Согласно данным, опубликованным в новом докладе Статистического института ЮНЕСКО (UNESCO Institute for Statistics), ассигнования на образование в таких странах как Франция, Германия, Италия или Великобритания во много раз превышают объём бюджетных средств, выделяемых на эти цели во всех странах Африки к югу от Сахары вместе взятых. Во Всемирном докладе по образованию за 2007 год (Global Education Digest 2007: Comparing Education Statistics Across the World) приводятся статистические данные по всем ступеням образования — от начального до высшего, на основании исследований, проведённых в более чем 200 странах. Финансирование образования — главная тема этого доклада. При его составлении была использована система показателей, позволяющих сопоставить финансовые схемы сфер образования разных уровней и разных стран. По данным, опубликованным в новом докладе, объём государственных бюджетных средств, выделяемых на цели образования в странах Африки к югу от Сахары, составляет 2,4% от мирового бюджета государственной сферы образования. Между тем, по данным доклада в этих странах проживает около 15% всех детей школьного возраста. В свою очередь, наиболее щедрыми являются 10 стран мира, которые расходуют на образование более 8% своего ВВП. В их число входят Маршалловы Острова (рекордные 11, 7%), Вануату, Сент-Висент и Гренадины, Гвиана, Сент-Китс и Невис, Куба, Исландия, Дания, Ботсвана и Лесото. Для сравнения, США тратят на образование 5, 6% ВВП, Великобритания — 5, 4%, Германия — 4, 6%, Израиль — 6, 9%, Индия — 3, 8%, Иран — 4, 7%. В США, где проживают 4% детей и молодёжи мира, на сферу образования приходится 28% мирового бюджета. Такое процентное соотношение объясняется большим количеством студентов в этой стране и высокой стоимостью высшего образования. Фактически США являются самым крупным инвестором в сферу образования. По данным, приводимым в докладе, расходы на образование в США почти равны сумме государственных расходов на образование шести регионов мира — арабских стран, Центральной и Восточной Европы, Центральной Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна, Южной и Западной Азии и стран Африки к югу от Сахары. Вторыми (после Североамериканского и Западноевропейского регионов) в списке наиболее крупных инвесторов стоят Восточная Азия и страны Тихоокеанского региона, доля которых в мировом объёме государственных ассигнований на образование составляет 18%. Однако такие данные должны рассматриваться в контексте социально-экономического развития, согласно которому доля этих стран в общемировом ВВП составляет 28%, тогда как число детей школьного возраста, проживающих в этих странах, составляет 29%. Совершенно противоположная картина наблюдается в Южной и Западной Азии, где 7% от общемировых инвестиций в образование предназначаются для 28% детей и молодёжи. Более сбалансированной выглядит ситуация в Латинской Америке и Карибском бассейне. В странах этого региона доля расходов на образование, доля детей школьного возраста, а также ВВП колеблются от 8 до 9%. Государственные инвестиции представляют собой основной, но далеко не единственный источник финансирования сферы образования. Во многих странах, в особенности, в экономически менее развитых, государство возлагает существенную часть расходов на самих студентов и на общины. Сюда входят плата за обучение, стоимость учебников, приобретение школьной формы, а также частичная оплата работы учителей и взносы в бюджет ассоциаций родителей и учащихся. «В дебатах политического характера зачастую отражается неодобрительное отношение к частному финансированию, — отметил директор Института Хендрик Вандерпол, — Следует заметить, что многие страны, как богатые, так и бедные, используют частные ассигнования или заключение партнёрских соглашений для поддержки высшего образования. Задача состоит в том, чтобы обеспечить студентам из бедных семей доступ к образованию путём предоставления стипендий или выделения бесплатных кредитов. Дело обстоит иначе с начальным и средним образованием, где особенно остро возникают проблемы равенства возможностей. Будет ли правильно со стороны государства, если обеспечение права человека на качественное базовое образование будет поставлено в прямую зависимость от финансовых возможностей его семьи?» Ситуация в Индии является наглядным примером дисбаланса между различными уровнями образования. Средства из семейного бюджета составляют более четверти (28%) стоимости обучения ребёнка в начальной и средней школе. Так, плата за обучение становится серьёзным препятствием для детей из малообеспеченных семей. Вместе с тем, доля расходов по оплате высшего образования, приходящаяся на семью, составляет лишь 14%, притом, что большинство студентов вузов — дети из обеспеченных семей. По данным, приводимым в докладе, самая высокая финансовая нагрузка приходится на семьи в Никарагуа, где за счёт семейного бюджета оплачивается почти половина стоимости обучения в начальной и средней школе. Такая же ситуация наблюдается в Чили (31% от стоимости образования), Индонезии (25%) и Лаосской НДР (21%). «Безусловно, нам необходимы более полные данные, — добавил Вандерпол, — В настоящее время только около 60 стран способны предоставить достоверные данные о частных инвестициях в образование. Не располагая необходимыми данными, мы будем по-прежнему недооценивать всю тяжесть ситуации малообеспеченных семей, желающих дать образование своим детям». |
|