Олег Игоревич Генисаретский ( | |
Вопрос: Олег Игоревич, вы много лет были заместителем директора Института Человека РАН, который закрылся в начале этого года. В чём состоял замысел Института Человека и почему вдруг — после стольких лет работы — было решено от него отказаться? Олег Игоревич Генисаретский: В стране, как вы знаете, происходит административная реформа. Объявленная задача её — повысить эффективность государственного управления путём сокращения управленческих функций, расходов и Институт Человека существовал 12 лет. Его основал в начале 1992 года академик Иван Тимофеевич Фролов, известный советский философ и идеолог. Одно время он был главным редактором журнала «Коммунист», газеты «Правда», советником Об Институте Человека писали ещё в У нас соответствующие исследования до некоторых пор просто не проводились. То есть в Задачей Института стало восстановление, Каковы были основные направления наших исследований? Это, например, биоэтика, то есть этические проблемы, связанные прежде всего с новыми медицинскими и биологическими технологиями. Социальная экология: исследования того, как влияют системы социальной коммуникации и организации на самочувствие, работо- и жизнеспособность человека. Психология виртуальных реальностей: с чем мы сталкиваемся и какими становимся, вступая в мир вычислительных и телекоммуникационных сетей? Антропологические последствия чрезвычайных ситуаций, техногенных и социогенных катастроф. Экология культуры: роль культурного наследия в поддержании общей жизнеспособности человека и его способностей к личностному росту, творчеству и духовному возрастанию. Традиционная психологическая культура: навыки «заботы о себе», душевной самоорганизации и личностного роста, культивируемые в различных духовных традициях. Во всех великих культурах есть свои психопрактики; у нас, в православном культурном мире, они известны под именем «исихазма». В моём секторе «Гуманитарных стратегий и практик» трудился известный исследователь исихастской традиции Сергей Сергеевич Хоружий, основатель официально признанной в нашей стране и известной в мире научной школы — синергийной антропологии. Вопрос: Как бы вы теперь оценили результаты этих двенадцати лет и что, Олег Игоревич Генисаретский: А сейчас я занимаюсь судьбой тех направлений, которые интересуют лично меня как исследователя. В первую очередь синергийной антропологией и гуманитарной стратегистикой. Если обозначить перспективу работы в самом общем виде, я бы сказал так: это вопросы «антропологического воображения». То есть: откуда берутся наши представления о том, каким человек может быть, и где пределы, за которыми он перестаёт быть таковым? Что сегодня происходит с природой человека и что ждёт нас, людей, завтра? Одна из таких тем, отчасти даже модных сейчас, — так называемая «трансгрессия»: переступание человеком собственных границ. Вопрос: И давно ли такое происходит? Олег Игоревич Генисаретский: Это всегда происходило. Человек — существо историческое и переступает свои пределы постоянно. Но сегодня темпы жизни, влияющие на эти процессы, стали гораздо более быстрыми и резче выраженными. Кажется, мы меняемся прямо на глазах. Я разумею не только биотехнологии, вроде клонирования, в пределе ведущего к стиранию всех систем родства и родового сознания. Нельзя не принимать в расчёт и политических технологий: например, мощной правовой поддержки сексуальных меньшинств, практики однополых браков — в некоторых церквах их уже удостаивают брачными венцами… Но обратите внимание: в нашей христианской цивилизации основные символы веры написаны в семейных (гендерных) терминах: Вопрос: А направления этой эволюции сейчас хоть сколько-нибудь можно себе представить? Олег Игоревич Генисаретский: Сначала вообще надо признать, что это происходит. Да, есть писатели, учёные, политики, которые об этом говорят. Но этого мало: ведь культура состоит из институтов и традиций. Пока же во взглядах даже на ближайшее будущее человечности — месиво мнений о том, что приемлемо, а что неприемлемо, притом распределённых весьма причудливо. Ну, скажем, в передачах типа «Про это» вас постараются ошарашить очередным подвигом вседозволенности, а на другом канале оповестят о том, как в Нижнем Новгороде православный священник обвенчал двух (хорошо хоть не трёх) гомосексуалистов… Но устойчивого, принятого отношения к подобным фактам как не было, так и не предвидится. Не говоря уж о согласии в их правопонимании. Сюда же относится больная для нашего общества проблема терроризма. Как бы «вдруг» обнаруживаются общественные группы и типы людей, представления и действия которых упрямо не вписываются в наши гражданские порядки, не совместимы с нашими гражданскими ценностями. А мы к этому, оказывается, совершенно