Институт Брукингса (Brookings Institution) — один из ведущих экспертно-аналитических центров в Соединённых Штатах Америки, который специализируется на общественных науках, муниципальном управлении, внешней политике и мировой экономике. Считается, что именно эта организация оказывает наибольшее воздействие на государственную политику США. «Цель Института Брукингса и всех других «мозговых центров» состоит в том, чтобы «предоставлять политикам анализ и выводы, которые использовались бы в качестве основы формулирования той или иной новой политики, а также изменения уже существующих стратегий или отказа от них», — поясняет президент Института Брукингса Строб Тэлботт (Strobe Talbott), бывший заместитель государственного секретаря США, отвечавший за отношения с Россией в администрации президента Билла Клинтона. «Одна из наших самых трудных и стимулирующих задач, — считает он, — состоит в раннем выявлении новых и серьёзных нерешённых вопросов, с которыми в будущем придётся иметь дело Соединённым Штатам и всему миру», и привлечении к ним внимания политиков и общественности. |
|
«Сырьём» для работы «мозговых центров» служат идеи. «Мозговые центры» (Think Tanks) — или, используя более точное их определение, экспертно-аналитические организации, занимающиеся социально-политическими исследованиями, — оценивают правомерность и полезность идей, составляющих основу политики, и разрабатывают новые идеи, на которых могли бы основываться стратегии будущего. Джеймс Аллен Смит, историк, написавший ряд книг о «мозговых центрах», называет их в заглавии одного из своих трудов «брокерами идей». Институт Брукингса представляет собой один из старейших «мозговых центров» в Соединённых Штатах Америки. Предшественник нынешнего Института Брукингса — Институт государственных исследований (Institute for Government Research) — был создан в 1916 году в Вашингтоне бизнесменом и филантропом из Сент-Луиса по имени Роберт Брукингс (Robert S. Brookings). Позднее он учредил ещё две родственные организации — Институт экономики (Institute of Economics) и Школу экономики и управления (Robert Brookings Graduate School), которая готовила магистров и докторов наук. Роберт Брукингс создал эти организации, поскольку он видел, что в начале XX века деловым предприятиям идут на пользу результаты таких сравнительно новых дисциплин, как экономические исследования и организация управления, и счел, что эти дисциплины могут принести пользу и государственной власти. В 1927 году эти три научно-исследовательские организации были объединены в одно целое, и так появился Институт Брукингса, который на первых порах основное внимание уделял вопросам внутренней социально-экономической политики. Международные исследования вошли в повестку дня Института Брукингса только после Второй мировой войны. В организационном плане Институт Брукингса включает в себя три основные области научных исследований: международная политика, экономика и государственное управление. Однако следует отметить, что границы между этими дисциплинами всё больше стираются в тех случаях, когда Институт занимается изучением комплексных проблем, которые характерны для современного глобализованного мира. Наша организационная структура включает в себя также несколько научно-исследовательских центров, специализирующихся на регионах, например, на Ближнем Востоке, или на изучении конкретных вопросов, таких как политика в сфере образования. Роберт Брукингс На протяжении десятилетий исходящие из Института Брукингса идеи играли одну из ключевых ролей в проведении мобилизации в период Первой и Второй мировых войн, создании бюджетного процесса федерального правительства, системы государственной гражданской службы и системы социального обеспечения, разработке Плана Маршалла, введении контроля над ценами в период Второй мировой войны, применении санкций с целью наказания государств-изгоев и воздействия на них, организации Совета национальной безопасности и других внешнеполитических и оборонных структур, приверженности политике поддержки социально-экономического развития бедных стран, эволюции политики США в отношении постсоветской России и разработке многих других стратегий. После террористических нападений 11 сентября 2001 года в Институте Брукингса было пересмотрено главное направление научных исследований с тем, чтобы уделять основное внимание более интенсивному генерированию идей и более глубокому пониманию существующего положения. Это приведёт к разработке или пересмотру политики по таким вопросам, как отношения между Западом и исламским миром, установление надлежащего равновесия между проявлением бдительности в условиях террористической угрозы и сохранением гражданских свобод, конфликт между Израилем и палестинцами, необходимость приведения в соответствие с настоящими