Олег Игоревич Генисаретский ( | |
Уважаемые коллеги, члены студенческой и профессорской корпораций! Для меня большая честь выступать в стенах Чувашского государственного университета. И я очень признателен Вам за возможность выступить перед столь высоким собранием. Университет — традиционный социальный и культурный институт, веками работающим со знанием, деятельностью исследования и воспитанием тех, кто входит затем в мир мысли и познания. Институциональная прикреплённость слова, — в данном случае, мной говоримого, а Вами слушаемого, — крайне важная вещь, поскольку она задаёт жанр коммуникации, а через него определяет возможности взаимопонимания. Без ощущения институциональной уместности слова, мало что можно понять в его содержании. Из данных социологических исследований известно, что в нашем российском обществе наиболее авторитетны два института: армия и церковь. Авторитетны, несмотря на те бесчинства, что в них нередко творятся. Но социология Так вот, несмотря на то, что выбранная мной тема весьма актуальна политически (ибо касается ни много, ни мало будущего этничности), я постараюсь говорить о ней как исследователь-гуманитарий. Наше сословие дело — знать, сознавая степень достоверности своего знания. И верить, что в зависимости от того, как мы знаем об этом, знаемое дело будет далее, так или иначе, разворачивается в опыте жизни. Но за то, как оно там разворачивается, во многом отвечают представители других институциональных структур, а наше дело: уметь правильно мыслить, достоверно знать Тема мной сформулирована не без умысла с некоторой закрученностью: «Будет ли у этничности будущее в современном мире». Ведь вроде бы «будет ли будущее?» — относится к будущему, к тому, чего ещё нет; Так вот: будет ли у этничности будущее в той современности, в которой мы хотели бы быть? Спрашиваю так, потому что в той современности, что нас окружает, место этничности сугубо усомневаемо. Не секрет, что представители нынешней проектно ориентированной, глобалистской современности наличие будущего у этничности отрицают. И это отрицание — уже не умысел, а порождающая реальность нашего мира. Отрицается будущее этничности и, вместе с ней, — ни много, ни мало — будущее родовых отношений вообще и семейно-родовых, в частности. Вы же понимаете, что если бы проект клонирования человека реализовался в полном объёме (а его сильно лоббируют компьютерные, гомосексуальные и генно-инженерные элиты), то никакого родства в мире не осталось бы. В мире не стало бы братьев и сестёр, отцов и матерей, детей и родителей, а была бы однородная кланово-клоновая социальная масса. Практика клонирования сотрет систему родственных отношений и родового сознания. Родовая деятельность прекратится. А этничность является самым исторически авторитетным, и весьма ценностно значимым вариантом родовых отношений и родового сознания. И приводя анекдотический, казалось бы, пример с клонированием, я хочу обратить ваше внимание на то, что будущность их — действительно усомневается. И потому нас, чьим появлением на свет Божий мы обязаны «демографической деятельности» наших родителей, не может не интересовать вопрос: а есть ли у этничности, а по русски выражаясь — у народности, будущее? И может ли оно быть? А если может, то, какое? Какое будущее есть у этничности в той современности, что может наступить, что может быть будет? Вот что за вопрос я выношу на наше обсуждение, зная, что на него нет общепринятого и достаточно обоснованного ответа. Нет в нынешней гуманитарной науке, которая сама столь неоднородна в своём отношении к родовым отношениям Итак, будет ли у этничности будущее в современном мире? Я начинаю обсуждать этот вопрос, ограничивая себя рамками гуманитарно-экологической перспективы. И тут очень важно представить для себя, что в мире знания не существует таких чётких границ, что мы видим в организационной структуре университета. Мы знаем, что университеты делятся на факультеты, что учёные приписаны к тем или иным дисциплинам, и защищают диссертации по определённым специальностям. Есть, например, историки, этнографы, эргономисты, дизайнеры… пятое и десятое. А внутри самого по себе знания, делением его на части занимается науковедение — так традиционно называется эта дисциплина, — и методология науки. А в них утверждается, что перегородки в мире знания — подвижны. И Так вот проблема этничности в будущем мире, на мой взгляд, существует сейчас на стыке, по меньшей мере, трёх разных областей знания и практической деятельнсти. Причём только вместе взятые они намечают место, где эта проблема начинает прозваниваться. Это, во-первых, экология культуры, дающая средовое видение культурного мира, при котором сама по себе культура воспринимается нами как среда жизни внутреннего человека. Вы, наверное, знаете, что словосочетание «экология культуры» в отечественный научный обиход было введено акад. Во-вторых, проблема будущего этничности существует на стыке знаний и практик, назваемых культурной антропологией. А она познавательно трактует место человека в мире культуры. И наконец, третья составляющая системы координат, в которой пеленгуется будущее этничности, — это разнообразные психопрактики и психологические культуры (как традиционные, так и проектируемые из области позитивного научно-психологического знания). Очень важно, что именно на стыке теоретического знания и практического опыта, очень важно, что в форме антропологического воображения существует наша проблема. Обратите внимание, Не так давно пришёл ко мне журналист «Огонька» господин Никонов. И на втором часе разговора признался, что он — едва ли не киборг; и уверял, что человек случайно зародился на биологическом субстрате, а мог бы существовать на любом другом; и что лично он ничего плохого не видит в том, чтобы его переместили из этой жидкой биомассы, на восемьдесят процентов состоящей из воды, во Подобные вопросы, а их можно задавать великое множество, означают, что наше, антропологическое воображение (о человечности) постоянно Спрашивается, откуда и почему возникает этот поворот мысли, чтобы думать о родовом сознании, о родовых отношениях об этничности, наконец, в терминах гуманитарно-антропологической перспективы? — Я думаю, из поиска не политических форм исторической и этнической серьёзности. Есть политические формы воображения об этническом, и есть неполитические его формы. Вы помните, наверняка, тот всплеск энергий национального самоопределения (борьбы за национально-государственный суверенитет), что имел место в начале перестройки. Так в политической форме были утилизированы наши народнические (этнические) чувства и стремления, наше народническое сознание и самосознание — сущности, по природе своей скорее культурно-психологические, или культурно-экологические, чем относящиеся к сфере политической. На первой фазе перестройки Не стоит ли нам самим себе дать На втором этапе перестройки так же была использована энергетика собственничества. Помните новогодний призыв господина господина Ельцина к обогащению? Да, была энергетика нашего стремления к тому, чтобы хоть Как сейчас в столь же не собственных целях цинично используется энергетика конфессиональной реинтеграции. Наша устремлённость к вере, в своё Богосыновство, в Бога житворящего, в нетварный порядок мира, выходящего за пределы стол привычной нам, и, довольно часто пошлой повседневности не обращается ли «нашими молитвами» и «благими намерениями» в террористический ад, ещё более пошлый, чем «подсоветская коммунальность?» Мы как люди тем самым превращаемся в человеческий материал и используемся в макрополитичеких или макроэкономических «больших» процессах, на что, Так вот, вопрос в том: есть ли у этничности своё собственное будущее и лицо — можно перезадать так: есть ли оно за пределами политического самоопределения и рядом с ним? Я отнюдь не противник политической формы жизни, она с древнегреческих времён вообще составляет одну из основ европейской идентичности. Но быть заложником одного лишь вида процессов, а именно политических процессов, я бы не хотел, и не пожелал бы этого ни своим детям, ни своим друзьям, ни близким. Поэтому Вопрос: Меня зовут Алексей Степанов. Мой вопрос — о целесообразности генно-инженерного подхода к традиционным «родовым», как Вы их назвали, объектам. Олег Игоревич Генисаретский: Если это вопрос о компромиссе между генно-инженерным проектным и традиционалистским подходами к родовым объектам, то вспомним завет товарища Ульянова-Ленина: прежде чем объединяться, надо разъединиться. Более агрессивно ведёт себя сейчас технократическая сторона конфликта. И она сильна, поскольку связана с миром биотехнологий, с фондоёмким отраслями промышленности. Явно сильнее традиционного родового мира, вынужденного прибегать к немногим доступным ему способа самозащиты (увы, иногда вплоть до терроризма). Поэтому, прежде чем искать компромиссы и синтезы, надо, чтобы каждая позиция проявила свои основания независимо. А потом уже попытаться искать синтез. Вот мы сейчас и обсуждаем традиционалистскую и, вместе с тем, гуманитарную версию понимания родовых отношений и родового сознания. И Это очень важный вопрос, хорошо что он сейчас был задан. Мне было важно сказать: слияния принципиально различных, сильно противопоставленных точкам зрения не допустимо! Долг промысливать все до конца, сохраняя по ходу мысли то, что принципиально различено и отождествлено является одной из добродетелей сословия знающих. Мысля, промысливать до конца, Алексей Степанов: Продолжая вопрос, который я задал, хотелось бы уточнить ещё вот что. Вы подчеркнули, что новые понятия и новая культура — сильнее старых понятий и старой культуры (скажем так в кавычках). Пока кажется, что дело обстоит именно так. Но не случится ли, что новые течения, новые направления просто-напросто поглотятся старой культурой, а эта новая культура, останется очаговой? Олег Игоревич Генисаретский: Это скорее суждение, чем вопрос. Ну, пусть будет суждение. Но я Вам хочу сказать — Вы очень оптимистичны. Я был бы рад, если бы традиционной культуре удалось гуманитарно-приемлюще освоить нынешние проектные нововведения. Однако, нельзя забывать, что народы, также как — культуры и вероисповедания бренны, то есть смертны. История полна примерами затухания, а то и полного исчезновения великих После этих вопросов и ответов позвольте мне перейти ко второй части лекции, смысл которой я бы обозначил словами: от суверенитета — к идентичностям. Здесь речь пойдёт о повороте, который на наших глазах произошёл сразу Слово «суверенитет», пришедшее к нам из средневековой правовой практики, чаще всего означает теперь властно-правовую самодостаточность, действие на основе ничем не ограничиваемого самопроизволения, самозаконность, если угодно, самодержавие. В феодальной системе властных отношений суверен — тот, кто наделён полными, неоспоримыми правомочиями (говоря простым языком: «хозяин-барин, что хотит, то и воротит»). В исторически переходное Новое время — между полюсами абсолютной монархии и буржуазной демократии — качество суверенности было унаследовано государством-нацией (к тому же впитавшей в себя качества нации-народа и нации-общества). Позднее это именно понимание суверенитета национальной государственности было закреплено в системе международных отношений, институтов и правовых норм. И получилось так, что понятие суверенитета — в наших умах — накрепко срослось Становление национальной государственности началось задолго до Французской революции 1798 года, ей к тому времени было уже несколько — по разным модельным исчислениям от шести до двух столетий. А уже в первой половине XIX века начались интенсивные обсуждения вопроса: а действительно ли это национальное государство является такой государственно-правовой формой, которая единственно и наиболее прогрессивна. Является ли она формой человческого общежития, более прочих отвечающей гуманитарным, как теперь бы сказали, интересам тех народов-этносов, народов-обществ, исторически упакованных в международно-правовую оболочку национальных государств? Тогда-то в Австро-Венгерской империи, в социально-демократической среде, начал набирать силу другой концепт, связывавший историческую судьбу народов с национально-культурной автономией. Заметьте, Но… по странному стечению обстоятельств, — Не стали ли мы с вами заложниками политической практики позднего Средневековья — периода становления национально-буржуазного государства? Не обречены ли мы при этом на