Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

Аналитическое агентство «Смыслография» представило коммуникационный рейтинг регионов России в зарубежных СМИ в 2014 году

Смыслография Аналитическое агентство «Смыслография» (подразделение коммуникационной группы «АГТ») провело исследование присутствия регионов России в глобальном информационном поле по итогам 2014 года, результатом которого стал коммуникационный рейтинг регионов России в зарубежных средствах массовой информации.

Первый коммуникационный рейтинг российских регионов по материалам зарубежных СМИ, проведённый в рамках совместного проекта агентства «Смыслография» и компании Dow Jones, выявил особенности восприятия ведущими англоязычными СМИ крупных информационных поводов. Разработанная специалистами агентства методика включает количественную и качественную проработку упоминаний субъектов Российской Федерации в ТОП–100 ведущих англоязычных СМИ, проанализированных с использованием информационно-аналитической службы Factiva (подразделение компании Dow Jones). Общий балл, присваиваемый каждому региону, учитывает оценку региона как по количеству его упоминаний, так и по доле благоприятных публикаций. Подобная методология позволяет объективно отразить привлекательность субъектов Российской Федерации для ведущих зарубежных СМИ, а следовательно выявить и оценить тот образ российских регионов, который формируется за рубежом.

Из рейтинга исключена Москва, являющаяся бесспорным лидером по упоминаемости в зарубежных СМИ. Данное решение обусловлено повышенным вниманием иностранных журналистов к Москве как дипломатическому центру, вовлечённому в широкую сеть международных связей. Столица страны выступает в зарубежных медиа как символ и синоним России в целом, а не в качестве одного из множества регионов, поэтому её сравнение с другими субъектами федерации было признано методологически некорректным. Также в рейтинге не учитывались Республика Крым и Севастополь, поскольку по ним отсутствовала база для сравнения с предыдущим периодом.

Как и годом ранее, российские регионы фигурируют в зарубежных СМИ, прежде всего, в привязке к спортивным мероприятиям (особенно матчам футбольной премьер-лиги), а также в связи с проектами в области топливно-энергетического комплекса и нефтегазовой отрасли. Это особенно справедливо по отношению к субъектам Федерации, занявшим верхние строчки рейтинга. Следует также отметить, что в ТОП–10 имеет место высокий уровень преемственности результатов по сравнению с 2013 годом: лишь два региона из первой десятки не были представлены в ней годом ранее — это республика Мордовия и Тульская область.

Лидером рейтинга стала Республика Татарстан, причём связано это в очень большой степени со спортивными сюжетами — как текущими, так и перспективными. Из первых можно отметить выступления ФК «Рубин», а из будущих — проведение в Казани чемпионата мира по водным видам спорта в 2015 году, а также матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году. Вообще, футбол играет роль едва ли не ключевого драйвера в международном продвижении российских территорий: для обоих новичков первой десятки рейтинга 2014 год ознаменовался выходом соответствующей региональной команды в высший дивизион отечественного футбола («Мордовия», «Арсенал»). В случае Мордовии дополнительный интерес у иностранных СМИ вызвал выбор Саранска как одного из городов проведения чемпионата мира по футболу в 2018 г. В Тульской области ещё один обративший на себя внимание за рубежом сюжет оказался не связан со спортом: он касается строительства автомобильного завода GreatWall Motor.

Ханты-Мансийский автономный округ выступает в роли своеобразной модели российского региона, интересного иностранным медиа за счёт сочетания в своей повестке двух ключевых компонентов, привлекающих особое внимание, а именно, спорта и нефти. Наряду с обсуждением ресурсного потенциала территории зарубежные СМИ не преминули коснуться темы проходившего в регионе Чемпионата мира по шахматам и ежегодного этапа кубка мира по биатлону.

Из ведущих российских регионов то же самое можно сказать о Самарской области (футбольная команда которой, впрочем, покинула премьер-лигу по итогам сезона 2013–2014 годов) и о непосредственно примыкающей к ведущей десятке Республике Башкортостан (11-я строчка рейтинга), где наряду с приходом ФК «Уфа» в высший футбольный дивизион медиа обращали внимание на деятельность компании «Башнефть».

Напротив, Сахалинская область и Приморский край упоминаются исключительно в контексте нефтегазовых проектов: «Сахалин–1», «Сахалин–2», «Владивосток-СПГ». Показательно, что наряду с добычей зарубежные медиа обращают внимание на экспорт — нефтепродуктов из Сахалинской области и сжиженного природного газа из Приморья.

Снижение позиций в рейтинге в 2014 года иногда в меньшей степени вызвано природными или техногенными происшествиями, а в большей степени претензиями зарубежных медиа, имеющими порой политическую окраску. Так, например, потеря Калининградской областью места в ТОП–10 объясняется увеличением материалов негативного характера, в которых регион увязывается с «военной угрозой России», нарушением воздушного пространства Европейского Союза, отказом Российской Федерации от соглашения с Литвой о взаимных военных инспекциях, проводившихся на российской территории именно в Калининградской области.

