Исследование Левада-Центра: Отношение к средствам массовой информации у россиян становится более негативным
18.10.2007. 18:30
21–25 сентября 2007 года Аналитический центр Юрия Левады («Левада-Центр») провёл по выборке, представительной для взрослого населения Российской Федерации, опрос 1600 россиян об их отношении к современному телевидению и другим средствам массовой информации. Оказалось, что почти четверть россиян уверены, что газеты и телевидение в Советском Союзе были интереснее, чем сейчас. С одной стороны, газет, каналов и передач с каждым годом становится всё больше. С другой — интерес россиян к отечественным СМИ неуклонно снижается. Ниже приведены результаты этого исследования.
По данным «Левада-Центра», 46% опрошенных смотрят лишь отдельные передачи и негативно относятся к российскому телевидению в целом. Причём 11% вообще не смотрят телевидение, а у 1% дома даже нет телевизора. За последние семь лет отношение россиян к СМИ стало ещё жестче. 16% считают, что информация по телевидению искажает события, происходящие в мире, а 13% уверены, что журналисты манипулируют сознанием людей. Причём с течением времени отношение к газетам и журналам у россиян становится всё более скептичным. 21% респондентов ответили, что за последние несколько лет СМИ стали нравиться им всё меньше. Для сравнения: в опросе 2002 года этот показатель составлял всего 15%.
Но больше всего исследователей удивило отношение россиян к СМИ советского периода. 24% считают, что тогда газеты, радио и телевидение были интереснее и привлекательнее, чем сейчас. Столько же вообще затруднились ответить и лишь 34% сказали, что с 2000 года СМИ стали более содержательными. «В эти 24% попали две группы людей, — считает Генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко. — Первые испытывают ностальгию по советским временам. Им кажется, что тогда всё было лучше. Известно, что хорошее запоминается, а плохое быстро забывается. Кроме того, доверия к СМИ тогда было больше. Вторая группа людей — это те, кто недоволен тем, что творится сейчас со СМИ. Это своеобразный знак протеста. Сейчас в СМИ возвращается однородность изложения событий, одинаковый взгляд на происходящее разных газет и телеканалов. Новости становятся похожими друг на друга, как это было в Советском Союзе. Это откат к прошлому. Авторская журналистика всё чаще заменяется пропагандой. Она тоже относится к элементам советской медийной модели».
Социологи считают, что падение интереса к российским СМИ связано и с чрезмерной вульгарностью передач и статей. «Я всё чаще слышу ностальгические воспоминания: «Какие были фильмы, какие передачи…», — говорит заведующий центром социальной политики Института экономики Российской Академии наук Евгений Гонтмахер. — У людей чувствуется тоска по доброму, душевному телевидению. Сейчас же становится всё больше «жёлтых» газет и передач. Если раньше большинство российских семей подписывались на две-три газеты, то сейчас сама по себе подписка практически исчезает. Да и стоит она несопоставимо дороже, чем раньше. Газеты покупают в основном ради развлечения и чтобы узнать сплетни о звездах. Так что не дивительно, что доверие к СМИ постоянно падает».
Интересно, что негативное отношение к телевидению во многом провоцируется и рекламой. По данным опроса, она раздражает 72% зрителей. «Очевидно, что информационная насыщенность современного телевидения несопоставимо выше, чем в советские времена, — полагает научный сотрудник кафедры истории русской журналистики и литературы журфака МГУ Ирина Толоконникова. — Но засилье рекламы вызывает у зрителей такое раздражение, что многим просто хочется выключить телевизор. Люди начинают вспоминать советские времена, когда было всего несколько каналов, но передачи не прерывались. За счёт этого больше было и удовольствия от просмотра».
Ниже представлены результаты опроса жителей России об их отношении к современному телевидению и другим средствам массовой информации. Ответы на некоторые вопросы исследования приведены вместе с данными более ранних опросов.
Распределение ответов на вопрос: Как вы относитесь к современному российскому телевидению?
В целом оно мне скорее нравится
25
Оно мне не очень нравится, но смотрю всё, что есть
17
Смотрю только отдельные передачи, остальное мне не нравится или не интересно
46
Практически не смотрю телевизор
11
У меня, у нашей семьи нет телевизора
1
Затруднились ответить
1
Распределение ответов на вопрос: Когда газеты, радио, телевидение в нашей стране были более интересными, привлекали внимание людей?
В советское время (до 1985 г.)
24
В годы «перестройки» (1987–1991 гг.)
9
В девяностые годы
10
В 2000–2007 годы
34
Затруднились ответить
24
Распределение ответов на вопрос: Как часто вы в последнее время читаете о политике в газетах, журналах, смотрите политические передачи по телевидению?
2006
2007
Очень часто, практически ежедневно
12
10
Часто, но не каждый день
30
23
Редко, от случая к случаю
40
42
Практически никогда
17
23
Затруднились ответить
1
2
Распределение ответов на вопрос: С каким из следующих мнений по поводу нынешнего российского телевидения вы бы скорее согласились?
2000
2007
Телевидение даёт в целом полную и объективную картину происходящих событий
16
15
Из телепередач можно извлечь много полезной и объективной информации о событиях в мире
51
46
Телевидение даёт убогое и искажённое представление о событиях в мире
14
16
Телевидение даёт ложное представление о событиях в мире, оно используется, чтобы манипулировать сознанием людей
12
13
Затруднились ответить
8
9
Распределение ответов на вопрос: Что, на ваш взгляд, прежде всего должно делать телевидение: информировать, просвещать, воспитывать или развлекать зрителя?
2000
2007
Информировать
57
48
Просвещать
19
23
Воспитывать
14
14
Развлекать
7
10
Затруднились ответить
5
5
Распределение ответов на вопрос: Изменилось ли за последние два-три года ваше отношение к российскому телевидению?
2002
2007
Нравится больше
25
22
Ни больше и ни меньше
52
55
Нравится меньше
19
19
Затруднились ответить
5
4
Распределение ответов на вопрос: Изменилось ли за последние два-три года ваше отношение к российским газетам и журналам?
2002
2007
Нравится больше
17
15
Ни больше и ни меньше
58
55
Нравится меньше
15
21
Затруднились ответить
11
9
Распределение ответов на вопрос: Как вы относитесь к рекламе, рекламным вставкам между телевизионными программами?
2000
2007
С интересом
4
6
Довольно безразлично
27
33
С раздражением
67
60
Затруднились ответить
2
1
Распределение ответов на вопрос: Как вы относитесь к рекламе, рекламным вставкам внутри телевизионной программы или внутри фильма?т