руководителей, государство несёт ответственность за создание инфраструктуры — как физической, так и цифровой. Такими должны быть главные приоритеты государства, по мнению участников опроса. При этом руководители в массе своей не дали высокую оценку деятельности своих правительств, особенно в отношении эффективности налоговой системы и равенства в распределении доходов. 67% опрошенных считают, что наличие стабильной налоговой системы важнее низких ставок налогообложения. Примерно треть руководителей (33%) оценили работу правительств по защите персональных данных как неэффективную (для сравнения: 26% оценили её как эффективную). При этом наибольшую озабоченность этот вопрос вызывает у руководителей в Китае (46%), США (60%), Бразилии (72%) и Аргентине (52%). ТехнологииРезультаты опроса отчётливо демонстрируют, какую роль играют технологии в преобразовании бизнеса и более глубоком понимании ожиданий потребителей и общества в целом. Девять из десяти опрошенных руководителей (90%) ответили, что меняют свои подходы к использованию технологий для оценки и удовлетворения ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон. По данным опроса, наиболее значительные изменения отмечаются в секторах с традиционно высокими ожиданиями в области качества обслуживания клиентов, в частности в сфере банковских услуг и рынков капитала (90%), страхования (95%), гостиничного бизнеса и туристических услуг (94%), а также здравоохранения (93%). В целом более 77% опрошенных руководителей полагают, что развитие технологий изменит требования к бизнесу в течение ближайших пяти лет. Наибольшую отдачу с точки зрения эффективности взаимодействия с заинтересованными сторонами даёт использование инструментов сбора и анализа данных и систем CRM. За этим следует НИОКР и инновации (53% всех опрошенных руководителей). Следует отметить в этой связи, что руководителей в Таиланде (76%), Бразилии (72%), Франции (71%) и Германии (67%) оценили этот фактор выше, чем в среднем по миру. Однако внутри компаний технологии и информационная аналитика по-прежнему обладают большим потенциалом, который не реализован в полной мере. В сфере управления кадрами только 4% опрошенных руководителей ответили, что используют аналитику для прогнозирования потребностей в персонале, а 16% используют её в целях повышения производительности. Наиболее острую озабоченность темпами технологических изменений как угрозы перспективам роста высказывают представители сектора банковских услуг и рынков капитала (81%), что на 20% выше среднемирового показателя (61%). За ними следуют представители индустрии развлечений и СМИ (79%) и сектора высоких технологий (66%). Эта озабоченность также нашла отражение в уровне обеспокоенности руководителей компаний этих секторов наличием квалифицированных кадров. Доверие к бизнесу и его миссияВ этом году в ходе опроса предполагалось выяснить, как готовятся руководители компаний реагировать на меняющиеся требования к бизнесу со стороны потребителей и общества в целом. По мнению 59% руководителей, компании должны более продуманно относиться к тому, каким образом они информируют общество о своей миссии и ценностях. Безусловно, если рассматривать проблему изменения потребностей заинтересованных сторон, то руководителям следует задуматься о формировании доверия. Более половины (55%) руководителей компаний обеспокоены отсутствием доверия к бизнесу (для сравнения: три года назад только 37% высказывали такую озабоченность). Однако существуют барьеры, мешающие реагировать на меняющиеся требования и ожидания. Многие руководители (45%) отмечают, что они не принимают мер в ответ на растущие требования и ожидания, так как эти меры связаны с дополнительными расходами. Ещё одним существенным препятствием 42% опрошенных назвали нечёткость и непоследовательность стандартов и нормативно-правовых актов. В целом более 77% опрошенных руководителей полагают, что в течение ближайших пяти лет развитие технологий трансформирует требования к бизнесу в части коммуникаций, отчётности, инвестиций и планирования. Помимо этого, 71% руководителей компаний полагают, что через пять лет успешные компании будут стремиться к выполнению миссии, основанной на создании стоимости для более широкого круга заинтересованных сторон. По мнению 87% опрошенных руководителей для компаний будет важнее доходность в долгосрочной, а не в краткосрочной перспективе. В целом они считают, что для успешных организаций удовлетворение требований и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон будет важнее удовлетворения ожиданий акционеров. Комментирует Деннис Нелли, президент PwC International: «В целом, ситуация для руководителей компаний сегодня очень непростая. Они осознают растущие ожидания общества в отношении бизнеса. Преобразование компаний, основной задачей которых было получение прибыли, в организации, сочетающие получение прибыли и выполнение определённой миссии, не будет быстрым или лёгким. Однако такая трансформация уже начинается, и компаниям остаётся только идти с ней в ногу». |
|