проблемами традиционной межгосударственной дипломатии, с учётом возрастающей роли негосударственных элементов, обсуждение упреждающих и превентивных военных акций с целью отражения угроз, исходящих от террористов и поддерживающих их государств, разработка долгосрочной международной стратегии в мире периода после Холодной войны, будущее контроля над вооружениями и целесообразность создания системы противоракетной обороны. «Для разработчиков политики и журналистов мозговые центры остаются одним из основных источников информации и экспертных знаний, — заключает профессор политологии Эндрю Рич, занимающийся изучением «мозговых центров», в своём докладе, опубликованном пять лет назад. — Их исследования и доклады служат подспорьем и опорой членам Конгресса в их законодательных инициативах, а журналистам — в их репортёрской деятельности». Опросив штатных сотрудников Конгресса и журналистов, освещающих работу Сената и Палаты представителей, Рич выявил, что свыше 90% их них считает, что «мозговые центры» пользуются определённым или большим влиянием в современной американской политике. Рич пишет, что Институт Брукингса оценивается как поставщик «самого достоверного знания» из 30 «мозговых центров», перечисленных в его анкете. Институт Брукингса часто называют «университетом без студентов». Многие из наших 75 ведущих научных сотрудников имеют учёные степени, и очень многие из них преподавали ранее в университетах. Их исследования и работы подвергаются серьёзному научному анализу. Некоторые из научных сотрудников Института Брукингса представляют собой так называемых «учёных-практиков». Это определение относится, в частности, к научным работникам, которые периодически занимают должности в органах государственной власти, где могут на практике проверить свои научные выводы, а также к бывшим государственным служащим, которые приходят в Институт Брукингса после определённого срока работы на государственной службе. Они используют свой опыт, накопленный в государственных учреждениях, дополняя им наши академические исследования. Так, например, более десяти «учёных-практиков» Института Брукингса работали в Государственном департаменте или в Совете национальной безопасности, включая Джеймса Стейнберга, вице-президента и директора Программы внешнеполитических исследований Института Брукингса (бывшего заместителя помощника президента по вопросам национальной безопасности и директора отдела политического планирования в Государственном департаменте), Хельмута Зонненфельдта (члена Совета национальной безопасности в администрации Ричарда Никсона и бывшего руководителя исследовательского отдела, занимавшегося Советским Союзом и странами Восточной Европы, в Государственном департаменте) и Мартина Индика, директора нашего Центра ближневосточной политики имени Сабана (ранее Индик занимал должность помощника Государственного секретаря по ближневосточным делам и дважды был послом США в Израиле). В Институте Брукингса также имеются специалисты, обладающие экспертными знаниями во всех других областях деятельности правительства, такие как бывший конгрессмен Билл Френзел (республиканец, штат Миннесота), один из наших экспертов по вопросам налогов, свободной торговли и бюджетной политики. Национальный институт развития научных исследований в Токио составил список имеющихся во всём мире 3500 «мозговых центров», половина из которых находится в Соединённых Штатах Америки. Не во всех этих организациях, занимающихся научными исследованиями в области политики, поддерживается сугубо научная атмосфера или предъявляется требование о том, чтобы проводимый анализ носил «независимый и беспристрастный характер», что обязательно в Институте Брукингса и подтверждено мандатом о целях и задачах нашей деятельности. Некоторые «мозговые центры» носят явно политический характер. Ряд подобных центров посвящает свою деятельность изучению Однако, отождествляя себя с левыми или правыми — или придерживаясь центристской платформы, как это делает Институт Брукингса, — все «мозговые центры» стремятся представлять результаты своих научных исследований и рекомендации тем, кто занимается формированием политики, в средства массовой информации, влиятельным лидерам в области общественного мнения, заинтересованным организациям и представителям общественности. В основе всей этой деятельности лежит цель как Института Брукингса, так и всех других «мозговых центров» — предоставлять разработчикам политики анализ и выводы, которые использовались бы в качестве основы формулирования той или иной новой политики, а также изменения уже существующих стратегий или отказа от них. Институт Брукингса распространяет результаты анализа политики и свои рекомендации разными путями. Выводы многих научно-исследовательских проектов представляются в книгах и