Исследование ВЦИОМ: Бизнес-климат в России в 2013 году

04.06.2013. 06:50
Всероссийский центр изучения общественного мнения

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты опроса, посвящённого тому, как россияне оценивают условия для занятия бизнесом, хотят ли те, у кого нет опыта предпринимательской деятельности, организовать свой бизнес и как оценивают своё занятие предпринимательством те, у кого есть подобный опыт. В целом, россияне стали более критично оценивать условия для занятия бизнесом в своём населённом пункте. Особенно недовольны предпринимательским климатом жители небольших городов и сельской местности. Результаты исследования представлены ниже.

Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 18–19 мая 2013 года. Опрошено 1600 человек в 130 населённых пунктах в 42 регионах России. Выборка репрезентирует население России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Исследование проводилось совместно с Агентством «Социальные сети». Мониторинг публикаций в социальных сетях на тему состояния науки в России проведён 13–26 мая 2013 года с помощью открытых поисковых систем (Blogs.Yandex.Ru, Blogsearch.Google.Ru) и собственного поискового механизма. Всего обнаружено 486 релевантных публикаций.

Результаты общероссийского опроса

Как показали результаты опроса, за последние четыре года россияне стали более негативно оценивать условия для развития частного предпринимательства в своём населённом пункте: так, если в 2009 году плохими их считали 44%, то сегодня — уже 55%. Отрицательно оценивают ситуацию, прежде всего, жители малых городов и сёл (62%), а также 35–44-летние граждане (63%). Только четверть опрошенных считают, что условия для развития частного бизнеса в месте их проживания — хорошие (25%). В основном это жители городов-миллионников (36%), крупных городов (34%) и 18–24-летние граждане (31%).

Большинство россиян (72%), не имеющих собственного бизнеса, сообщают, что не планируют заниматься им и в будущем (в 2011 году таких было 65%). Планируют заняться предпринимательской деятельностью 16% опрошенных (два года назад — 20%) — в основном это 18–24-летние граждане (38%) и жители городов-миллионников (24%). Ещё 7% опрошенных в прошлом пытались заниматься бизнесом, но неудачно, и ещё у 1% есть своё дело в данный момент.

Относительное большинство тех, кто имеет опыт предпринимательской деятельности, оценивает его как удовлетворительный (47%). Более трети называют свои попытки организовать бизнес неудачными (35%) — прежде всего граждане старше 45 лет (41–46%). Довольны своим опытом предпринимательской деятельности 15% (в 2009 году — 10%) — в основном это 25–44-летние граждане (17%).

Распределение ответов на вопрос: Как Вы считаете, каковы в нашем городе (селе) условия для развития малого бизнеса, частного предпринимательства?
(закрытый вопрос, один ответ)
Ответ20092013
Условия, безусловно, хорошие32
Скорее хорошие2723
Скорее плохие3138
Условия, безусловно, плохие1317
Затрудняюсь ответить2620
Распределение ответов на вопрос: Как Вы считаете, каковы в нашем городе (селе) условия для развития малого бизнеса, частного предпринимательства?
(закрытый вопрос, один ответ)
ОтветВсе опрошенныеМосква и Санкт-ПетербургГорода-миллионникиБолее 500 тыс.100–500 тыс.Менее 100 тыс.Сёла
Условия, безусловно, хорошие2282112
Скорее хорошие23212832232218
Скорее плохие38342739384241
Условия, безусловно, плохие1716714152021
Затрудняюсь ответить20272913221618
Распределение ответов на вопрос: А пытались ли Вы когда-нибудь организовать свой собственный бизнес?
(процент от тех, кто не имеет собственного бизнеса)
Ответ2008200920112013
Занимаюсь этим в данный момент2411
Да, но ничего не получилось1111107
Нет, но планирую этим заняться20312016
Нет, и не планирую этого делать61516572
Затрудняюсь ответить6454
Распределение ответов на вопрос: Как Вы оцениваете свой опыт занятия малым предпринимательством?
(процент от тех, кто имеет опыт предпринимательской деятельности)
Ответ200920112013
Успешный101215
Удовлетворительный, хотелось бы добиться больших успехов513947
Неудачный334435
Затрудняюсь ответить453

Результаты мониторинга социальных медиа

По данным мониторинга социальных медиа, проведённого агентством «Социальные сети», оценки возможностей для открытия и развития малого предпринимательства и частного бизнеса можно охарактеризовать как нейтральные (77% сообщений). Негативные суждения российские пользователи социальных медиа высказывают реже — 19% сообщений. 4% сообщений — позитивные. В рамках дискуссии о возможностях развития частного бизнеса, пользователи социальных медиа чаще всего высказывали мнение предпосылках и перспективах организации бизнеса (42%). Также обсуждался личный опыт, и высказывалось желание организовать собственный бизнес (24% и 23% соответственно). Вопросы налогообложения были в центре внимания 10% сообщений.

Оценка возможностей для открытия и развития малого предпринимательства и частного бизнеса.

(в процентах от общего количества релевантных сообщений на данную тему)

Негативная19
Нейтральная77
Позитивная4
Вопросы, обсуждавшиеся в рамках данной темы.

(в процентах от общего количества релевантных сообщений на данную тему)

Предпосылки и перспективы организации бизнеса42
Личный опыт24
Желание организовать собственный бизнес23
Налогообложение10
Работа фриланс как бизнес1

Свой бизнес: за и против

Вторая часть исследования была посвящена тому, как россияне относятся к предпринимателям, хотят ли сами организовать свой бизнес и почему имеют такое желание или нет.

Как показали результаты общероссийского опроса, отношение к предпринимателям у россиян с постепенно улучшается: в 2009 году к представителям бизнеса положительно относились 79%, сегодня — 83%. Наиболее позитивно воспринимают бизнесменов люди, у которых есть знакомые предприниматели (94%). Отрицательное отношение к тем, кто занимается бизнесом, испытывают только 9% — прежде всего люди, у которых нет таких знакомых (14%). Знакомые предприниматели есть у большинства россиян (55%). В основном об этом сообщают 25–44-летние россияне (66–68%), высокообразованные граждане (67%), а также москвичи и петербуржцы (76%).

5% опрошенных указывают, что у них есть свой бизнес и ещё 23% хотят его организовать (при этом 17% всегда имели такое желание, у 6% оно появилось недавно). Причём в 2011 году желающих заниматься бизнесом было больше — 30%. Желание открыть своё дело свойственно сегодня прежде всего жителям средних городов (32%) и 18–24-летним гражданам (46%). Те, кто желает открыть своё дело, в качестве главного аргумента называют стремление быть независимым, работать «на себя» (40%) и увеличить уровень дохода (39%). Реже причинами оказываются желание заниматься любимым делом (14%), в меньшинстве — те, кто стремится изменить свой социальный статус (5%), передать по наследству дело своим детям (2%).

Распределение ответов на вопрос: Есть ли предприниматели среди Ваших близких, друзей, знакомых?
(закрытый вопрос, один ответ)
Ответ2008200920112013
Да, таких много20171714
Да, но таких мало44454541
Нет34373644
Затрудняюсь ответить2121
Распределение ответов на вопрос: Как Вы в целом относитесь к людям, которые занимаются частным предпринимательством (малым и средним бизнесом)?
(закрытый вопрос, один ответ)
Ответ200920112013
Хорошо414541
Скорее хорошо383642
Скорее плохо977
Плохо452
Затрудняюсь ответить768
Распределение ответов на вопрос: Как Вы в целом относитесь к людям, которые занимаются частным предпринимательством (малым и средним бизнесом)?
(закрытый вопрос, один ответ)
ОтветВсе опрошенныеЕсть знакомые предпринимателиНет
Хорошо415525
Скорее хорошо423947
Скорее плохо7311
Плохо213
Затрудняюсь ответить8214
Выходные сведенияИсследование ВЦИОМ: Бизнес-климат в России в 2013 году. // Центр гума­нитар­ных техно­логий. — 04.06.2013. 06:50. URL: https://gtmarket.ru/news/2013/06/04/5968

Публикации по теме

Последние новости

Популярные новости

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.