Агентство ZenithOptimedia выпустило обновлённый прогноз развития глобального и российского рекламных рынков в 2009 году

21.10.2009. 22:17
ZenithOptimedia

Международная сеть рекламных агентств ZenithOptimedia (входит в структуру международного коммуникационного холдинга Publicis Groupe) выпустила обновлённый прогноз развития глобального рекламного рынка в 2009 году. Новый прогноз более пессимистичен, чем предыдущий (опубликован в июле 2009 года, см. здесь), который, в свою очередь, был пессимистичнее предыдущего. В ZenithOptimedia полагают, что в 2009 году расходы на рекламу во всём мире сократятся на 9,9% (против ожидавшихся ранее 8,5%). Однако уже в 2010 году, по прогнозу агентства, рекламные рынки развивающихся стран ждёт рост на 7,8%, а в 2011 года — на 9,8%. Роста по всем регионам не стоит ждать раньше 2011 года. Офис ZenithOptimedia Russia также пересмотрел свой последний прогноз, предполагавший падение расходов на рекламу в России от 15% до 24%. По новым данным спад на российском рекламном рынке по итогам 2009 года ожидается на уровне 24–28%.

Более детализированные данные о состоянии рекламного рынка в первой половине 2009 года заставили глобальную сеть рекламных агентств ZenithOptimedia понизить свой прогноз на этот год: с -8,5% (по июльскому прогнозу) до -9,9%. Тем не менее, аналитики ZenithOptimedia уверены, что второе полугодие 2009 года будет гораздо менее болезненным для мирового рынка и надеются, что рынок уже прошёл нижнюю точку своего падения или пройдёт её до конца этого года.

На 2010 год агентство ожидает скромный рост мирового рынка рекламы — на 0,5%. В этой цифре скрыта глубокая диспропорция между отрицательной динамикой экономически развитых рынков (упадут на 2,9%) и развивающихся (вырастут на 7,8%). Кризис кредитной системы вскрыл серьёзные структурные проблемы экономик США, Японии и стран Западной Европы, и для того, чтобы с ними справиться, уйдёт несколько лет. Напротив, экономики некоторых развивающихся стран продолжают расти и в кризис, а остальные имеют хорошие предпосылки, чтобы начать расти в 2010 году. В 2009 расходы на рекламу увеличатся в 27 странах мира. В 2010 их количество вырастет до 52.

В 2011 мировой рынок достигнет 4,3% роста. По сравнению с ростом 5-6%, который показывала реклама до кризиса, эта цифра выглядит вполне утешительно, полагают аналитики. В 2011 году развивающиеся рынки покажут рост на 9,8%, развитые — на 1,5%. При этом доля развивающихся стран в общем рекламном «пироге» вырастет с 29% в 2008 до 35% в 2011 году.

Расходы на рекламу по регионам мира (основные медиа, $ млн)

Регион20072008200920102011
Северная Америка188 359181 333157 107150 832152 059
Западная Европа124 991123 595107 450106 341109 736
Азия и Тихоокеанский регион105 070108 384103 966107 442114 450
Центральная и Восточная Европа31 29335 21827 86229 25832 071
Латинская Америка26 51130 35630 57332 53334 968
Африка
Ближний Восток
Остальной мир
16 48620 18117 87920 48322 627
Весь мир492 709499 067444 837446 889465 911

Изменения по сравнению с предыдущими годами (основные медиа, %)

Регион2007 v 062008 v 072009 v 082010 v 092011 v 10
Северная Америка2,7-3,7-12,6-4,00,8
(США)2,5-4,1-12,9-4,40,7
Западная Европа6,0-1,1-11,2-1,03,2
Азия и Тихоокеанский регион6,53,2-3,13,36,5
Центральная и Восточная Европа23,912,5-20,95,09,6
Латинская Америка16,314,50,66,47,5
Африка
Ближний Восток
Остальной мир
24,822,4-11,414,610,5
Весь мир6,81,3-9,90,54,3

Крупнейшие медиакорпорации мира в первом квартале 2009 года показали убытки, в среднем, на уровне 13,1%. Единственная из медийных компаний, которая показывает рост (4%) вопреки кризису — Google.

Крупнейшие медиакорпорации мира — изменение выручки в 2009–2008 годы (%)

КорпорацияОбщая
выручка
Выручка
от рекламы
Time Warner-7,9-7,7
News Corporation-13,2-16,4
Google4,54,0
CBS Corporation-12,5-16,5
Bertelsmann-6,8-9,9
Gannett-17,8-17,6
Yahoo!-12,8-12,8
Clear Channel Communications-22,1-22,5
Mediaset-13,2-13,7
ITV-11,8-16,0
DMGT-14,6-16,2
TF1-16,4-16,7
Axel Springer-6,6-2,9
New York Times Company-19,9-18,8
JCDecaux-13,3-13,3
В среднем-12,3-13,1

По данным ZenithOptimedia, Интернет останется единственным растущим медиа по итогам текущего года, показав рост на 9,2%. Больше всего в этом сегменте вырастет контекстная реклама и новые цифровые форматы. В США (на самом фрагментированном рынке) контекстная реклама вырастет на 20% в 2009 году, видео-реклама — на 19%, реклама в социальных медиа — на 45%, мобильная реклама — на 69%. Баннерная реклама вырастет лишь на 3%. На мировом уровне к 2011 году интернет-реклама отвоюет 14,9% от всех рекламных расходов (в 2008 было 10,2%). Все остальные медиа в 2009 году ждёт спад. Самый большой провал — у журналов и газет, где рекламы станет меньше на 20% и 17%, соответственно. По прогнозу агентства, упадок в этих сегментах сохранится и в 2010–2011 годах. Другие медиа возвратятся к росту — телевидение, реклама в кинотеатрах и наружная реклама в 2010 году, радио — в 2011 году.

Глобальные расходы на рекламу по медиа ($ млн)

Медиа20072008200920102011
Газеты130 744123 748102 13697 70397 228
Журналы59 47556 88645 41542 76242 573
ТВ181 322186 822172 320174 836183 177
Радио38 69737 85333 64733 28034 216
Кино2 2832 3942 1802 2742 422
Outdoor31 73032 76429 11229 82831 430
Интернет42 28151 60154 08760 25368 557
Все
медиа *
486 532492 067438 896440 936459 603

* Общие цифры ниже, чем в таблице «Расходы на рекламу по регионам мира», так как в некоторых странах мира нет разбивки расходов по медиа.

Доля медиа в общих расходах на рекламу (%)

Медиа20072008200920102011
Газеты26,925,123,322,221,2
Журналы12,211,610,39,79,3
ТВ37,338,039,339,739,9
Радио8,07,77,77,57,4
Кино0,50,50,50,50,5
Outdoor6,56,76,66,86,8
Интернет8,710,512,313,714,9

Российский офис ZenithOptimedia также понизил свои прогнозы: расходы на рекламу в России в 2009 году сократятся на 24–28% (в рублёвом эквиваленте) относительно 2008 года. В последнем, июльском прогнозе ожидалось падение от 15% до 24%. На данный момент специалисты агентства считают, что в нынешней ситуации падение на 24% можно считать скорее оптимистичным сценарием. Экономический кризис в России затронул практически все сектора экономики, потребительская активность заметно упала, и это оказало прямое влияние на рекламный рынок. Большинство рекламодателей были вынуждены сократить рекламные бюджеты, а некоторая часть игроков рынка полностью отказалась от рекламы до восстановления экономической ситуации. Первое полугодие 2009 года показало, что динамика развития российского рынка ниже пессимистичных прогнозов агентства (падение -30% для всего рынка). Второй квартал не принёс рынку значительных изменений в лучшую сторону для всех медиа, за исключением Интернета. Однако падение второго квартала было сравнимым с падением первого. Этот факт даёт все основания полагать, что рынок прошёл период нестабильности и непредсказуемости относительно дальнейшего развития ситуации. Многие эксперты агентства из числа участников рынка уверены, что вторая половина этого года будет лучше, чем первая. Таким образом, ZenithOptimedia ожидает резкого, но непродолжительного падения рынка в 2009 году.

Объём рекламы в средствах её распространения в России (млн. рублей)

Сегмент2006200720082009
Телевидение85 900112 500137 600116 960 — 110 080
Печатные СМИ44 60051 90057 60034 560 — 33 408
Радио12 50014 90014 0008 400
Наружная
реклама
33 10040 40045 80032 060 — 29 770
Интернет2 9005 7007 5007 875 — 7 500
Прочие
носители
1 8003 1004 5003 375
Итого180 800228 500267 000
203 230 — 192 533

Темпы прироста по отношению к предыдущему году (Россия, %)

Сегмент2006200720082009
Телевидение30%31%22%-15-20%
Печатные СМИ13%16%11%-40-42%
Радио47%19%-6%-40%
Наружная
реклама
25%22%13%-30-35%
Интернет60%97%32%+5-0%
Прочие
носители
44%72%45%-25%
Итого27%26%17%-24-28%
Выходные сведенияАгентство ZenithOptimedia выпустило обновлённый прогноз развития глобального и российского рекламных рынков в 2009 году. // Центр гума­нитар­ных техно­логий. — 21.10.2009. 22:17. URL: https://gtmarket.ru/news/media-advertising-marketing/2009/10/21/2199

Публикации по теме

Последние новости

Популярные новости

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.