докладах. Однако, несколько лет назад, когда стало ясно, что политики и их штатные сотрудники не всегда располагают временем для чтения книг и пространных докладов, Институт Брукингса, помимо всего прочего, приступил к дополнительной публикации результатов своих исследований в форме более коротких и более доступных документов, именуемых «Краткие обзоры политики». Другие «мозговые центры» последовали этому примеру. Учёные Института Брукингса часто доводят свои выводы до сведения политиков более прямым путём, выступая с показаниями на слушаниях в Конгрессе, давая частные консультации, проводя встречи со штатными сотрудниками Конгресса и исполнительной ветви власти, а также излагая выводы заинтересованным неправительственным аудиториям в ходе форумов, обсуждений за круглым столом и других общественных мероприятий. На политиков часто оказывает влияние общественное мнение, а общественное мнение нередко подвергается воздействию со стороны средств массовой информации. Кроме того, многое из того, что известно о политических вопросах самим политикам, их консультантам и общественности, они узнают из средств массовой информации. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что многие учёные Института Брукингса и других «мозговых центрах» прилагают много усилий к тому, чтобы представлять свои идеи и результаты проведённых исследований через средства массовой информации. Эти усилия принимают форму интервью, данных по радио и телевидению или опубликованных в печати, статей в газетах, брифингов для прессы и публичных выступлений или статей, помещаемых в научных журналах. Более года назад Институт Брукингса построил свою собственную теле- и радиостудию для проведения интервью. Институт Брукингса и другие «мозговые центры» также печатают «справочники для журналистов», которые помогают журналистам найти и проинтервьюировать учёных, обладающих экспертными знаниями по конкретному вопросу политики. Ежегодный бюджет, выделяемый в Институте Брукингса на все эти научные исследования, анализ, распространение полученных результатов и обеспечение охвата намеченной аудитории, а также на содержание штатных сотрудников, составляет приблизительно 40 миллионов долларов. Эти деньги поступают из фонда, первоначально созданного основателем института Робертом Брукингсом, в виде грантов и пожертвований со стороны различных фондов, корпораций и отдельных лиц, а также из таких источников доходов, как издательство «Brookings Institution Press», которое издаёт более 50 книг в год, и Центра просвещения в области социальной политики, проводящего семинары по обучению руководителей в государственных учреждениях и корпорациях. Существуют тщательно разработанные правила, обеспечивающие гарантии того, чтобы поставщики финансовых средств не имели возможности оказывать влияние на характер и результаты проводимых в Институте Брукингса научных исследований. Одна из наших самых трудных и стимулирующих задач — раннее выявление новых и серьёзных нерешённых вопросов, с которыми в будущем придётся иметь дело нашей стране и всему миру. После этого, по сложившейся в Институте Брукингса традиции, мы концентрируем усилия на том, чтобы привлечь к этим вопросам внимание политиков и общественности, предоставляя при этом высококачественные научные исследования и анализ, информируя участников дискуссии и выдвигая конструктивные идеи и рекомендации. Как писал в своей истории Института Брукингса по случаю его 75-летней годовщины историк Джеймс Аллен Смит, «В то время, когда лишь немногие учёные занимались и были готовы заняться изучением того или иного назревающего вопроса политики, Институт Брукингса часто прилагал усилия к тому, чтобы переориентировать внимание учёных и создать новые системы экспертных знаний, будь-то вопрос о государственном финансировании и регулировании, о состоянии экономики стран Азии или о командовании и контроле в области ядерных вооружений. На самом деле, самым лучшим свидетельством долгосрочного успеха и влияния этого института служит не его непосредственное воздействие на принятие конкретных решений в области политики..., а его способность создавать такие сети экспертов, которые по-прежнему предвосхищают проблемы страны ещё до того, как начинают проступать контуры дискуссий по этим вопросам». Сотрудники государственных органов, разрабатывающие политику, понимают насколько ценна способность учёных, работающих в Институте Брукингса, сочетать анализ долгосрочных тенденций с рекомендациями по краткосрочной политике. Несмотря на то, что многие вопросы, которые нам приходится решать сегодня, едва ли могли прийти в голову Роберту Брукингсу в 1916 году, его внепартийный, ориентированный исключительно на разработку политики метод исследования остался неизменным с момента создания нашего учреждения. |
|