Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

ZenithOptimedia: обновлённый прогноз развития глобального и российского рекламных рынков на 2009–2010 годы

ZenithOptimedia Международная сеть рекламных агентств ZenithOptimedia (входит в структуру международного коммуникационного холдинга Publicis Groupe) выпустила обновлённый прогноз развития глобального рекламного рынка на 2009–2010 годы.

В сообщении агентства говорится, что самый сильный за последние десятилетия экономический кризис спровоцировал беспрецедентное падение мирового рекламного рынка, которое, по прогнозам сети, достигнет 10,2% в 2009 году (против ожидавшихся ранее 9,9%). Таким образом, новый прогноз итогов 2009 года более пессимистичен, чем предыдущий (опубликован в октябре 2009 года, см. здесь), который, в свою очередь, был пессимистичнее предыдущего. В ZenithOptimedia полагают, что для рекламного рынка является нормальным явлением превышение показателей роста и падения мировой экономики. В то же время, агентство повысило прогноз по росту глобального рынка в 2010 году на 0,4% до 0,9% и подчёркивает, что рекламный рынок стабилизируется. Это первое позитивное изменение в прогнозе с июня 2008 года. Сеть ожидает, что в последующие годы восстановление рынка усилится, и мировые расходы на рекламу покажут рост — на 3,9% в 2011 году и на 4,8% в 2012 году. Прогноз по российскому рынку, который традиционно испытывает более выраженные пиковые значения по сравнению с глобальным, — падение на 27% в 2009 году и рост на 7% в 2010 году.

Более других от кризиса пострадали развитые рынки (Северная Америка, Западная Европа, Япония). ZenithOptimedia прогнозирует, что в 2010 году расходы на рекламу в этих регионах продолжат снижаться: на 2,4% в Северной Америке, на 0,5% в Западной Европе, на 3,2% в Японии. Рост здесь начнётся не раньше 2011 года. В противовес, развивающиеся рынки Азии и Южной Америки продолжают рост в 2009 году. Многие рынки в Центральной и Восточной Европе испытали в 2009 году резкий спад, однако восстановление на этих рынках ожидается также более позитивным. В целом, в 2010 году из 79 рекламных рынков рост покажут 63.

Расходы на рекламу по регионам мира (основные медиа, $ млн.)

Регион 2008 2009 2010 2011 2012
Северная Америка 179 763 156 973 153 277 155 814 160 383
Западная Европа 121 039 106 774 106 193 109 117 112 748
Азия
и Тихоокеанский
регион
107 332 103 956 107 897 113 644 120 543
Центральная
и Восточная Европа
35 166 27 528 28 158 30 393 33 267
Южная Америка 30 405 30 485 32 968 35 081 37 597
Африка
Ближний Восток
Остальной мир
20 284 17 988 19 240 21 003 22 822
Весь мир 493 988 443 704 447 734 465 052 487 360

Изменения по сравнению с предыдущими годами (основные медиа, %)

Регион 2008 v 07 2009 v 08 2010 v 09 2011 v 10 2012 v 2011
Северная Америка -3,7 -12,7 -2,4 1,7 2,9
(из них США) -4,2 -12,9 -2,6 1,6 2,9
Западная Европа -1,5 -11,8 -0,5 2,8 3,3
Азия
и Тихоокеанский
регион
2,3 -3,1 3,8 5,3 6,1
Центральная
и Восточная Европа
12,5 -21,7 2,3 7,9 9,5
Южная Америка 14,7 0,3 8,1 6,4 7,2
Африка
Ближний Восток
Остальной мир
22,4 -11,3 7,0 9,2 8,7
Весь мир 1,0 -10,2 0,9 3,9 4,8

Интернет — единственное медиа, которое во время кризиса демонстрирует рост. По прогнозу ZenithOptimedia, в 2009 году глобальные расходы на рекламу в Интернете вырастут на 9,5%. В последующие три года это медиа будет расти на 12-13% в год и к 2012 году отвоюет 16,2% долю в общем рекламном «пироге». Это позволит Интернету к 2014 году опередить прессу по расходам на рекламу и стать вторым по значимости медиа после ТВ. Ныне ядром развития рекламного рынка в Интернете является контекстная и поисковая реклама. Расходы на неё будут расти по 14-15% в год, и к 2012 году на их долю будет приходиться 53% от всех рекламных бюджетов в Интернете.