сверхсильную политизацию исторической судьбы народа, имперско-бюрократический централизм, коммерциализацию культуры, горькие плоды которых нами уже почувствованы? Итак, суверенитет, автономия… и ещё третье слово, которое говорит про то же самое — субъектность. «Субъект» относится к тому же самому семантическому полю, что и суверен, автономно действующее лицо. Когда нам говорят, например, «субъект федерации», разве не имеется в виду лишь слегка приглушённая суверенность? Или когда задают вопрос: «А каков исторический субъект перестройки, или субъект стратегического управлеия развитием?», разве не имеют в виду институциональную инстанцию, наделённую суверенным правом строить стратегию и автономно действовать в её рамках? Мы слегка очертили семантическое поле «суверенности, автономности, субъектности…», указав также на его гуманитарно-антропологическую не возделаность, не проработанность. Оказалось, оно отсылает нас к исторической практике предыдущих формаций, и что вопрос о гуманитарном смысле этничности, заявленный в теме лекции, действительно исторически и политически наиболее актуальный. Если ли Ещё раз: есть ли у этничности собственное — гуманитарное и культурное — будущее? Вот как стоит вопрос. В такие моменты, когда смысловые альтернативы грозят переродиться в силовые противостояния, обычно ищутся (и находятся) аффективно нейтральные концепты, позволяющие сохранять возможность мысли, общения и исторически эффективного самоопределения. Таким концептом стала идентичность, а Идентичность в простоте означает тождественность себе (самотождественность), которой мы обладаем в силу принадлежности (тождественности) О принадлежности чему идёт тут речь? Языку, на котором мы говорим. Народу, а точнее говоря, родам, в плетении которых мы рождены. Земле, на которой мы живём. Времени… Принадлежность Эта интуиция целочастности, осознавание себя частью целого важна и сама по себе, и потому, что отношению принадлежности противостоит отношение собственности. Собственность — то, что принадлежит нам, а принадлежа Разговор об идентичностях как о принадлежности (и собственности) — это разговор на экстенсиональном языке частей и целых, элементов и множеств. А есть ещё интенциональный язык свойств (и качеств), в смысловом пространстве которого идентичность сближается с целостностью (и цельностью). Но кроме дополнительных отношений принадлежности и собственности, а есть ещё отношение наследования, на которое внимание обратил И, наконец, есть ещё четвёртое толкование идентичности, для которого важна проявленность принадлежностей, свойствнностей, судьбоносности — в событиях нашей жизни, деятельности или мысли Это уже — историческая динамика в чистом виде: о ней более уместен разговор в терминах интенций, функций и практик, а не идентик, в них выражающихся. О каких бы идентичностях ни шла речь, мы в любом случае будем иметь дело с интенциями мысли и функциями деятельности, отсылающими нас в практический горизонт жизни, к той или иной институционально оформленной практике. Мы услышим зов, и поймём: так нельзя, это не правильно, надо Это в том смысле, что любая связанная энергия, когда она неконтролируемо вырывается наружу, способна производит сильные разрушения. И атомная энергия, связанная в ядре, огромна, но в большинстве естественных обстоятельств абсолютно безвредна. А вот искусственное расщепление ядра может привести к атомному взрыву, уничтожающему все вокруг; либо — это расщепление происходит в атомном реакторе, хотя и не безопасном на 100 процентов, даёт полезную вещь — электроэнергию. Как вы, надеюсь, понимаете, со всякой энергетикой дело обстоит именно так: энергия может быть в связанном виде Этой вот метафорой, я хочу сказать, что мы с вами живём во времена высвобождения и трансформации этнических энергий. И либо произойдёт её рассеивание и тогда цельносвязанные этносы распадутся. Либо, напротив, произойдёт их реструктурирование, рефункционализация, переоформление. В этом случае этносы получат — из рук нашего общего будущего — своё собственное будущее. Вот то практико-ориентировнное поле намерений и замыслов (интенций), целей и смыслов, на котором нам предстоит работать. А сначала в это поле практик вникнуть — знательно и познавательно. Очень важно для нынешней фазы понимания этничности почувствовать, что она — не есть нечто статическое, константное, раз и навсегда данное. Что все идентичности — это реальность историческая и динамическая, находящаяся в процессе становления/развития. То есть постоянного изменения, чего фундаментализм (будь он патриотическим, этно-культурным или этнорелигиозным) не хочет принимать в расчёт. Этничность не только реальность из прошлого, о которой мы знаем благодаря этнографию или этнологии, описываюшей обычаи и обряды тысячелетней или столетней давности. Это не то, что мы сознаём, это способ нашего сознавания и сознания. Это не столько то, что мы антропологически воображаем, а сколько само воображение человеческого. Это не то, что мы, рефлектированные традиционалисты, выражаем в своих словах и действиях, а сама наша способность манифестации. То есть этничность — это наше самовыражение, это наше самовоображение, это наше самосознавание, это то, что вообще дано нам как наиподленейшее и наиживейшее в нас. А воображение и символическая манифестация, по И. Канту, это, как Вы, наверное, знаете, — то, что связывает нас с нашей телесностью, и через неё — с родовой цельностью. Это — живая, современящая нас связанность нашего бытия, его данный нам в речевых ощущениях современный (нам) и событийственный (с нами) язык. На этом заканчивается вторая часть моего выступления — об этничности как родовой, событийно-сознаваемой реальности, о жизне-творческом участии в ней. Далее у меня будет ещё одна часть и заключение. Поэтому сейчас я снова попрошу вас сделать Вопрос: Вы говорили о культуре, о странах, государствах и других исторических субъектах, которые постоянно развиваются (технический прогресс, телефонизация, интернетизация и всё такое). Не сотрет ли это культуру в будущем, не станет ли она Олег Игоревич Генисаретский: У меня есть такое подозрение, что мы несколько мистифицируем свои коммуникационные возможности. Если взглянуть в Интернете в любой чат или форум, то найти там крупицу содержания, которая заслуживала бы имени «общение», не Наш мозг, согласно данным когнитивной психологии, способен обрабатывать по несколько сотен тысяч единиц изображений в секунду. Человеческие возможности общения не используются даже на один процент. Мы Ещё один вопрос, если он, конечно, у вас есть. Только вы не подумайте, что я отбиваюсь. На Реплика: Я хочу продолжить ту тему, которую поднял выступавший до меня молодой человек. Я хотел бы сказать, что если бы не было общения между культурами разных народов, даже в исторические времена, то у нас просто не было бы сейчас картофеля или, например, табака, или ещё много чего у нас бы не было. Эти торговые отношения сблизили людей. Вы, Олег Игоревич, подчеркнули динамичность. События Олег Игоревич Генисаретский: Да. Я ни сколько не сомневаюсь в том, что они на нас подействуют. Но как подействуют, на что и куда это действие приведёт? И я задаюсь вопросом: как это подействует на такое неотторжимое от нас качество, как наша этничность? Подействуют ли они таким путём, что она, эта этничность будет в конечном итоге стерта? Или подействуют таким путём, что обострится наше этническое самосознание и самочувствие? Подействует, и мы поймём, что технические инструменты — отнюдь не альтернативна нашей человеческой сообщительности. И отнюдь не нейтрален для, например, «Майкрософта» и «Макинтоша» вопрос: будет ли Кроме того, этничность, как мы видели, сама по себе динамична, интер- и транснациональна, и имеет свою собственную, присущую ей и только ей проектность. И ещё вопрос: какие формы проектной трансформации мира будут через некоторое время более актуальными? Та проектность, которая характерна для ньютоновского механического мира, та проектность, что характерна для языков программирования, или же гуманитарные формы проектности, о которых говорю я? Когда впервые мне в руки попала эта эпопея Дж. Р. Толкиена, а это давно уже было, я пошёл в Ленинку, дай, думаю, посмотрю, чего же пишут об этих замечательных книжках. И напал на курс лекций юнгианского