Борис Ефимович Гройс — профессор философии, теории искусства, медиа-теории в Государственной высшей школе дизайна в Карлсруэ (Staatliche Hochschule für Gestaltung Karlsruhe). Автор многих книг. В |
|
Вопрос: Начало XIX века стало для нас началом совершенно новой эпохи, и в этом плане фактический календарь будто подчёркивает значение тех событий, очевидцами которых мы стали в последние годы. Ясно, что мир меняется, и в политике очевидно полное поправение, а сегодня старые левые либо разбиты, либо рассеяны, а модный в Борис Гройс: Я думаю, что если говорить не прямо о влиянии 11 сентября 2001 года, а о проблеме политической корректности, то, вы знаете, дело в том, что проблема политкорректности и идеология политкорректности довольно тесно связаны с проблематикой культурной идентичности. То есть, с вопросом о том, каким образом художники и писатели артикулируют специфические черты своей национальной культуры. На самом деле, политическая корректность уже представляет собой определённый отход от традиционных модернистских идеалов универсализма и интернационализма. Речь идёт о такой Вопрос: А может эта ситуация связана с тем, что в сознании интеллигентных дилетантов, которые не профессионально занимаются современным искусством, а просто интересуются им, современное искусство Борис Гройс: Я думаю, что современное искусство очень разнообразно, но если говорить о современном искусстве в оппозиции к рыночному в оппозиции к современной массовой культуре, то, конечно, современное искусство рассчитано на поддержку государства, рассчитано на поддержку Но подобного рода настроения и связи, конечно, связаны с определённой надеждой на государственную поддержку, а соответственно с определённой левой ориентацией, если мы имеем в виду под левой ориентацией ориентацию на сильное государство, которое вмешивается в культурную политику и поддерживает идеологически мотивированные или чисто культурно мотивированные проекты, противоположность чисто рыночной ориентации. Но при этом не следует забывать, что как раз крайне правые, не американские, а европейские крайне правые, также апеллируют к государству и также апеллируют к культурной идентичности и к роли государства как гаранта этой культурной идентичности. И мы сталкиваемся как раз в Европе с возможностью комбинирования левых и правых апелляций к государству и к идеологически мотивированной культурной политике, это была ситуация в Вопрос: Насколько я знаю, после 11 сентября 2001 года после терактов в Америке вы выступили с большими лекциями, в которых пытались прояснить своё видение той ситуации, свою дешифровку тех событий. Не могли бы вы вкратце повторить те мысли, что показалось вам наиболее интересным во всей этой трагической истории? Борис Гройс: Я уже достаточно давно, уже пару лет тому назад написал книжку, которая называлась: «Под подозрением». И подзаголовок был: «Терминология современных медиа». Эта книжка была ориентированно направлена против определённого утопизма, связанного с Интернетом и современной коммуникацией, с современным рынком. Этот утопизм был очень развит в Я думаю, что шок 11 сентября не столько в самом акте насилия, не столько в самом акте нападения на Нью-Йорке, сколько в том, что вся эта оптимистическая, пацифистская, утопическая идея глобализации немедленно оказалась опровергнута, поставлена под вопрос и, по существу, перевёрнута. Мы видим сейчас Интернет, видим сейчас все эти международные глобальные сети коммуникации скорее как угрозу, нежели как обещание. Поскольку террористы использовали как раз все современные банковские, финансовые и информационные потоки для того, чтобы ими манипулировать и чтобы по ту сторону суверенного контроля отдельных государств создать Вопрос: Год назад в одной мюнхенской газете я прочёл большое интервью, которое дал журналистам этого издания знаменитый американский философ-профессор Ричард Рорти, один из может быть самых видных представителей сегодняшней американской интеллектуальной элиты. Рорти, в общем-то, в той беседе с «Зюддойче Цайтунг» высказывался довольно резко и непривычно патриотично, непривычно патриотично для интеллектуала. Он говорил, что миру Борис Гройс: Вы знаете, просто дело в том, что, как я сказал, глобализация, виртуальные миры, Интернет и так далее очень увлекли интеллигенцию, и тот же Бодрийяр, и тот же Жижек и остальные писали о симуляции и о том, что все сейчас происходит на поверхности информационных потоков, что Вопрос: Вы известны как профессор школы дизайна в городе Карслруэ, как человек, который постоянно живёт в Германии. Но для большинства российских интеллигентов, Германия — это страна, в которой на протяжении последних нескольких десятилетий действовали очень серьёзные, практически неодолимые гуманитарные табу, связанные с комплексом коллективной вины немецкого народа за войну и, в первую очередь — за геноцид евреев при Гитлере. В этом контексте часто даже простая игра с немецкой национальной романтикой была занятием крайне опасным, не только для политика, но и для художника. Даже обыгрывать патриотизм побаивались, ведь даже при слове «фатерланд» сразу закономерно возникал образ Гитлера. Но вот прошла кампания выборов в Бундестаг, и в её ходе мы ясно увидели, что и в Германии много и при этом очень стремительно изменилось за последние несколько месяцев или может быть лет. Один из лидеров либеральной Свободной партии даже позволил себе высказаться вполне в антисемитском духе, и он был не единственным человеком, который позволил себе такого рода высказывания. Насколько прочны вот эти самые гуманитарные табу сейчас в Германии? Не надоел ли немцам комплекс коллективной вины, что вы можете сказать по этому поводу? Борис Гройс: Вы знаете, если говорить об искусстве, то оно очень интернационализировано в Германии, оно очень успешно на международных рынках. Конечно, в искусстве тематизируются немецкие темы и немецкие национальные темы, но это, кстати, происходило всегда. И волна тематизации этих тем началась уже в 1970-х, если не в Я думаю, что тем временем все табу практически разрушены, но должен сказать, что эти нарушения табу хотя и встречают часто критику в газетах, но опять же приводят к повышению тиражей соответствующей литературы. Рынок очень хорошо показывает, что если кто-то нарушает табу, то он при этом сразу имеет большой рыночный успех. Поэтому нарушение табу, с одной стороны, имеет место, но с другой — воспринимается публикой опять же как в известном смысле рыночная стратегия, что это не на 100 процентов всерьёз. Существует определённая доля цинизма не только в отношении |
|