не готовы — ни политически, ни морально. У нас в голове не укладывается, что современные, образованные люди, которые читают священные книги, сообщаются друг с другом по Интернету, пользуются пластиковыми карточками и прочими инновациями, — способны на массовые похищения сограждан с собственническими целями или массовые убийства по религиозным мотивам. Что это: отклонение от нормы, видовое варьирование её или иная норма? Каковы пределы нормативной толерантности, за порогом которой — утрата идентичности, культурная дереализация? И что происходит сегодня с правопониманием, какое место оно теперь занимает в составе нашей воли к сохранению своей исторической судьбы? Это уже вопрос юридической антропологии. Стоит вообще обратить внимание, какие мотивы действуют в современной культуре. Вот, например, общеизвестная проблема наркомании. Проводят анкетирование среди школьников, спрашивают: что их тянет к наркотикам? Те отвечают: хочется испытать другие состояния сознания, пережить опыт иного. Спрашивается: откуда же эта тяга к переживанию инобытия? И не религиозного даже… Вопрос: Видимо, доступный опыт Олег Игоревич Генисаретский: Да, повседневная массовая культура не способна предложить человеку достойных, действенных смыслов жизни — и это при том, что осведомлённости о возможностях человека стало гораздо больше. Вопрос, где пределы человеческого, остаётся открытым, и поиск ответа сам стал опытом повседневной жизни. Почему в Соединённых Штатах Америки следующая по популярности профессия после юриста — психотерапевт? Активному человеку, действующему в интенсивной информационной и организационной среде, нужен собеседник, с которым можно беседовать обо всём происходящем в его душе. Вопрос: Скорее всего, психические нагрузки становятся чрезмерными. Олег Игоревич Генисаретский: Или таковы вызовы развития. Я по молодости удивлялся: откуда у наших соотечественников эта невероятная страсть к восточным мистикам, нетрадиционным формам религиозности, каким угодно тренингам? Словно человек сказал себе: куда угодно — только прочь отсюда! А человек не может жить в бесконечно отдалённом светлом будущем. Его влечёт полнота вверенной ему жизни — здесь и сейчас, поэтому он и бросается на все обещания. Он чувствует, знает, что призван к Во-первых, уже почувствован вкус возможности не соглашаться. Вопрос: Мераб Мамардашвили считал, что в России после 1917 года произошла самая страшная из катастроф: антропологическая. Говорят, она продолжается и сейчас. Вы разделяете эту точку зрения? Олег Игоревич Генисаретский: Слово «катастрофа» меня здесь смущает: будто все Вопрос: Однородность, Олег Игоревич Генисаретский: Во всяком случае, она означает, что перепады в развитии стираются. Это сужение диапазона человеческих возможностей, это «невысовывание», идеологически обязательная игра на понижение привели в конце концов к краху великой страны. О системе можно судить по тому, какой человек в ней воспроизводится. Так что, может быть, Мераб Константинович и прав: это плановый антропоцид — человекоумертвие. Вопрос: Как вы Олег Игоревич Генисаретский: Пока трудно сказать. Человек в масштабе своей повседневной жизни так себя не воспринимает — он же не сравнивает себя постоянно с Странное дело: в стране, где громогласно утверждалось, что «владыкой мира будет труд», ценность труда как такового — трудолюбия, мастерства, любого совершенства — была девальвирована. Я тут недавно вызвал сантехника — воздухоотвод наладить. Приходит человек с двумя рюкзаками, ставит их и минут 20, прежде чем поинтересоваться, что он будет делать, раскладывает инструменты. Я спрашиваю: «Вы что, в Германии учились?» — потому что у нас такому уже нигде не учат. Говорит: «Да, я там работал». Человека с таким редкостным отношением к своей работе видно просто за версту. Мой коллега, графический дизайнер Сергей Серов, был вынужден дать такое определение: дизайн, сказал он, это когда прямые углы — прямы, а параллельные линии — параллельны! И это, увы, отнюдь не трюизм, потому что у наших строителей чаще выходит совсем не так, а «как всегда». Мы слишком долго жили светом потухших звёзд: проживали ещё дореволюционный культурный ресурс. Были научные школы, люди, которые учились ещё у тех, кто учился у тех… Но всякий запас рано или поздно исчерпывается. Вопрос: И сегодня его можно считать исчерпанным? Олег Игоревич Генисаретский: Вряд ли это поддаётся количественной оценке… ситуация, конечно, непростая, но не безвыходная. Вопрос: Делается ли Олег Игоревич Генисаретский: Прежде всего, проблемы вообще должны быть признаны. Сначала надо признать, что проблема не столько в управлении образовательными учреждениями (ещё не закончившаяся реформа была посвящена именно этому), сколько в содержании образования. А