Институт исследований развивающихся рынков Бизнес-школы Сколково представил исследование «Политическое измерение добрых дел: управление отношениями с государством посредством корпоративной социальной ответственности в России и Китае». Авторы исследования указывают, что совершение добрых дел действительно может отвечать интересам бизнеса, а политическое измерение этого процесса в Китае и России имеет особое значение. Институты государственного управления этих стран контролируют критически важные для предприятий ресурсы, традиционно вмешиваются в хозяйственную деятельность и сохраняют систему регулирования со множеством неясных формулировок. То, как компании выстраивают, поддерживают и укрепляют свои отношения с государством, оказывает влияние на выживание и рост бизнеса. В этих условиях корпоративная социальная ответственность (КСО) может быть весьма полезным инструментом, позволяющим компаниям получить доступ к политическим ресурсам и уменьшить политические риски. В новом исследовании предпринята попытка ответить на два вопроса: 1) Как китайские и российские компании взаимодействуют с государством посредством КСО? 2) Каковы их подходы по сравнению с подходами транснациональных корпораций (ТНК) стран-членов ОЭСР? Политическое измерение социально и экологически полезной деятельности подчёркивает стратегическую роль использования компанией КСО для выстраивания отношений с государством. В работе обсуждается идея «стратегии управления отношениями с государством на основе КСО». Под этим понимаются стратегические действия (не подпадающие под государственное регулирование или административные требования), предпринимаемые компанией с тем, чтобы повлиять на программу развития государства или добиться получения различных видов ресурсов, используя для этого практику поддержки социально-экологического развития. Авторы исследования выявили четыре основные стратегии, применяемые компаниями для управления отношениями с государством посредством социально-экологической деятельности. Это изыскание новых форм государственной политики, эксплуатация государственной политики, изыскание новых государственных возможностей и эксплуатация государственных возможностей. При этом между китайскими компаниями, российскими компаниями и ТНК стран-членов ОЭСР существует систематические различия в выборе перечисленных стратегий. Основные результаты исследования:
|
|