Американский аналитический центр «Фонд наследия» (Heritage Foundation) и газета The Wall Street Journal опубликовали рейтинг экономической свободы стран мира 2008 года (Index of Economic Freedom 2008). Эксперты Heritage Foundation определяют экономическую свободу как «отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы как таковой». Анализ экономической свободы проводится Фондом с 1995 года. Степень свободы экономики рассчитывается по среднему арифметическому десяти разных показателей — свобода бизнеса, торговли, финансового сектора, инвестиций, труда, монетарная и фискальная свободы, а также гарантии прав собственности, размер бюрократического аппарата и степень защиты от коррупции. Таким образом, в «абсолютно свободной» экономике в итоге должно получиться 100 баллов, а там, где свободы нет в принципе, соответственно, ноль. Все 157 стран мира, представленные в отчёте, разделены на пять условных групп в соответствии со своим рейтингом: «свободные», «преимущественно свободные», «умеренно свободные», «преимущественно несвободные» и «несвободные». В первую группу — «свободные» — вошли государства, набравшие более 80 баллов. Таких в этом году оказалось всего семь — Гонконг, Сингапур, Ирландия, Австралия, США, Новая Зеландия, Канада. «Несвободных» стран, где экономические свободы подавляются и чей рейтинг не превысил 50 баллов, набралось куда больше — 24 (среди них, например, Россия, Венесуэла, Белоруссия, Куба, Северная Корея). «Преимущественно свободных» стран, которые набрали от 70 до 80 баллов, оказалось 23 (например, Великобритания, Япония, Германия, Нидерланды, Финляндия, Эстония). Но подавляющее большинство стран в списке заняло его середину, то есть категории «умеренно свободные» — от 60 до 70 баллов (51 страна, в том числе Испания, Франция, Италия, Южная Корея, Израиль, Грузия, Казахстан, Монголия) и «преимущественно несвободные» — от 50 до 60 баллов (52 страны, среди которых Пакистан, Бразилия, Таджикистан, Индия и Китай). Эксперты Heritage Foundation отмечают, что мир в целом сделал шаги в сторону достижения большей свободы в экономике. Средний показатель по миру в 2008 году составил 60,3 балла, практически не изменившись по сравнению с прошлым годом, но по сравнению с индексом 1995 года, когда он был составлен впервые, глобальная экономика стала свободнее на 2,6 пункта. Наибольший прогресс наблюдается в азиатско-тихоокеанском регионе, где к неизменно лидирующим все 14 лет Гонконгу и Сингапуру прибавились Австралия и Новая Зеландия. Европейский континент выдвинул в первую десятку три страны — Ирландию, Швейцарию и Великобританию. От американского континента в первой десятке — США, Канада и Чили. Значительнее других государств улучшил показатели экономической свободы Египет, который в 2007 году занимал 106 место, а в этом году вышел на 85. Неожиданно хорошие результаты продемонстрировали Маврикий (18 место) и Монголия (62), первый — благодаря последним экономическим реформам, вторая — из-за умеренно низких налогов. Победителем рейтинга экономической свободы в очередной раз стал Гонконг (особый административный район Китая), набравший 90,3 балла из 100 возможных. Интересно, что эта бывшая английская колония, перешедшая в 1997 году под юрисдикцию Китая по формуле «одна страна — две системы», является своеобразным чемпионом рейтинга: во всех 14 отчётах (с 1995 года) она фигурировала всегда на первом месте. Гонконг (Сянган) — один из ведущих финансовых центров Азии и мира. Продолжая политику британской администрации, правительство Гонконга отдаёт приоритет в управлении экономикой свободному рынку и частному сектору. Второе место в рейтинге, как и все предыдущие годы, занимает Сингапур, третье — Ирландия, четвёртое — Австралия. Замыкают первую пятёрку США. Вслед за ними идут Новая Зеландия, Канада (замыкает семёрку «экономически свободных» стран), Чили, Швейцария и Великобритания (замыкает десятку). Ниже приводится ведущая десятка стран с самой свободной экономикой по версии Heritage Foundation:
Самые крупные и активно развивающиеся экономики в мире — Китай и Индия — оказались на 126 и 115 местах соответственно, ухудшив своё положение в рейтинге по сравнению с предыдущим годом, когда Китай занимал 119, а Индия — 104 место. Эксперты отмечают, что в этих странах по сравнению со многими другими, гораздо меньше соблюдаются общепринятые нормы свободного рынка — меньше уважается частная собственность, законодательная система не является действительно свободной и независимой, суды не заставляют соблюдать деловые договорённости, и так далее. По мнению авторов отчёта, китайская экономика остаётся по большей части несвободной, во многих её сферах продолжают присутствовать ограничения финансовой и инвестиционной свободы, права собственности защищены очень слабо, растёт инфляция, стабильность и открытость финансового рынка этой страны также вызывает сомнения. В Индии, указывают исследователи, правительство активно вмешивается в экономические процессы, к тому же там процветают политическая коррупция и фаворитизм. Хотя составители рейтинга Index of Economic Freedom утверждают, что между свободой экономики и успешностью её развития есть взаимосвязь, в то же время, при оценке успешности того или иного государства они в последнюю очередь используют реальные макроэкономические показатели — темпы роста, степень технологической модернизации, уровень развития инфраструктуры и так далее, предпочитая ориентироваться на степень экономического либерализма. Очевидно, этим и объясняются низкие показатели стран с быстрорастущей экономикой — Китая, Индии, Бразилии и России (страны «большой четвёрки» — BRIC), тогда как некоторые откровенно нищие африканские страны (Уганда, Мозамбик, Танзания, Замбия, Гана) заняли достаточно крепкие средние позиции. Худшими по индексу экономической свободы стали Белоруссия, Иран, Туркменистан, Мьянма, Ливия, Зимбабве, Куба и Северная Корея. Последняя строка в рейтинге уже не первый год принадлежит Северной Корее (157 место, 3,0 балла в рейтинге экономической свободы). Характеризуя Северную Корею, авторы отчёта указывают, что в этой стране совершенно отсутствуют бизнес-свобода, свобода инвестирования, свобода торговли, финансовая свобода, трудовая свобода. Все аспекты деловых операций контролируются государством, нет независимой судебной системы и даже такого понятия, как частная собственность. Исследователи также поясняют, что многие экономические показатели Северной Кореи вообще не могут быть измерены, так как международным организациям не разрешено собирать информацию в этой стране. Из государств бывшего СССР в группу стран с «подавляемыми экономическими свободами» попали Россия, Белоруссия и Туркменистан. Россия заняла 134 место (49,9 балла в рейтинге экономической свободы), Белоруссия — 150 (44,7), а Туркменистан — 152 (43,4) в списке из 157 позиций. Белоруссия отличилась лишь в сфере налогообложения, благодаря умеренным налогам и сборам. Основной чертой её экономики является государственное регулирование и протекционизм. В Туркменистане удовлетворительные показатели в сфере налогообложения, размера государственного аппарата и свободы торговли, однако показатели свободы предпринимательства, инвестиций, прав собственности и другие — чрезвычайно низки. В этом году Россия заняла лишь 134 место в рейтинге стран по степени экономической свободы. В 2003 году Россия занимала в рейтинге 114 место, в прошлом году — 120, расположившись между Китаем и Непалом, а в рейтинге 2008 года страна оказалась между Украиной и Вьетнамом, открывая категорию «экономически несвободных» стран (экономика России попала в эту в категорию впервые за время существования рейтинга). Интересно, что в новом рейтинге Россию обогнали многие неблагополучные страны Африки южнее Сахары. По мнению авторов отчёта, в России очень высокий уровень коррупции, не защищены права собственности, нет свободы финансовой системы, инвестирования и торговли. Хуже всего в России дела обстоят с коррупцией, которая является повсеместно распространённым явлением, считают эксперты. По этому показателю страна набрала лишь 25 баллов (средняя оценка — 41,1). Плохо обстоят дела с защитой прав собственности (30 баллов, средняя оценка — 45,6). «Частная