Телевидение менее других традиционных медиа пострадало от кризиса. Несмотря на спад (-7,6%) по итогам года, его доля увеличится — с 38,2% до 39,2%. Хуже всего себя чувствуют газеты и журналы, интерес к которым со стороны рекламодателей во время кризиса заметно упал. К 2012 году расходы на рекламу в газетах и журналах будут на 26% и 28% ниже лучших показателей этих медиа, достигнутых в 2007 году.

Глобальные расходы на рекламу в Интернете ($ млн.)

Вид рекламы 2008 2009 2010 2011 2012
Баннерная реклама 16 296 17 290 19 044 21 570 24 385
Classified 9 477 9 661 10 197 11 216 12 279
Реклама
в поисковых системах
23 610 27 119 31 109 35 619 40 847
Итого 49 383 54 070 60 350 68 405 77 511

Глобальные расходы на рекламу по медиа ($ млн.)

Медиа 2008 2009 2010 2011 2012
Газеты 123 110 101 994 97 854 96 710 95 847
Журналы 56 595 45 116 43 101 42 635 42 711
ТВ 185 728 171 546 174 942 182 981 192 925
Радио 37 640 33 615 33 101 33 856 35 503
Кино 2 380 2 178 2 230 2 358 2 493
Наружная реклама 31 909 28 994 29 611 31 037 32 458
Интернет 49 383 54 070 60 350 68 405 77 511
Все медиа * 486 746 437 512 441 188 457 982 479 449

* Общие цифры ниже, чем в таблице «Расходы на рекламу по регионам мира», так как в некоторых странах мира нет разбивки расходов по медиа.

Доля медиа в общих расходах на рекламу (%)

Медиа 2008 2009 2010 2011 2012
Газеты 25,3 23,3 22,2 21,1 20,0
Журналы 11,6 10,3 9,8 9,3 8,9
ТВ 38,2 39,2 39,7 40,0 40,2
Радио 7,7 7,7 7,5 7,4 7,4
Кино 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Наружная реклама 6,6 6,6 6,7 6,8 6,8
Интернет 10,1 12,4 13,7 14,9 16,2

Российский офис ZenithOptimedia из двух вариантов развития событий, о которых говорилось в предыдущих прогнозах, оставил пессимистичный. Он предполагает падение расходов на рекламу по итогам 2009 года на 27% (в рублевом эквиваленте) относительно 2008 года. Последний, октябрьский прогноз, предсказывал падение от 24% до 28%. Однако уже на следующий год российский офис агентства прогнозирует рост рынка на 7% по сравнению с 2009 годом. Динамичнее других медиа будет расти Интернет — увеличение рекламных расходов на 15%. Самый скромный рост покажут печатные СМИ и радио — 5,2% и 5,4%, соответственно. Рекламный рынок стабилизируется — во воторой половине 2009 года динамика падения снизилась, в следующем, 2010 году, у российской рекламы есть все предпосылки для возобновления роста, основная волна которого придётся на вторую половину 2010 года.

Объём рекламы в средствах её распространения в России (млн. рублей)

Медиа 2006 2007 2008 2009 2010
Телевидение 85 900 112 500 137 600 112 800 120 700
Печатные СМИ 44 600 51 900 57 600 32 800 34 500
Радио 12 500 14 900 14 000 9 200 9 700
Наружная реклама 33 100 40 400 45 800 28 400 31 200
Интернет 2 900 5 700 7 500 8 100 9 300
Прочие носители 1 800 3 100 4 500 3 400 3 500
Итого 180 800 228 500 267 000 194 700 208 900

Темпы прироста по отношению к предыдущему году (Россия, %)

Медиа 2006 2007 2008 2009 2010
Телевидение 30% 31% 22% -18% 7%
Печатные СМИ 13% 16% 11% -43% 5%
Радио 47% 19% -6% -34% 5%
Наружная реклама 25% 22% 13% -38% 10%
Интернет 60% 97% 32% +8% 15%
Прочие носители 44% 72% 45% -24% 3%
Итого 27% 26% 17% -27% 7%
Источник: ZenithOptimedia: обновлённый прогноз развития глобального и российского рекламных рынков на 2009–2010 годы. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 08.12.2009. 15:10. URL: https://gtmarket.ru/news/media-advertising-marketing/2009/12/08/2252
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости