Борис Ефимович Гройс — профессор философии, теории искусства, медиа-теории в Государственной высшей школе дизайна в Карлсруэ (Staatliche Hochschule für Gestaltung Karlsruhe). В |
|
Вопрос: «Утопия и обмен» — книга, которая архивирует концептуализм, относя его в область прошлого. Однако ваш собственный роман «Визит» многие критики относят к типу концептуалистского романа. Перспективен ли для вас концептуализм? Борис Гройс: Во-первых, непонятно, что означает сам термин «концептуализм». В западной традиции концептуализмом называлось использование текстов в изобразительном контексте. В более широком смысле задача концептуализма в том, чтобы сделать эксплицитными и почти машинными те ходы, которые изготавливают текст и вообще художественное произведение; чтобы представить создание текста путём системы понятных операций, которые могут быть механизированы. Большей частью искусство стремилось бороться против машины и делало выбор в пользу креативного, спонтанного, живого, естественного, натурального, эмоционального — против машинного, повторяющегося, воспроизводимого, механичного… Постромантическая позиция «живая человеческая душа — против мёртвой машины» определяла отношение к культуре на протяжении Вопрос: Насколько новым является для вас этот выбор в контексте вашего понимания нового, и насколько ново для вас ваше старое понимание нового? Борис Гройс: Производство нового я и сейчас оцениваю так же, как в моей книге «О новом». Но не думаю, что центром в ней является понятие нового. Самое главное там — понятие архива. Дело заключается в том, что архив, музей, письменность воспринимаются обычно как репрезентации прошлого. Но меня интересует не прошлое, а будущее; для меня действительность не то, что протекает вне стен архива и существует de facto. Действительность для меня — это то, что не собрано и не отражено в архиве. Действительность дополнительна по отношению к архиву. Когда мы встречаем в действительности то, что есть в архиве, мы воспринимаем это как сумму мёртвых форм: хотя они продолжают быть здесь, они не обладают статусом актуальности, современности, не указывают будущее. Таким образом, для меня архив не есть способ репрезентации прошлого, а машина для производства будущего. Архив именно тот агрегат, который ориентирует наше зрение, информирует его, вооружает наше зрение и обращает его на то, что в действительности конституируется, выделяется, оформляется как новое. Я не думаю, что со временем что-нибудь изменится, если только не предположить, что все архивы будут разрушены. Я думаю, что в машинно-технической цивилизации, в которой мы живём, машинная память заменяет реальную память, и главная функция архива — освободить нас от памяти. Архив — это технический симулякр, который освобождает нас от памяти и ориентирует наше внимание на актуальное будущее. Вопрос: Вы пишете на немецком. До какой степени вы идентифицируете себя с русской культурой? Борис Гройс: Русская культура для меня — это Вопрос: Как давно вы занимаетесь медиа? Борис Гройс: Я занимался этим всегда, потому что, как и любой человек, я использую язык, письмо, знаки, гримасы. Я не думаю, что новые медиальные практики чем-то особенно отличаются от старых, но поскольку это тема модная, работу над ней финансируют. Любая современная практика — это комбинация из саморефлексии и подчинения моде. Было бы иллюзорно считать, что мода свободна. Мода — это рабская сфера. Если человек работает, значит, он позволяет себя эксплуатировать, и орудие этой эксплуатации — мода. Я стал заниматься медиальными практиками, когда это стало модно. Тем не менее, если вы попадаете в сферу моды, для вас мало что меняется, потому что вы пишете и говорите о том, о чём вы говорили и писали всегда, но с употреблением Вопрос: Вы говорили сегодня о своём семинаре по спиритизму. Спиритизмом вы тоже всегда занимались? Борис Гройс: Спиритизм — это техническая практика по вызыванию духов. Практика эта базируется на очень простой идее — на радикализации картезианского дуализма, то есть на противопоставлении духа и тела. Если тело воспринимается как абсолютная машина, как передатчик Вопрос: Виртуальное — это вышедший из моды частный случай медиа? Борис Гройс: Прежде всего, что такое виртуальное? Виртуальное — это немиметическое. Если виртуальный образ — тот, который возник не в результате воздействия действительности на сетчатку глаза или фотоплёнку, а благодаря, допустим, процессированию в компьютере, то можно сказать, что это просто описание искусства. Всё искусство возникло благодаря процессированию в мозгу. Поэтому не было такого случая, чтобы искусство было не виртуально. Виртуальная культура — это плеоназм. На самом деле интересно не противопоставление реальности и виртуальности, а противопоставление виртуальности и фантазии. Мы имеем два типа фантазии. Один тип — это женские фантазии, которые не предполагают реализации, мечтательные фантазии о том, что может быть, когда-нибудь, что-нибудь, как-нибудь, где-нибудь. То есть те, которые Лакан описывал, когда говорил, что женщину нельзя понять, так как она действует вне символического порядка. Другой тип — мужские фантазии, которые опираются на вирильность и virtus, — это и есть виртуальные фантазии, которые предполагают свою реализуемость. В этом смысле виртуальными являются христианство, марксизм. Вопрос: А какие вы видите перспективы у компьютерного искусства? Борис Гройс: Никто не знает, что это такое. Культура начинает развиваться с того момента, когда возникает архив. Вопрос о статусе художественных произведений связан с вопросом об их архивном статусе, то есть в данном случае с вопросом о том, каковы механизмы хранения, фиксации, презентации и так далее созданного в Интернете. Пока Интернет слишком напоминает жизнь: там всё течёт, меняется, стирается, куда-то отсылается. Там нет никакой фиксированной системы памяти, нет кладбища, нет архива. С другой стороны, он напоминает кладбище с самого начала, потому что все тексты могут быть сохранены — достаточно нажать на кнопку. Компьютерные сети сейчас колеблются между ситуацией музея и не-музея, архива и не-архива, и всё это, мне кажется, недостаточно структурировано. Если вы хотите моё предположение, я думаю, что это никогда не будет структурировано. Культура состоит в разделении маркированных и немаркированных пространств типа сакральное/профанное. У меня нет ощущения, что Интернет может стать институцией, границы которой совпадут с границами сакрального. Если это произойдёт, то эти формы мы пока не можем предвидеть. Тексты, которые сейчас существуют в Интернете, это как мы с вами поговорили-поговорили и разошлись. Они получат статус литературных текстов, только если создастся механизм, который будет их фиксировать, производить, помещать в Вопрос: Что вообще сейчас модно? Борис Гройс: Прежде всего, наука — модно. Дело в том, что наука вся развалилась, никто уже не отличает науку от не-науки. De facto каждый пишет, кто во что горазд. Потому что нет критериев, нет цензуры, а где нет цензуры — там нет науки. В тот момент, когда возникают демократические веяния, наука исчезает, потому что исчезает система цензуры. В тот момент, когда наука исчезает, возникает увлечение научностью. Сейчас все художественные выставки предлагаются как научные или построены Вопрос: На вас так действует соседство Слотердайка в Карлсруэ? Борис Гройс: Нет, генетика действительно в моде, а Слотердайк просто человек очень чувствительный. Когда в Китае бабочка махнет крылом, то в Вопрос: То есть элитарная научность возникает из массовой голливудской культуры? Борис Гройс: Нет, элитарности вообще никакой нет — есть только модность. Для нынешней культуры противопоставление элитарное/массовое нерелевантно. Есть только понятия «модное» и «немодное». Что, элита не стремится за модой? Посмотрите: люди все носят одно и то же, просто за разные деньги. Иерархия не связана с элитарностью в культурном смысле — она связана с тем, кто сколько зарабатывает денег. В смысле формы мода общая, но, с другой стороны, люди модно одетые отличаются от людей немодно одетых, как и люди модно мыслящие отличаются от людей немодно мыслящих. Одна и та же мода проявляет себя в различных средах: мы видим возникновение странных существ, частично антропоморфных, частично деантропоморфизированных в голливудском искусстве, и мы видим академический дискурс на эту тему. Есть мужская мода, есть женская, одни покупают сумочки, другие — туфельки, и это зависит от того, что кому нужно, но всё соответствует одной и той же форме — форме моды, которая маркирует принадлежность человека к сегодняшнему дню, что является единственным критерием ценного. Вопрос: Чему посвящена ваша последняя книга? Борис Гройс: Моя книга «Под подозрением» посвящена поиску истины. Когда мы видим Экономическая практика — приписывание ценности истине. Приписывание истине качества «скрытого», «реального», «субъектного», «сущностного», «онтологического» — акт чисто экономический, типа «эта колбаса стоит 20 марок». Я пытаюсь разработать в моей книге экономику подозрительности, которая является аналогичной денежной экономике. Многие считают, что подозрительность — враг веры, но на самом деле вера — эффект подозрительности. Когда в кинематографе Хичкока мы видим закрытый шкаф и говорим: наверное, там кто-то сидит, и, действительно, выскакивает человек с ножом, мы думаем, что он всё время там сидел. Фундаментализм, вера, убеждение в онтологическом статусе тех или иных знаков происходит именно из подозрительности, из ожидания того, что за этим Вопрос: Генетикой вы не собираетесь заниматься? Борис Гройс: Вообще я не люблю ничего живого. Я предпочитаю иметь дело с неживым. Генетика — это Вопрос: Труд связан и с потреблением. Борис Гройс: Это современные люди так думают. Даже слово есть в немецком языке: Аrbeitnehmer — тот, который потребляет труд. Но меня интересует чистый феномен труда: в чём, собственно, заключается труд? Предварительная гипотеза: труд заключается в манипулировании сознанием. Ещё Гегель написал, что вначале господа боролись друг с другом за власть и признание, но потом выяснилось, что ими манипулирует слуга, ими манипулирует труд, ими манипулирует рабочий, так как он создаёт тот мир, в котором они могут удовлетворять свои желания. Проблема в том, что мы не знаем своих желаний, потому что мир с самого начала манипулирован трудом. Мы можем идентифицироваться с миром, в котором живём, только если мы манипулируем собой и другими. Манипуляция есть адекватная форма труда, поэтому мы живём в мире, источником власти в котором является труд: 99% людей занимаются потреблением. Вопрос: Вы хотите приобщить пассивное человечество к труду? Борис Гройс: Целью спасти человечество я задаюсь в последнюю очередь. Я хочу разобраться в механизме современной цивилизации с точки зрения наблюдения, и, наблюдая за собой, я вижу, что я существую в двух модусах: либо это модус манипулирования путём различных медиальных средств, либо это модус потребления. Другое, которое скрывается, исчезает… Реальность, которая скрывается, исчезает… Что это такое? Это труд, это работа. Великое Другое — не есть Эрос, который тоже тип потребления, и не есть безумие, которое тоже тип потребления. Другим является работа. На самом деле Фуко был Другим, когда он писал свои сочинения, а не тогда, когда он курил или занимался прочими делами, от которых и умер. Работа есть Другое в гегелевском смысле — это работа раба. Рабство раба есть то самое манипулятивное Другое, которое ищет и не может найти современная цивилизация. |
|