В то же время в других случаях значимость сохраняют и традиционные факторы. Так, рекордное падение Саратовской области (потерявшей 42 позиции) обусловлено освещением англоязычными СМИ пожара на НПЗ Роснефти в регионе, а также криминальной деятельности местного жителя, занимавшегося написанием и продажей компьютерных вирусов.

Комментирует Владислав Шулаев, директор по продвижению территорий коммуникационного агентства АГТ: «Обращает на себя внимание, что по итогам 2014 года в десятке лидеров рейтинга не осталось ни одной столицы федерального округа. Это фиксация наметившейся тенденции, что во взаимодействии с зарубежным информационным полем административный ресурс не является решающим. При этом усилия по продвижению регионов, очевидно, должны носить регулярный характер, так как в противном случае высока вероятность серьёзной утраты позиций. Показателен пример Алтайского края, потерявшего 41 позицию за год. В 2014 году Алтайский край фактически не занимался собственным продвижением в англоязычном медиаполе и занял 77 место из 82 регионов, значительно снизив тем самым эффективность своей во многом образцовой работы по созданию инвестиционной и туристической привлекательности».

Комментирует директор аналитического направления агентства «Смыслография» Григорий Кислин: «Рейтинг регионов России 2014 года в существенной степени продолжает тенденции, наметившиеся ранее. Информационно-имиджевый импульс, который дальневосточные территории получили благодаря саммиту АТЭС 2012 года, по-прежнему находит отражение в глобальном информационном пространстве. Устойчиво высокие позиции Сахалинской области и Приморского края указывают на понимание иностранными СМИ важности и долгосрочности разворота России в тихоокеанском направлении».

Рейтинг Регион Общий балл Тренд
1 Республика Татарстан 141 +6
2 Пермский край 140 +4
3 Сахалинская область 139 -2
4 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 137 -1
5–6 Самарская область 136 +4
5–6 Республика Мордовия 136 +31
7 Тульская область 135 +58
8 Томская область 131 -6
9–10 Краснодарский край 127 -5
9–10 Приморский край 127 +1
11 Республика Башкортостан 126 +11
12 Нижегородская область 124 -5
13 Свердловская область 123 +5
14 Хабаровский край 122 +8
15 Калужская область 121 +12
16 Санкт-Петербург 116 -3
17 Ярославская область 115 +25
18–19 Оренбургская область 114 -7
18–19 Красноярский край 114 +35
20–21 Калининградская область 111 -16
20–21 Тюменская область 111 -4
22 Астраханская область 108 +26
23 Московская область 105 +29
24 Мурманская область 103 +21
25–28 Ямало-Ненецкий автономный округ 100 -11
25–28 Рязанская область 100 -7
25–28 Республика Саха (Якутия) 100 +6
25–28 Республика Тыва 100 +24
29 Омская область 99 -12
30 Республика Дагестан 97 -4
31 Чувашская Республика 96 +10
32 Удмуртская Республика 95 -20
33–35 Челябинская область 93 +5
33–35 Республика Коми 93 +24
33–35 Пензенская область 93 +36
36 Новосибирская область 92 -16
37–38 Иркутская область 91 -17
37–38 Архангельская область 91 +28
39 Республика Бурятия 89 -17
40 Чеченская Республика 87 +2
41 Ленинградская область 85 -8
42 Ненецкий автономный округ 84 +0
43 Ульяновская область 83 -13
44 Ростовская область 82 +14
45–46 Камчатский край 81 +0
45–46 Волгоградская область 81 +4
47 Воронежская область 80 +8
48 Ставропольский край 77 +1
49–50 Амурская область 75 +24
49–50 Магаданская область 75 -22
51 Белгородская область 74 +7
52 Республика Карелия 73 +16
53 Орловская область 72 +12
54 Курская область 67 -14
55 Брянская область 66 -33
56–57 Республика Калмыкия 64 +17
56–57 Саратовская область 64 -42
58–59 Республика Марий Эл 60 +14
58–59 Тверская область 60 +20
60–61 Курганская область 55 +22
60–61 Липецкая область 55 -22
62–64 Забайкальский край 53 -35
62–64 Республика Северная Осетия — Алания 53 -27
62–64 Смоленская область 53 -2
65 Псковская область 52 +4
66 Чукотский автономный округ 51 -33
67 Костромская область 49 +6
68 Вологодская область 48 -7
69–70 Новгородская область 43 -37
69–70 Республика Хакасия 43 +0
71–72 Кировская область 42 -26
71–72 Республика Ингушетия 42 -8
73 Кабардино-Балкарская Республика 41 -10
74–75 Еврейская автономная область 39 +3
74–75 Кемеровская область 39 -13
76 Республика Адыгея 37 +3
77 Алтайский край 32 -41
78 Тамбовская область 29 -2
79 Ивановская область 28 -25
80 Владимирская область 15 -1
81 Республика Алтай 14 -25
82 Карачаево-Черкесская Республика 12 -1
Источник: Аналитическое агентство «Смыслография» представило коммуникационный рейтинг регионов России в зарубежных СМИ в 2014 году. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 09.04.2015. 12:00. URL: http://gtmarket.ru/news/2015/04/09/7124
Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования в информационных, образовательных и научных целях. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.
Реклама:
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости