29 ноября в Всемирный доклад ЮНЕСКО, посвящённый обзору ситуации с образованием в мире публикуется ежегодно. Он разрабатывается группой независимых экспертов, работу которой обеспечивает ЮНЕСКО. Организация занимается изучением положения дел с достижением странами шести целей программы «Образование для всех», принятых в Дакаре в 2000 году:
Авторы нынешнего доклада отмечают положительные тенденции в сфере образования по всему миру — с 2000 года наблюдается стремительный рост числа детей, поступающих в начальную школу, никогда прежде в школе не училось так много девочек, выросли расходы на образование и объём оказываемой ему помощи. В то же время, в докладе отмечается ряд негативных факторов, ставящих под угрозу достижение к 2015 году целей программы «Образование для всех». Эксперты ЮНЕСКО пришли к выводу, что самые лучшие показатели по обеспечению доступа к образованию и его качеству у Норвегии. За ней идут Великобритания, Словения, Швеция, Республика Корея и Италия. В докладе сообщается, что за период с 1999 по 2005 год число детей, посещающих начальную школу, выросло на 36% в странах Африки к югу от Сахары и на 22% — в Южной и Западной Азии. В 14 странах правительства упразднили плату за обучение в начальной школе, что обеспечило доступ к образованию детям из наиболее неблагополучных семей. В целом по миру число детей, не посещающих школу, снизилось с 96 миллионов в 1999 году до 72 миллионов в 2005 году. В странах Центральной и Восточной Европы, а также Центральной Азии число детей, не посещающих начальную школу, сократилось с 3,1 миллиона в 1999 году до 2,4 миллиона. Несмотря на прогресс, индекс развития программы «Образование для всех» (The Education for All Development Index) по 129 странам показывает, что 25 из них ещё далеки от достижения целей. Около двух третей этих стран расположены в Африке к югу от Сахары. В их число также попали Бангладеш, Индия, Непал, Мавритания, Марокко и Пакистан. (В докладе делается оговорка, что число стран с низким уровнем развития образования было бы ещё выше, если бы имелись данные по всем странам, включая те, которые находятся в конфликтной или постконфликтной ситуации). Пятьдесят три страны занимают промежуточное положение. В них охват начальным образованием зачастую высок, но показатели снижаются за счёт низкого качества образования или низкой грамотности взрослых. Кроме того, в соответствии с прогнозами, разработанными на основе нынешних тенденций, 58 из 86 стран, которые не ввели систему всеобщего начального образования, не смогут этого сделать и к 2015 году. Большинство стран, достигнувших целей в области образования, или близких к их достижению находятся в Северной Америке и Европе. В эту же категорию вошли все, за исключением Молдовы, страны постсоветского пространства, а также Аргентина, Бруней-Даруссалам, Бахрейн, Мексика и Республика Корея. При этом по отдельным показателям ряд стран СНГ также ещё далеки от успеха. Так Россия, Украина и Турция «лидируют» в регионе по числу детей младшего школьного возраста, оказавшихся вне системы образования. В каждой из этих стран насчитывается больше 300 тысяч таких детей. Авторы доклада обращают внимание на то, что достижению цели охвата к 2015 году всех детей соответствующего возраста образованием мешают среди прочего такие факторы как низкое качество образования, высокие затраты на обучение и сохраняющийся высокий уровень неграмотности среди взрослых. Кроме того, общегосударственные исследования, проведённые в ряде развивающихся стран, показали, что до 40% учащихся не удовлетворяют минимальным требованиям знаний по языку и математике. В докладе подчёркивается, что, несмотря на имеющиеся в большинстве стран конституционные положения, гарантирующие бесплатное начальное образование, многим семьям учащихся государственных начальных школ так или иначе приходится сталкиваться с проблемой платы за обучение, которая иногда может составить треть семейного бюджета. В документе также указывается на проблему нехватки учителей. В целом в мире к 2015 году потребует 18 миллионов новых учителей начальной школы. Каждому из регионов стран к югу от Сахары, Восточной Азии и Тихого океана, Южной и Западной Азии потребуется почти по 4 миллиона новых учителей начальной школы. В соответствии с содержащимися в докладе выводами, правительства стран не уделяют достаточного внимания и распространению грамотности среди взрослых: в мире все ещё насчитывается 774 миллиона взрослых — почти каждый пятый — не обладающих элементарными навыками грамотности. Более трёх четвертей из них сосредоточены всего лишь в 15 странах. Особое значение для воспитания и здоровья ребёнка имеет грамотность матерей, — указывается в документе. — И тем не менее, женщины все ещё составляют 64% от общего числа неграмотных в мире. При сохранении нынешних тенденций 72 из 101 страны, для которых были проведены расчёты, будут не в состоянии к 2015 году снизить наполовину уровень неграмотности взрослых. |
|