ZenithOptimedia: обновлённый прогноз развития глобального и российского рекламных рынков на 2009–2010 годы
08.12.2009. 15:10
Международная сеть рекламных агентств ZenithOptimedia (входит в структуру международного коммуникационного холдинга Publicis Groupe) выпустила обновлённый прогноз развития глобального рекламного рынка на 2009–2010 годы.
В сообщении агентства говорится, что самый сильный за последние десятилетия экономический кризис спровоцировал беспрецедентное падение мирового рекламного рынка, которое, по прогнозам сети, достигнет 10,2% в 2009 году (против ожидавшихся ранее 9,9%). Таким образом, новый прогноз итогов 2009 года более пессимистичен, чем предыдущий (опубликован в октябре 2009 года, см. здесь), который, в свою очередь, был пессимистичнее предыдущего. В ZenithOptimedia полагают, что для рекламного рынка является нормальным явлением превышение показателей роста и падения мировой экономики. В то же время, агентство повысило прогноз по росту глобального рынка в 2010 году на 0,4% до 0,9% и подчёркивает, что рекламный рынок стабилизируется. Это первое позитивное изменение в прогнозе с июня 2008 года. Сеть ожидает, что в последующие годы восстановление рынка усилится, и мировые расходы на рекламу покажут рост — на 3,9% в 2011 году и на 4,8% в 2012 году. Прогноз по российскому рынку, который традиционно испытывает более выраженные пиковые значения по сравнению с глобальным, — падение на 27% в 2009 году и рост на 7% в 2010 году.
Более других от кризиса пострадали развитые рынки (Северная Америка, Западная Европа, Япония). ZenithOptimedia прогнозирует, что в 2010 году расходы на рекламу в этих регионах продолжат снижаться: на 2,4% в Северной Америке, на 0,5% в Западной Европе, на 3,2% в Японии. Рост здесь начнётся не раньше 2011 года. В противовес, развивающиеся рынки Азии и Южной Америки продолжают рост в 2009 году. Многие рынки в Центральной и Восточной Европе испытали в 2009 году резкий спад, однако восстановление на этих рынках ожидается также более позитивным. В целом, в 2010 году из 79 рекламных рынков рост покажут 63.
Расходы на рекламу по регионам мира (основные медиа, $ млн)
Регион
2008
2009
2010
2011
2012
Северная Америка
179 763
156 973
153 277
155 814
160 383
Западная Европа
121 039
106 774
106 193
109 117
112 748
Азия
и Тихоокеанский
регион
107 332
103 956
107 897
113 644
120 543
Центральная
и Восточная Европа
35 166
27 528
28 158
30 393
33 267
Южная Америка
30 405
30 485
32 968
35 081
37 597
Африка
Ближний Восток
Остальной мир
20 284
17 988
19 240
21 003
22 822
Весь мир
493 988
443 704
447 734
465 052
487 360
Изменения по сравнению с предыдущими годами (основные медиа, %)
Регион
2008 v 07
2009 v 08
2010 v 09
2011 v 10
2012 v 2011
Северная Америка
-3,7
-12,7
-2,4
1,7
2,9
(из них США)
-4,2
-12,9
-2,6
1,6
2,9
Западная Европа
-1,5
-11,8
-0,5
2,8
3,3
Азия
и Тихоокеанский
регион
2,3
-3,1
3,8
5,3
6,1
Центральная
и Восточная Европа
12,5
-21,7
2,3
7,9
9,5
Южная Америка
14,7
0,3
8,1
6,4
7,2
Африка
Ближний Восток
Остальной мир
22,4
-11,3
7,0
9,2
8,7
Весь мир
1,0
-10,2
0,9
3,9
4,8
Интернет — единственное медиа, которое во время кризиса демонстрирует рост. По прогнозу ZenithOptimedia, в 2009 году глобальные расходы на рекламу в Интернете вырастут на 9,5%. В последующие три года это медиа будет расти на 12-13% в год и к 2012 году отвоюет 16,2% долю в общем рекламном «пироге». Это позволит Интернету к 2014 году опередить прессу по расходам на рекламу и стать вторым по значимости медиа после ТВ. Ныне ядром развития рекламного рынка в Интернете является контекстная и поисковая реклама. Расходы на неё будут расти по 14-15% в год, и к 2012 году на их долю будет приходиться 53% от всех рекламных бюджетов в Интернете.