психоаналитика, который читался Вестпойнте, в академии Генерального штаба США и был написан на языке психоаналтиза Г. Поэтому, да, конечно, синергийный этический динамизм. Поэтому, да, конечно, живая этническая историчность. Поэтому, да, конечно, этнопроектность. И к тому же взятые воображением в гуманитарно-художественной рамке, а не в той, тупой военно-политической манере, в какой сегодня решается судьба цивилизаций в местах локализации стародавнего земного Рая то бишь в Вавилоне/Ираке. Так что я разделяю пафос Вашего динамизма, пытаясь прочувствовать его гуманитарной смысл. Итак, я погрузил этничность в разнообразие родовых сознаний и отношений. И, — обратите внимание, — хочу сейчас назвать основную задачу гуманитарной этнометодологии, которая ждёт от нас своего разрешения. Речь идёт о расшивке, а потом о новой сборке, по меньшей мере, трёх составляющих антропогенезиса — это такой биогенной, относящийся к природе живого в нас, ноогенный, относящийся к природе разума в нас, и техногенной, проектно-технологической, форматирующей нашу способность действовать. Если вы вспомните ветхозаветную словесность, — всякая дева, в предзамужнюю пору должна знать этот гимн женского отношения к жизни и миру, Познание — предмет генеалогии и гносеологии одновременно. И первая книга Библии, Итак, сдвоенность: система родовых отношений, странным образом ставшая основанием познавательного отношения к миру и логической техники знания. В аристотелевском Органоне, — первой развитой фиксации логики в европейском мире, те части, на которые снчачала разделяется Единое называны «родами». И это не случайное именование: логическая иерархия мира мыслилась по модели родовой иерархиия живых существ. И наш христианский символ веры записан тоже на семейно-родовом языке: Мы уже говорили, с каким упорством в современной культуре происходит стирание родовой памяти! На наших глазах отстраивается мир установочно безродовой, безсемейный и бездетный семейный. Вопрос стоит теперь о способах биогенеза и ноогенеза, о подчинённости их техногенезу. Хотя сама жизнь свой путь воспроизводства уже однажды выбрала, и какие у нас есть основания полагать, что она сделает это ещё раз? Это мы можем выбрать генную инженерию и тем самым уйти от известной нам жизни и стать В нашу компьютерную эпоху логика получает совершенно иные формы, чем в доматематические времена. Еше Гегель обратил внимание на то, что много сотен лет (от Аристотеля до Канта) люди строили своё мышление по одним и тем же логическим нормам. А мы с вами теперь, видя опции на экране PC, получаем свою логическую образованность совершенно иным путём. Логику в гимназиях и лицеях, как правило, не проходят. Мы приобретаем свою логическую грамотность, осваивая те или иные программы (и языки программирования), как компьютерные пользователи. И тем самым ноогенез начинает строится на иной, на техническй платформе, а не на живой, как это было ранее. И поскольку биоэкологический генезис выделился из ноогенеза и техногенеза, то всё родовое, И ещё это будет зависеть от того, как мы определимся по отношению к своей семейскости. Ибо, чем дальше, тем люди жёстче делятся на «домушников» и «уличников». То есть на тех, кто себя естественно чувствует в состоянии домашней оседлости, для кого общение с детьми Выходит главное — и очень личностно-значимое — наше самоопределение происходит в отношении семейного, народного и церковного родства, а остальное больше — дело техники. Реплика: У меня впечатление, Олег Игоревич, что Вы не ответили на вопрос лекции. Олег Игоревич Генисаретский: На какой вопрос я не ответил? Реплика: На вопрос: будет ли у этничности будущее в современном мире? Олег Игоревич Генисаретский: Да? А мне кажется, я продемонстрировал ответ всем своим коммуникационным поведением. Реплика: В анонсе Вашей лекции, вывешенном в Интернете, было обещано рассказать про этнозащитные функции культуры. Олег Игоревич Генисаретский: Мы живём в конце Нового времени, когда наиболее важной функцией культуры считалось творчество, созидание. Сказать про человека, что он творческий человек, значило сказать, что стоящий, развитый перспективный