20 декабря 2007 года состоялось итоговое заседание Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам интеллектуального потенциала нации. В ходе заседания председатель Комиссии Ярослав Кузьминов представил окончательный вариант доклада Общественной палаты «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в своё будущее?» (полностью доклад представлен в приложении, см. файл PDF). В ближайшее время он будет направлен президенту, в Государственную Думу и правительство. Образование является фундаментом экономики, основанной на знаниях, экономики постиндустриального, информационного общества, говорится в докладе. Мы — наследники образовательной системы индустриальной эпохи и, не проведя её трансформации для новой экономики и новых общественных процессов, обрекаем себя на цивилизационное отставание. Необходимым предварительным условием успешности такой трансформации выступает национальный консенсус в отношении миссии образования на актуальную перспективу. Такой консенсус может быть достигнут вокруг следующих наиболее важных для общества и государства задач:
По мнению представителей Общественной палаты, сегодня эти две ключевые задачи системы образования решаются недостаточно эффективно. Ярослав Кузьминов убеждён, что если сейчас не начать инвестировать в образование, то через 10 лет планы по созданию инновационной экономики не будут реализованы, и Россия просто не выдержит международной конкуренции: «Образование — инерционная система, что и спасло его в На фоне распространения высшего образования в России — более 500 студентов на 10 тысяч населения — резко падает его качество, утверждают авторы доклада. Если в развитых странах уже начинают переходить к обязательному высшему образованию, то в России только в 2007 году приняли закон об обязательном 11-летнем образовании. По уровню финансирования образования (включая государственные и негосударственные расходы) в расчёте на одного учащегося Россия существенно отстаёт от всех развитых стран. Российские ВУЗы готовят огромное число выпускников среднего и низкого качества. Российские специалисты просто теряются на международном рынке труда и не могут составить конкуренцию западным выпускникам. Продолжается падение численности профессорско-преподавательского состава, занятого исследованиями и разработками. За последние 15 лет доля преподавателей ВУЗов, которые занимались исследованиями, упала с 38 до 16%. Эта оставшаяся часть в основном формируется за счёт учёных советской закалки. Приток новых специалистов ничтожен, поскольку эта работа с их квалификацией не сулит таких больших заработков, как в других сферах. Кузьминов рассказал, что сегодня лишь 50 ВУЗов в России занимаются исследованиями, а научных школ по стране осталось всего 200–300. «Это — уровень, невиданный в развитых странах. Неудивительно, что в последние международные рейтинги TOP–200 входит теперь единственный российский ВУЗ (МГУ имени М. В. Ломоносова), зато Мировая практика последнего десятилетия демонстрирует усиление вклада университетов в развитие инноваций и экономический рост. В развитых индустриальных странах в университетах сосредоточен основной потенциал фундаментальной науки, выполняются масштабные прикладные исследования и разработки. В России, несмотря на номинальный рост затрат на исследования и разработки в секторе высшего образования, темпы такой динамики недостаточны для выхода даже на дореформенный уровень: эта величина не достигает и двух третей от объёма 1991 года. На долю сектора высшего образования приходится менее 6% затрат на науку в России, причём подобная картина отличается заметной устойчивостью на протяжении уже почти двух десятилетий. Это вдвое ниже, чем в США (13,6%) и Японии (13,4%) и почти в четыре раза ниже, чем в странах Европейского Союза (22,1%). Подобная ситуация не позволяет создать необходимые условия для проведения научных исследований и обеспечить воспроизводство научных школ. Другой не менее важный вопрос — низкая квалификация преподавателей не только в высшей школе, но и на всех ступенях образования. Корень проблемы представители Общественной палаты видят в низкой зарплате. По их расчётам, нужно выделять Появление огромного числа новых ВУЗов привело, по мнению членов Общественной палаты, к формированию сектора «псевдообразования». В частности, из-за этого наличие высшего образования в России не гарантирует более высокой заработной платы, хотя в развитых странах престижный диплом давно стал гарантией высокооплачиваемой должности. Свой вклад в сектор «псевдообразования» вносят и слабые ВУЗы. По многочисленным экспертным оценкам, от 20 до 30% образовательных программ ВУЗов не дают даже минимально необходимого для профессиональной деятельности набора компетенций. Это, в первую очередь, относится к многочисленным экономическим, управленческим, юридическим специальностям. Они были открыты в В области начального и среднего профессионального образования ситуация ещё хуже. Фактически ПТУ и техникумы перестали готовить хороших специалистов-практиков, а совмещают профессиональную подготовку с общим образованием и социальной функцией. Среднее профессиональное образование в России, в отличие от других стран, практически не приводит к увеличению уровня заработков выпускников. Это тревожный показатель. Он означает, что значительная часть выпускников программ профессионального образования в России не получает компетенций, требуемых на рынке труда. Кузьминов считает, что необходимо полностью изменить структуру начального и среднего профессионального образования и превратить ПТУ в центры профессиональной подготовки. По мнению Кузьминова, сегодня в системе российского образования наметилась ещё одна, очень опасная тенденция — социальное расслоение: есть сильные школы с сильными учениками и хорошими перспективами дальнейшего развития и слабые, где учащиеся заведомо обречены на провал при поступлении в ВУЗы. В результате в ВУЗ поступает в два с половиной раза большая доля выпускников из «сильных» школ, чем из «слабых». Опасность этой ситуации состоит в том, что такая структура системы школьного образования фактически воспроизводит и укрепляет уже сложившееся социальное неравенство. В других странах — Европы, Северной и Южной Америк, Азии — именно образование компенсирует неравенство, ранжируя людей по степени одарённости. По его словам, за рубежом эффективно работают механизмы «подтягивания» слабых школ до хорошего уровня — и совершенно непонятно, почему они не задействованы у нас. Продолжение этих тенденций в ближайшие пять лет приведёт к тому, что Россия будет привлекать высококвалифицированных специалистов из-за рубежа, что сейчас и происходит в сфере высшего менеджмента, а уже через 10 лет в стране возможно прекращение собственных инновационных исследований. Обрисованная выше картина может показаться излишне мрачной, заключают авторы доклада. Ведь значительная часть российского населения считает, что наше образование по-прежнему лучшее в мире или, по крайней мере, конкурентоспособно. Однако для каждого человека, знакомого с ситуацией в российском образовании, не составит труда перечислить его основные проблемы:
«Победные реляции о реформе образования преждевременны, — подвёл итог член Общественной палаты, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. — По сравнению с проблемами, которые ещё предстоит решать, не сделано практически ничего». Первым делом, считают в Общественной палате, в ближайшие 3-4 года в образование необходимо вложить крупные дополнительные средства — 0,7–1% ВВП. Авторы доклада указывают, что экономика России вполне может выдержать бремя прироста национальных расходов на образование на 1,3% ВВП за 2008 — 2010 годы. «Мы за этот короткий период не решим всех задач, но заложим прочный фундамент для последующих изменений — критически необходимых для будущего нашей страны», — говорится в докладе. |
|
Файлы для загрузки: |
|
---|---|
PDF [618 Кб]
|
|