собственность защищена слабо. Судебная система непредсказуема, коррумпирована и неспособна решать технически сложные вопросы. Россия не является надёжным экономическим партнёром в международных контрактах», — так авторы отчёта описывают ситуацию с защитой прав собственности. Свобода инвестирования в России также находится на низком уровне (30 баллов, средняя оценка — 50,3). «Хотя зарубежный и национальный капитал формально равны, правительство предпочитает совместные компании, где иностранным участникам отданы лишь миноритарные пакеты, особенно в области энергетики», — говорится в исследовании. Немногим лучше обстоят дела с финансовой свободой (40 баллов, средняя оценка — 51,7), что объясняется чрезвычайно жёсткими условиями допуска на внутренний рынок зарубежных банков, финансовых и страховых компаний, а также общей неразвитостью финансового рынка. Со свободой торговли в России дела тоже обстоят неважно (44,2 балла, средняя оценка — 72), что связано с огромным количеством тарифов, непрозрачностью системы получения многочисленных лицензий и разрешений, наличием нетарифных ограничений и так далее. Что касается свободы ведения бизнеса, то она оценивается как зарегулированная и бюрократизированная (52,8 балла, средняя оценка — 62,8). Так, по данным исследователей, на получение лицензии для ведения бизнеса в России в среднем уходит 234 дня, в течение которых надо пройти 19 процедур. Кроме того, не отлажена система банкротства и многие другие механизмы эффективного бизнес-регулирования. В целом неплохо оценивают Россию по показателю налогового бремени (79,2 балла, средняя оценка — 74,9), что характеризуется низкими налогами на доходы и умеренными корпоративными налогами. По показателю присутствия государства в экономике Россия также оказалась немного выше среднего (69,5 балла, средняя оценка — 67,7), однако это объясняется тем, что под присутствием государства подразумевается соотношение государственных и частных расходов, объём услуг и товаров, производимых государством. При этом в докладе особо отмечается вмешательство российских властей в ключевые отрасли экономики, такие как энергетика и сырьевой сектор. По показателю свободы трудовых отношений Россия заняла хорошее место (64,2 балла, средняя оценка — 62,1). Трудовое законодательство достаточно гибко, хотя и далеко не безупречно, отмечают составители рейтинга. И, наконец, всё более или менее нормально в России с монетарной свободой (64,4 балла, средняя оценка — 74,4). Минусами, определённо, являются высокий уровень инфляции и нестабильные цены. Однако, самое большое «зло» (минус 15 баллов), считают исследователи, — это целенаправленная политика властей, искажающая рыночные цены. Под этим подразумевается административное регулирование цен, субсидирование, а также массированное вмешательство государственных структур в бизнес-процессы. Из стран бывшего СССР самую высокую позицию в рейтинге (12 место, 77,8 баллов в рейтинге экономической свободы) заняла Эстония. Как полагают эксперты, эта страна демонстрирует высокие показатели в сфере инвестиционной и финансовой свободы, прав собственности, свободы бизнеса и свободы от коррупции. При этом, отмечается в докладе, Эстония могла бы достичь большего с точки зрения сокращения численности органов управления и свободы в трудовых отношениях. Литва занимает в рейтинге 26 место (70,8 баллов) среди всех стран и 13 место из 41 европейской страны, причём её показатели выше, чем средние по Европе. Среди преимуществ Литвы — свобода ведения бизнеса, торговли, свобода в инвестиционной сфере и финансах, а также высокая степень налоговой свободы. Помимо Эстонии и Литвы, в число стран категории «в основном экономически свободных» из бывших республик СССР вошла Армения, занявшая 28 место (уровень экономической свободы — 70,3 балла). Она улучшила свои показатели по сравнению с прошлым годом, изменив законодательство в сфере инвестиций, однако за этот период было зафиксировано ухудшение ситуации со свободой трудовых отношений. Среди 41 европейской страны Армения занимает 15 место и демонстрирует показатели выше среднего по Европе