пока корпорации начинают реализовывать собственные образовательные программы… Вопрос: А чем бы могли помочь в таких обстоятельствах философы? Олег Игоревич Генисаретский: Я бы здесь говорил не столько о философии, сколько обо всём комплексе гуманитарного знания и опыта. Философия действует в ядре этого комплекса — вместе с психологией, с современным искусством, с технологиями управления… Она сама сегодня в России переживает своего рода переоснастку. Если Спрос на гуманитарное и философское понимание человека, на гибкое, правдоподобное и плодотворное антропологическое воображение — очевидная реальность наших дней. Не замечать этого по меньшей мере странно. А отрицать — значит проявлять академическую тупость. Философия, в отличие от всей прочей гуманитарии, посвящает себя опытам знания о «сверхчеловеческом». Мы всегда или чуть больше самих себя, или чуть меньше, — так вот, философия занимается вызовами, которые побуждают человека превосходить самого себя. Вопрос: И в этом качестве она в нашем обществе сегодня Олег Игоревич Генисаретский: Знаете, сейчас с книжных полок быстрее всего исчезают два рода книг: это серьёзная философия, включая богословие, и гуманитарная психология. Правда, тиражи не те, что раньше: тысяча, две тысячи, — но тем не менее это факт. Это я вам как книжник говорю: если пройдёшь мимо и не купишь — через пару месяцев уже не найдёшь. В очень многих местах — не только в Москве, в Санкт-Петербурге и иных центрах образованности — появляются журналы, кружки, авторы, которые обсуждают, прорабатывают интересующие нас вопросы. Так что пациент скорее жив, чем мёртв. Что бы там ни говорили, философская традиция у нас была в своё время не то что прервана, тут сложнее: она ушла в другие области мысли. И внутри себя довольно своеобразно распределилась. При советской власти проще было заниматься логикой, эстетикой, чем этикой или онтологией. Поэтому, в частности, у нас сильная логическая школа. И при всём при том творил Алексей Фёдорович Лосев; чудом сохранился архив о. Павла Флоренского, и выросли его внуки, ныне публикующие его… Многое сохранилось среди церковного мира. Память была подвигом, но тем не менее она была. Мы знаем по биографиям О. Мандельштама, А. Ахматовой: речь шла о запоминании наизусть, как в Древней Индии нужно было наизусть знать Веды. Или вот поразительная вещь: в Рязанской губернии, где мы ремонтировали храм, я увидел Евангелие, почти целиком выклеенное из цитат, вырезанных из журнала «Наука и религия!» Книг не было, даже Новый Завет приходилось собирать по частям… А в Вопрос: Началась жизнь философии в этих «превращённых формах» — Олег Игоревич Генисаретский: Период прямого начитывания, переиздания, конечно, позади. Теперь многое открыто и доступно, хотя бы по первому кругу прочтено, во всяком случае, попробовано на зуб. Между прочим, на Вопрос: Вы ведь сами были активным участником возрождения философии в Олег Игоревич Генисаретский: Ну да, я закончил Московский инженерно-физический институт. Но в конце обучения стало понятно: ясного видения профессионального и духовного будущего нам в стенах аlma mater не обещают. И тут все пошли по разным местам — искать ответов на волновавшие нас вопросы. Мы Но такова была особенность организации подсоветской интеллектуальной жизни: свободнее себя можно было чувствовать на чужих площадках. Это был способ двигаться в жизни более самостоятельно. И как бы ни относиться теперь к Московскому методологическому кружку и Вопрос: Что вам интересно сегодня? Олег Игоревич Генисаретский: Я теперь размышляю над эффектами цивилизационной синергии: над тем, где сходятся этно-культурные, конфессиональные, научно-технические проектные перспективы становящегося миропорядка. О роли гуманитарных стратегий и практик в понимании и выборе этих перспектив. Скажем: возможен ли достаточно серьёзный конфессиональный диалог без понижения уровня исповедальной идентичности? — точнее, не диалог-разговор, а диалог-синергия, то есть соработничество. У нас в Академии по инициативе Шарифа Мухаматовича Шукурова был реализован академический проект «Совершенный человек», посвящённый пониманию человеческого совершенства в разных религиозных и философских традициях. Вышла одноимённая книга. Так вот, я работаю на этом фронтире. Сейчас готовлюсь к открытию сайта "Prometa», тематическая ось которого — «Наследие и жизнеспособность». Наша страна — перекрёсток очень многих традиций: культурных, интеллектуальных, духовных, как письменных, так и бесписьменных. Есть великая философия, богословие и психопрактика буддизма, мусульманская образованность, православная духовная традиция. Но пока каждая из традиций внутри себя гораздо богаче, насыщеннее, чем все контакты между ними. Возможна ли синергия — | |