Агентство ZenithOptimedia выпустило обновлённый прогноз развития глобального и российского рекламных рынков в 2009 году
21.10.2009. 22:17
Международная сеть рекламных агентств ZenithOptimedia (входит в структуру международного коммуникационного холдинга Publicis Groupe) выпустила обновлённый прогноз развития глобального рекламного рынка в 2009 году. Новый прогноз более пессимистичен, чем предыдущий (опубликован в июле 2009 года, см. здесь), который, в свою очередь, был пессимистичнее предыдущего. В ZenithOptimedia полагают, что в 2009 году расходы на рекламу во всём мире сократятся на 9,9% (против ожидавшихся ранее 8,5%). Однако уже в 2010 году, по прогнозу агентства, рекламные рынки развивающихся стран ждёт рост на 7,8%, а в 2011 года — на 9,8%. Роста по всем регионам не стоит ждать раньше 2011 года. Офис ZenithOptimedia Russia также пересмотрел свой последний прогноз, предполагавший падение расходов на рекламу в России от 15% до 24%. По новым данным спад на российском рекламном рынке по итогам 2009 года ожидается на уровне 24–28%.
Более детализированные данные о состоянии рекламного рынка в первой половине 2009 года заставили глобальную сеть рекламных агентств ZenithOptimedia понизить свой прогноз на этот год: с -8,5% (по июльскому прогнозу) до -9,9%. Тем не менее, аналитики ZenithOptimedia уверены, что второе полугодие 2009 года будет гораздо менее болезненным для мирового рынка и надеются, что рынок уже прошёл нижнюю точку своего падения или пройдёт её до конца этого года.
На 2010 год агентство ожидает скромный рост мирового рынка рекламы — на 0,5%. В этой цифре скрыта глубокая диспропорция между отрицательной динамикой экономически развитых рынков (упадут на 2,9%) и развивающихся (вырастут на 7,8%). Кризис кредитной системы вскрыл серьёзные структурные проблемы экономик США, Японии и стран Западной Европы, и для того, чтобы с ними справиться, уйдёт несколько лет. Напротив, экономики некоторых развивающихся стран продолжают расти и в кризис, а остальные имеют хорошие предпосылки, чтобы начать расти в 2010 году. В 2009 расходы на рекламу увеличатся в 27 странах мира. В 2010 их количество вырастет до 52.
В 2011 мировой рынок достигнет 4,3% роста. По сравнению с ростом 5-6%, который показывала реклама до кризиса, эта цифра выглядит вполне утешительно, полагают аналитики. В 2011 году развивающиеся рынки покажут рост на 9,8%, развитые — на 1,5%. При этом доля развивающихся стран в общем рекламном «пироге» вырастет с 29% в 2008 до 35% в 2011 году.
Расходы на рекламу по регионам мира (основные медиа, $ млн)
Регион
2007
2008
2009
2010
2011
Северная Америка
188 359
181 333
157 107
150 832
152 059
Западная Европа
124 991
123 595
107 450
106 341
109 736
Азия и Тихоокеанский регион
105 070
108 384
103 966
107 442
114 450
Центральная и Восточная Европа
31 293
35 218
27 862
29 258
32 071
Латинская Америка
26 511
30 356
30 573
32 533
34 968
Африка Ближний Восток Остальной мир
16 486
20 181
17 879
20 483
22 627
Весь мир
492 709
499 067
444 837
446 889
465 911
Изменения по сравнению с предыдущими годами (основные медиа, %)
Регион
2007 v 06
2008 v 07
2009 v 08
2010 v 09
2011 v 10
Северная Америка
2,7
-3,7
-12,6
-4,0
0,8
(США)
2,5
-4,1
-12,9
-4,4
0,7
Западная Европа
6,0
-1,1
-11,2
-1,0
3,2
Азия и Тихоокеанский регион
6,5
3,2
-3,1
3,3
6,5
Центральная и Восточная Европа
23,9
12,5
-20,9
5,0
9,6
Латинская Америка
16,3
14,5
0,6
6,4
7,5
Африка Ближний Восток Остальной мир
24,8
22,4
-11,4
14,6
10,5
Весь мир
6,8
1,3
-9,9
0,5
4,3
Крупнейшие медиакорпорации мира в первом квартале 2009 года показали убытки, в среднем, на уровне 13,1%. Единственная из медийных компаний, которая показывает рост (4%) вопреки кризису — Google.
Крупнейшие медиакорпорации мира — изменение выручки в 2009–2008 годы (%)
Корпорация
Общая выручка
Выручка от рекламы
Time Warner
-7,9
-7,7
News Corporation
-13,2
-16,4
Google
4,5
4,0
CBS Corporation
-12,5
-16,5
Bertelsmann
-6,8
-9,9
Gannett
-17,8
-17,6
Yahoo!
