Исследовательская компания MAR Consult изучила, каким, по мнению жителей крупнейших российских городов, должно быть образование в России. Опрос проводился в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и Хабаровске среди 1100 респондентов старше 25 лет. Результаты этого исследования представлены ниже. Как показали результаты опроса, в целом россияне не считают, что образование должно быть полностью платным, однако, и сторонники полностью бесплатного образования оказались в меньшинстве — 30%. Основная часть россиян считают, что образование должно быть частично платным, частично бесплатным. Среди людей старшего возраста (старше 35 лет), доля сторонников полностью бесплатного образования выше, по сравнению с общей выборкой — 43%. Примечательно, что позиция относительно образования не зависит от уровня доходов респондентов. При этом наблюдается достаточно чёткая зависимость между позицией респондента и, собственно, уровнем его образования. Чем ниже уровень образования человека, тем скорее он будет склонен к позиции, что образование должно быть полностью бесплатным. В группе опрошенных, не имеющих высшего образования, доля сторонников бесплатного образования — 51% (каждый второй). Среди имеющих высшее образование — 27% (каждый третий). А среди имеющих два высших образования / учёную степень — только 7% (каждый десятый). Среди опрошенных респондентов обучение детей оплачивает каждый пятый (22%). Среди людей, оплачивающих образование детей, более распространено мнение, что образование должно быть частично платным, частично бесплатным (32% против 23%), в отличие от тех, кто образование детей не оплачивает. При этом, две трети респондентов платят за образование детей до 4,000 рублей в месяц. При этом, около 20% тратят ежемесячно более 10,000 рублей. В среднем же образование детей обходится россиянам в 8,700 рублей ежемесячно. При этом, более трети респондентов (32%) готовы платить и более 10,000 рублей. В свою очередь, 22% опрошенных не готовы оплачивать образование детей в принципе. В среднем потенциал затрат на образование детей составляет 17,809 рублей в месяц, что в два раза выше реальных затрат. Комментирует Ксения Маркова, руководитель Исследовательского департамента компании MAR Consult: «Позиция россиян вполне ясна. Мы постепенно приняли установку о необходимости оплачивать получаемые знания, тем более, когда речь идёт о втором высшем образовании, повышении квалификации, получении учёной степени — о тех ситуациях, когда мы осознанно вкладываем средства в собственное развитие, позволяющее нам в будущем эти же средства приумножить. Однако среднее и среднее специальное образование все же должно быть доступно на бесплатной основе. Об этом свидетельствует высокий процент сторонников полностью бесплатного образования среди тех, у кого это образование закончилось на уровне школы / ПТУ (вероятнее всего, отвечая на вопрос о том, каким должно быть образование, данная группа людей мыслила именно категорией того образования, которое получили они). Чем младше поколение, тем более распространено в нём мнение о том, что образование не должно быть полностью бесплатным. Среди людей, получивших образование в советское время (поколение 1960-1970-х годов), практически каждый второй является сторонником полностью бесплатного образования — и их можно понять — они получили качественное образование, за которое заплатило государство. Несмотря на то, что большинство россиян на данный момент не оплачивает образование своих детей, готовность к тратам в данном направлении достаточно высока. Это объясняется с одной стороны — понимаем ситуации с поступлением в ВУЗы (сокращения числа бюджетных мест, существенное увеличение доли полностью платных ВУЗов, сложностями с послуплением на бюджетное обучение и так далее), с другой стороны, если речь идёт о среднем образовании — готовностью платить за качественное образование и комфорт для своих детей. Таким образом, большинство россиян готовы инвестировать в собственный профессиональный рост, так же как и в гарантию получения качественных знаний и комфортные условия обучения ребёнка». |
|