в целом, что показательно для «бедной страны, не имеющей выходов к морю», отмечают авторы отчёта. По их мнению, Армении предстоит усовершенствовать законодательство в вопросах прав собственности и борьбы с коррупцией. Ещё одним недостатком Армении составители рейтинга считают слабость судебной системы. В число «умеренно свободных» стран с экономической точки зрения на постсоветском пространстве вошли — Грузия (32 место, уровень экономической свободы — 69,2 балла), Латвия (38 место, 68,3 балла), Киргизия (70 место, 61,1 балла), Казахстан (76 место, 60,5 баллов). Эксперты отмечают успехи Грузии в сфере свободы ведения бизнеса, налогообложения, численности органов управления, инвестиций. В настоящее время лишь две категории экономических свобод не дотягивают в этой стране до среднемирового уровня — регулирование прав собственности и уровень коррупции. Латвия в большинстве категорий демонстрирует высокие показатели, однако её основными проблемами в экономике являются высокая численность государственного аппарата, высокие бюджетные расходы и монетарная политика. Интересно, что Киргизия, переживающая жесточайший экономический кризис, заняла в рейтинге 70 место. Несмотря на это, в Киргизии экономисты отмечают высокий уровень свободы в сфере торговли, налогообложения, трудовых отношений. Однако показатели страны в защите прав собственности и свободе от коррупции, обусловленные отсутствием верховенства закона, невысоки. Показатели Казахстана — выше среднего уровня по азиатско-тихоокеанскому региону, но при этом страна демонстрирует низкую динамику в сфере свободы инвестиций, прав собственности и свободы от коррупции. Зарубежные инвестиции в экономику этой страны практически во всех секторах наталкиваются на барьеры и некомпетентность чиновников. При этом государство активно потворствует национальному бизнесу, а отсутствие верховенства закона способствует процветанию коррупции и не защищает прав собственности. В следующую категорию «преимущественно несвободных» стран бывшего СССР вошли — Молдавия (89 место, уровень экономической свободы — 58,4 балла), Азербайджан (107 место, 55,3 балла), Таджикистан (114 место, 54,5 баллов), Узбекистан (130 место, 52,3 балла) и Украина (133 место, 51,1 балла). Молдавия, будучи самой бедной страной Европы, получила оценку свободы торговли, ведения бизнеса, трудовых отношений, налогообложения и прав собственности выше среднемирового уровня. Но при этом страна отличается слабой монетарной политикой, плохой защитой инвестиций и высоким уровнем коррупции. Высокая инфляция, жёсткое регулирование зарубежных инвестиций почти во всех секторах и слабые общественные институты перечислены авторами отчёта среди главных недостатков экономики Молдавии. Единственным сильным местом Азербайджана является невысокая численность государственного аппарата. Находящаяся в переходном положении экономика Азербайджана характеризуется более низким, чем в других странах, уровнем свободы в сфере торговли, инвестиций, прав собственности и существенно более высоким уровнем коррупции. Отличительной особенностью экономики Таджикистана является жёсткое и противоречивое законодательство, а также не благоприятное для бизнеса государственное регулирование. Кроме того, Таджикистан входит в двадцатку самых коррумпированных стран мира. Экономике Узбекистана мешает развиваться высокая инфляция. Иностранные инвестиции приветствуются на официальном уровне, но им мешают чрезмерная бюрократизация и политическое давление. Суды подвержены политическому вмешательству, а коррупция существует на всех уровнях государственного аппарата. В Украине, которая опередила Россию всего на один шаг, при относительно нормальном развитии в сфере торговли и налогообложения наблюдаются проблемы в сфере свободы предпринимательства, объёмах государственного аппарата, свободы денежных отношений, инвестиций, защиты прав собственности и свободы от коррупции. Инфляция достаточно высока, а расходы бюджета равны почти двум пятым от ВНП. Угрозой иностранным инвестициям служат высокая коррупция и многочисленные регулирующие правила в этой стране. |
|