человек. Но вспомните, как именуется Господь в нашем православном символе веры: там он именуется не только Творцом мира, но также Вседержителем и Спасителем. Потому что, как можно Никто из нас не является творцом языка, на котором мы сейчас с вами говорим. Никто из нас не является творцом природной среды, в которой мы живём. Я не являюсь творцом своего пола — я получил его и, быть может, маюсь от этого. И многих-многих других вещей. Есть очень много вещей, которые мы имеем как данность. Мы можем полученное выжечь в себе калёным железом, а можем сохранить. Защита, воссоздание утраченного, воспроизводство наличного — это одна из наиболее важных функций культуры. Почему вокруг культурной политики и идёт такая жёсткая борьба? Почему срываются могилы, сносятся памятники архитектуры, а вместо них вырастают новодельные болваны? Почему сжигаются и крадутся рукописи? Всё это происходит потому, что в культурных текстах аккумулируют наши этнические энергии. Видимо, Вопрос: Кто носители перечисленных Вами функций творения, сохранения, воссоздания? Олег Игоревич Генисаретский: Вопрос о носителях вторичен. Вот ответьте мне: где заложена человечность? Вопрос: В общественных отношениях? Олег Игоревич Генисаретский: Что значит «в общественных» — где? Реплика: Везде заложена. Олег Игоревич Генисаретский: Нет, если бы она была заложена в везде, то везде бы были люди, а не зверюги и бандиты, насильники и лжецы, и совратители, наконец. Везде обитали бы сущие ангелы, везде процветала бы была человечность. Но Не знаю даже сколько наук изучают брак и семью — от сексологии до психологии семейных отношений, но есть ещё таинство брака. И пока стороны имеют волю сохранять его, то до каких бы там битв (словами или скалками) они не доходили, они А теперь вернёмся к Вашему вопросу. Точно так дело обстоит и со всеми родовыми отношениями, в том числе Как спросил бы Вопрос: Вот так мы строили-строили своё светлое будущее, а нас же за это и покарали? Олег Игоревич Генисаретский: Вот именно, что покарали. Один раз покарали, нам мало? Так к чему нам тогда глобальная деревня? Зачем ещё один всемирный интернационал — теперь уже буржуазно-либеральный? Стали строить и оказались в известном месте, не хочу при дамах называть, в каком именно. Все там оказались — без различия полов, национальностей и… оказались в хрущебной разрухе, где идеалом было 8 квадратных метров на человека, а потом аж 12 квадратных метров к 2000 году — ух, какое счастье! В заключение выступления Наш коллега, Андрей Головнев, этнограф и визуальный антрополог, доктор исторических наук, автор стоящей книги «Говорящие культуры», снял визуально-антропологический фильм «Путь к святилищу». Когда я смотрел этот фильм, меня не покидало ощущение, что шаманы-ненцы, духовные вожди народа, препровождавшие автора фильма к своему главному святилищу, сами хотели, чтобы фильм этот был снят и показан — в Москве, Торонто… везде, чтобы люди в мире знали правду их образе жизни — об их месте в мире, о воле, о тундре, об оленях, о все том, чем они жили и живут, как они понимают эту жизнь. И они отправляют это послание в открытый мир, сознавая вероятность гибели этого своего образа жизни. Но, тем не менее, отправляют послание в открытый, неизвестный им мир, ибо правда сама по себе вечна Вы спрашиваете меня про ценность этнического и культурного разнообразия? Но ведь оно и суть факт жизни и факт истории, и исходя из этого, к нему надо относится — как к залогу надёжности и устойчивости. Его наличие повышает шансы выжить в том образе жизни, который мы сами считаем для себя приемлемым и важным. Труднее всего сейчас сохранять критичность в отношении к составу традиций своей культуры, когда к нрей как с целым так варварски и цинично поступают. И поэтому мы склонны защищать все скопом: услышал «традиционный образ жизни», — уже хорошо… Нет, разве ритуальное воровство скота или похищение людей, чьё бы оно ни было, — кавказское или сибирское, — Вопрос: Сохранять критичность? Олег Игоревич Генисаретский: Да, сохранять критичность, стремясь выработать этно-культурно и конфессионально корректный язык рефлектированного традиционализма. | |