Международная аудиторская компания PricewaterhouseCoopers (PwC) представила результаты нового международного исследования «Зарождающийся глобальный средний класс: уроки новых рынков стран четырёх миллиардов» (Profitable growth strategies for the Global Emerging Middle — Learning from the Next 4 Billion markets), в основу которого положен анализ группы развивающихся стран Next 4 Billion. «Страны четырёх миллиардов» (Next 4 Billion) определяются как группа государств, в которых ныне проживает около четырёх миллиардов человек, то есть более половины всего семимиллиардного населения Земли, а доходы на душу населения составляют от $ 1000 до $ 4000 в год. В эту группу входят Индия, Китай, Индонезия, часть стран Африки и Латинской Америки. В настоящее время значительная часть потребителей поднимаются вверх с нижних ярусов экономической пирамиды и формируют «зарождающийся средний класс». Хотя они по-прежнему зарабатывают скромные суммы (от $ 1,70 до $ 5 на душу населения в день), в Индии, например, эти потребители в совокупности обладают значительной покупательной способностью. В 2010 году в Индии к такому зарождающемуся среднему классу принадлежало около 470 млн человек и по оценкам PwC, к 2021 году этот сегмент вырастет до 570 млн человек. К этому моменту сегмент, расположенный между группой беднейшего населения и средним классом, составит около 42% всего населения Индии. Ожидается, что мировой объём этого сегмента должен превысить 6 триллионов долларов США к 2021 году. Многие компании в мире ищут возможность более активного продвижения на рынки группы развивающихся стран Next 4 Billion и видят в них источник своего роста. Это становится особенно актуальным в связи с замедлением темпов роста в странах со развитыми экономиками. На этих рынках компании традиционно ориентировались на слои населения со средним доходом и на верхушку среднего класса. Однако сегодня перед компаниями открываются новые серьёзные возможности, связанные с зарождающимся глобальным средним классом в странах с развивающейся рыночной экономикой (Global Emerging Middle, GEM). По данным отчёта PwC, теперь этот «бедный средний класс» расположен чуть ниже сегмента среднего класса. На этот рынок уже приходится 2,3 млрд человек в мировом масштабе, и он быстро растёт по мере того, как все больше людей поднимаются над чертой бедности. Ожидается, что в глобальном масштабе его покупательная способность будет превышать $ 6 трлн. к 2021 году. В одной только Индии ожидается превышение отметки в $ 1 трлн. к 2021 году. Планирующие дальнейший рост компании не могут игнорировать возможности, открывающие в этом сегменте зарождающегося среднего класса, однако они должны опираться на инновации, чтобы обеспечивать удовлетворение запросов клиентов и получение прибыли от предоставляемых им услуг. Комментирует Тони Поултер, руководитель международной консалтинговой практики PwC: «Исследование показывает, что, после того как компания завоюет позиции в сегменте зарождающегося среднего класса на рынках стран с разивающейся экономикой, её клиенты будут сохранять лояльность к ней и по мере роста собственных доходов. Компании также могут использовать свои новые функциональные возможности, созданные в сегменте зарождающегося среднего класса в одной стране, для того чтобы конкурировать на других рынках «стран четырёх миллиардов», где есть аналогичные сегменты. Инновации, созданные в «странах четырёх миллиардов», могут также экспортироваться в страны с более зрелой экономикой для стимулирования роста и повышения эффективности. В течение следующего десятилетия многим компаниям придётся войти в этот набирающий обороты сегмент». PwC провела подробные интервью с рядом руководителей и генеральных директоров крупных корпораций и массовых организаций, а также со специалистами по инновациям. Кроме того, был проведён структурированный опрос потребителей, в том числе отдельных лиц и семей, принадлежащих к зарождающемуся среднему классу, чтобы получить более глубокое представление об их нуждах и требованиях. По данным отчёта, компании, которые хотят преуспеть в этой сложной среде, должны учитывать три важных фактора:
|
|