Телевидение менее других традиционных медиа пострадало от кризиса. Несмотря на спад (-7,6%) по итогам года, его доля увеличится — с 38,2% до 39,2%. Хуже всего себя чувствуют газеты и журналы, интерес к которым со стороны рекламодателей во время кризиса заметно упал. К 2012 году расходы на рекламу в газетах и журналах будут на 26% и 28% ниже лучших показателей этих медиа, достигнутых в 2007 году.
Глобальные расходы на рекламу в Интернете ($ млн)
Вид рекламы
2008
2009
2010
2011
2012
Баннерная реклама
16 296
17 290
19 044
21 570
24 385
Classified
9 477
9 661
10 197
11 216
12 279
Реклама
в поисковых системах
23 610
27 119
31 109
35 619
40 847
Итого
49 383
54 070
60 350
68 405
77 511
Глобальные расходы на рекламу по медиа ($ млн)
Медиа
2008
2009
2010
2011
2012
Газеты
123 110
101 994
97 854
96 710
95 847
Журналы
56 595
45 116
43 101
42 635
42 711
ТВ
185 728
171 546
174 942
182 981
192 925
Радио
37 640
33 615
33 101
33 856
35 503
Кино
2 380
2 178
2 230
2 358
2 493
Наружная реклама
31 909
28 994
29 611
31 037
32 458
Интернет
49 383
54 070
60 350
68 405
77 511
Все медиа *
486 746
437 512
441 188
457 982
479 449
* Общие цифры ниже, чем в таблице «Расходы на рекламу по регионам мира», так как в некоторых странах мира нет разбивки расходов по медиа.
Доля медиа в общих расходах на рекламу (%)
Медиа
2008
2009
2010
2011
2012
Газеты
25,3
23,3
22,2
21,1
20,0
Журналы
11,6
10,3
9,8
9,3
8,9
ТВ
38,2
39,2
39,7
40,0
40,2
Радио
7,7
7,7
7,5
7,4
7,4
Кино
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Наружная реклама
6,6
6,6
6,7
6,8
6,8
Интернет
10,1
12,4
13,7
14,9
16,2
Российский офис ZenithOptimedia из двух вариантов развития событий, о которых говорилось в предыдущих прогнозах, оставил пессимистичный. Он предполагает падение расходов на рекламу по итогам 2009 года на 27% (в рублёвом эквиваленте) относительно 2008 года. Последний, октябрьский прогноз, предсказывал падение от 24% до 28%. Однако уже на следующий год российский офис агентства прогнозирует рост рынка на 7% по сравнению с 2009 годом. Динамичнее других медиа будет расти Интернет — увеличение рекламных расходов на 15%. Самый скромный рост покажут печатные СМИ и радио — 5,2% и 5,4%, соответственно. Рекламный рынок стабилизируется — во воторой половине 2009 года динамика падения снизилась, в следующем, 2010 году, у российской рекламы есть все предпосылки для возобновления роста, основная волна которого придётся на вторую половину 2010 года.
Объём рекламы в средствах её распространения в России (млн. рублей)
Медиа
2006
2007
2008
2009
2010
Телевидение
85 900
112 500
137 600
112 800
120 700
Печатные СМИ
44 600
51 900
57 600
32 800
34 500
Радио
12 500
14 900
14 000
9 200
9 700
Наружная реклама
33 100
40 400
45 800
28 400
31 200
Интернет
2 900
5 700
7 500
8 100
9 300
Прочие носители
1 800
3 100
4 500
3 400
3 500
Итого
180 800
228 500
267 000
194 700
208 900
Темпы прироста по отношению к предыдущему году (Россия, %)