Всемирный банк (World Bank) и Международной финансовая корпорация (IFC, входит в группу ВБ) представили аналитический доклад «Ведение бизнеса в России — 2009». Новое исследование по вопросам регулирования предпринимательской деятельности в регионах России, показало, что существование значительных различий как в муниципальном и региональном регулировании, так и в интерпретации и применении федеральных законов в существенной степени приводит либо к ограничениям, либо к стимулированию предпринимательской деятельности на местном уровне. Применение на практике лучших примеров регулирования предпринимательской деятельности на региональном уровне может существенно улучшить деловую среду в Российской Федерации. Доклад «Ведение бизнеса в России — 2009» подготовлен пв рамках международного проекта «Ведение бизнеса» о просьбе Министерства регионального развития Российской Федерации при поддержке администраций регионов — участников проекта и в сотрудничестве с Центром стратегических разработок «Северо-Запад» (Санкт-Петербург). Исследование анализирует практику регулирования предпринимательской деятельности в регионах России применительно к малым и средним компаниям с 100-процентным участием российского капитала. В исследовании приняли участие такие города, как Казань Тверь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Томск, Иркутск, Пермь, Санкт-Петербург, Воронеж и Москва (перечислены в порядке возрастания сложности ведения предпринимательской деятельности). По результатам исследования, проведённого в десяти городах России, оказалось, что проще всего вести предпринимательскую деятельность в Казани, Твери и Петрозаводске, а сложнее всего — в Воронеже и Москве. Казань возглавляет список городов, благоприятных для ведения бизнеса, благодаря своим эффективным и менее затратным, по сравнению с другими городами, процедурам создания компании и регистрации собственности. Исследование проводилось по следующим четырём показателям из десяти, рассматриваемых в рамках глобального исследования «Ведение бизнеса»: создание компании, получение разрешений на строительство, регистрация собственности и международная торговля. На создание компании меньше всего времени уходит в Ростове-на-Дону (22 дня) и больше всего в Петрозаводске (37 дней). Основной причиной задержек, несмотря на общее федеральное законодательство, является необходимость отдельной регистрации в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, Фонде обязательного медицинского страхования. Москва лидирует по наименьшему количеству процедур в показателе создания компании (девять), но отстаёт от других городов по показателям получения разрешений на строительство и международной торговли. По данным исследования, получить разрешения на строительство проще всего в Ростове-на-Дону; несколько сложнее в Томске, где местные власти требуют получения дополнительных разрешений; и сложнее всего в Москве, где только до начала строительства необходимо пройти 36 процедур из 54 процедур в целом). Регистрация собственности не требует большого количества шагов или больших финансовых затрат: в среднем, необходимо пройти только 6 процедур и заплатить 0,6% от стоимости собственности. Процесс регистрации собственности вдвое дешевле, чем в среднем по странам — участницам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Различия в практике и эффективности деятельности местных отделений федеральных агентств заключаются в затрачиваемом времени: процесс передачи собственности занимает всего 47 дней в Томске по сравнению с 117 днями в Санкт-Петербурге. Самая низкая стоимость передачи права собственности — в Казани. Затраты на экспорт или импорт одного контейнера выше всего в Москве. Необходимо 24 дня и $ 1350 на каждый контейнер для экспорта товаров из Санкт-Петербурга и 36 дней и $ 2150 для экспорта товаров из Москвы. Близость Санкт-Петербурга к морю упрощает процедуру экспорта по сравнению с Москвой, но тем не менее этот процесс является обременительным. Комментирует Клаус Роланд, Директор Всемирного банка по России: «Ведение бизнеса в России — 2009" — полезный аналитический инструмент, который может стать источником информации для местных органов власти при разработке и реализации реформ по созданию конкурентной среды с целью привлечения новых инвестиций в экономику регионов». |
|