-12,8
-12,8
Clear Channel Communications
-22,1
-22,5
Mediaset
-13,2
-13,7
ITV
-11,8
-16,0
DMGT
-14,6
-16,2
TF1
-16,4
-16,7
Axel Springer
-6,6
-2,9
New York Times Company
-19,9
-18,8
JCDecaux
-13,3
-13,3
В среднем
-12,3
-13,1
По данным ZenithOptimedia, Интернет останется единственным растущим медиа по итогам текущего года, показав рост на 9,2%. Больше всего в этом сегменте вырастет контекстная реклама и новые цифровые форматы. В США (на самом фрагментированном рынке) контекстная реклама вырастет на 20% в 2009 году, видео-реклама — на 19%, реклама в социальных медиа — на 45%, мобильная реклама — на 69%. Баннерная реклама вырастет лишь на 3%. На мировом уровне к 2011 году интернет-реклама отвоюет 14,9% от всех рекламных расходов (в 2008 было 10,2%). Все остальные медиа в 2009 году ждёт спад. Самый большой провал — у журналов и газет, где рекламы станет меньше на 20% и 17%, соответственно. По прогнозу агентства, упадок в этих сегментах сохранится и в2010–2011 годах. Другие медиа возвратятся к росту — телевидение, реклама в кинотеатрах и наружная реклама в 2010 году, радио — в 2011 году.
Глобальные расходы на рекламу по медиа ($ млн)
Медиа
2007
2008
2009
2010
2011
Газеты
130 744
123 748
102 136
97 703
97 228
Журналы
59 475
56 886
45 415
42 762
42 573
ТВ
181 322
186 822
172 320
174 836
183 177
Радио
38 697
37 853
33 647
33 280
34 216
Кино
2 283
2 394
2 180
2 274
2 422
Outdoor
31 730
32 764
29 112
29 828
31 430
Интернет
42 281
51 601
54 087
60 253
68 557
Все медиа *
486 532
492 067
438 896
440 936
459 603
* Общие цифры ниже, чем в таблице «Расходы на рекламу по регионам мира», так как в некоторых странах мира нет разбивки расходов по медиа.
Доля медиа в общих расходах на рекламу (%)
Медиа
2007
2008
2009
2010
2011
Газеты
26,9
25,1
23,3
22,2
21,2
Журналы
12,2
11,6
10,3
9,7
9,3
ТВ
37,3
38,0
39,3
39,7
39,9
Радио
8,0
7,7
7,7
7,5
7,4
Кино
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Outdoor
6,5
6,7
6,6
6,8
6,8
Интернет
8,7
10,5
12,3
13,7
14,9
Российский офис ZenithOptimedia также понизил свои прогнозы: расходы на рекламу в России в 2009 году сократятся на 24–28% (в рублёвом эквиваленте) относительно 2008 года. В последнем, июльском прогнозе ожидалось падение от 15% до 24%. На данный момент специалисты агентства считают, что в нынешней ситуации падение на 24% можно считать скорее оптимистичным сценарием. Экономический кризис в России затронул практически все сектора экономики, потребительская активность заметно упала, и это оказало прямое влияние на рекламный рынок. Большинство рекламодателей были вынуждены сократить рекламные бюджеты, а некоторая часть игроков рынка полностью отказалась от рекламы до восстановления экономической ситуации. Первое полугодие 2009 года показало, что динамика развития российского рынка ниже пессимистичных прогнозов агентства (падение -30% для всего рынка). Второй квартал не принёс рынку значительных изменений в лучшую сторону для всех медиа, за исключением Интернета. Однако падение второго квартала было сравнимым с падением первого. Этот факт даёт все основания полагать, что рынок прошёл период нестабильности и непредсказуемости относительно дальнейшего развития ситуации. Многие эксперты агентства из числа участников рынка уверены, что вторая половина этого года будет лучше, чем первая. Таким образом, ZenithOptimedia ожидает резкого, но непродолжительного падения рынка в 2009 году.
Объём рекламы в средствах её распространения в России (млн. рублей)
Сегмент
2006
2007
2008
2009
Телевидение
85 900
112 500
137 600
116 960 — 110 080
Печатные СМИ
44 600
51 900
57 600
34 560 — 33 408
Радио
12 500
14 900
14 000
8 400
Наружная реклама
33 100
40 400
45 800
32 060 — 29 770
Интернет
2 900
5 700
7 500
7 875 — 7 500
Прочие носители
1 800
3 100
4 500
3 375
Итого
180 800
228 500
267 000
203 230 — 192 533
Темпы прироста по отношению к предыдущему году (Россия, %)