Исследование Brand Analytics: Эмоциональное состояние российских пользователей социальных медиа в первой половине 2015 года

10.06.2015. 18:00
Brand Analytics

Российский аналитический центр Brand Analytics представил результаты исследования, проведённого ко Дню России в рамках проекта по мониторингу и анализу социальных медиа, — о том, чего больше — любви или ненависти — в сообщениях российских пользователей социальных сетей в первой половине 2015 года. Главный вывод исследования: несмотря на сложную политическую и экономическую ситуацию, в стране сохраняется позитивный эмоциональный фон. Самыми позитивными регионами России стали Республика Марий-Эл и Ленинградская область.

Исследование социальных медиа проводилось с 26 мая по 8 июня 2015 года при помощи системы мониторинга и анализа упоминаний в социальных медиа, которая в режиме реального времени собирает и анализирует публичные сообщения из таких источников как Twitter, ВКонтакте, LiveJournal, YouTube, Facebook и других социальных медиа, а также Интернет-СМИ и тематических сайтов. Анализировались русскоязычные упоминания любви и ненависти от первого лица — позитивные (например, «я люблю», «обожаю») и негативные (например, «я ненавижу», «меня раздражает»). Всего проанализировано более 320 миллионов сообщений от 25 миллионов авторов.

За исследуемый период эмоции, которые можно охарактеризовать как «любовь» или «ненависть», суммарно упоминались в потоке сообщений более 4,6 миллионов раз. В подавляющем большинстве сообщений (80,8%) преобладали позитивные эмоции («я люблю», «мне нравится» и так далее), тогда как негативный настрой («я ненавижу», «меня раздражает» и так далее) присутствовал в меньшем объёме сообщений (19,2%). По сравнению с исследованием 2014 года общее соотношение позитивных и негативных эмоций осталось примерно тем же (см. исследование по итогам 2014 года).

При анализе сообщений в региональном аспекте, был рассчитан индекс для каждого субъекта федерации (см. таблицу ниже), который представляет собой отношение количества сообщений о любви к количеству сообщений о ненависти. Благодаря данному показателю можно выделить точки наибольшего позитива и негатива. Как оказалось, регионов с преобладанием негатива в сообщениях не обнаружено: все субъекты имеют положительные индексы больше 1.

Самыми позитивными регионами России в первой половине 2015 года стали Республика Марий-Эл и Ленинградская область (индекс 5,1 пункта). За ними следуют Вологодская область и Республика Карелия с индексом 4,9. На пятой строчке с индексом 4,8 — Челябинская область. Чуть ниже с индексом 4,7 — Оренбургская область и Республика Татарстан.

Максимум негатива, как и ранее, был зафиксирован в Чеченской Республике с индексом 2,7 (последнее место в рейтинге), а также соседних регионах — Ингушетии, Дагестане, Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии. Кроме них, низкие позиции занимает в рейтинге Республика Саха (Якутия).

Наибольший рост индекса показал Ненецкий автономный округ, который поднялся сразу на 48 строчек и занял 25 место рейтинга с индексом 4,4. В большинстве сообщений, жители Ненецкого округа выражают эмоции в отношении к своим близким: «признаются в любви» родителям и детям, радуются встречам с друзьями, негативные эмоции также связаны в первую очередь с семейными неурядицами и бытовыми проблемами. По опыту предыдущих исследований, подобное концентрирование эмоций на семье как правило связано с улучшениями в общей социальной обстановке в регионе — при повышении качества жизни люди более открыты к публичному проявлению позитивных эмоций. На 33 позиции поднялась Тюменская область с индексом 4,5 (17 место рейтинга), на 30 позиций — Московская область с индексом 4,4 поднялась на 30 позиций (27 место), на 28 позиций — Новгородская область с индексом 4,4 (23 место).

Отрицательная динамика индекса сохранилась в Республике Алтай (индекс 4,1), снижение в рейтинге составило 52 позиции и переместило Алтай из традиционных лидеров на 55 место в рейтинге. Также серьёзные падения индекса зафиксированы во Владимирской области (индекс 4,2), снижение в рейтинге на 43 позиции, Республике Адыгея (3,8) — минус 42 позиции и Еврейской автономной области (4,2) — минус 38 позиций. Наряду с этим, существенное снижение позиций наблюдается в Севастополе (индекс 4,1), минус 31 позиция и 50 место в рейтинге. Снижение индекса Севастополя связано с существенным количеством негативных сообщений о росте цен от жителей региона.

Интересно, что в социальных медиа негативным является общий фон обсуждений, однако ярко выраженные «точки негатива» в регионах отсутствуют. Пользователи социальных медиа продолжают выражать негативные эмоции по поводу учёбы и работы, конфликтов с друзьями, роста цен, а также сиюминутных раздражителей. Большое количество негатива вызывают неуместные вопросы и недостаток времени. Сообщения о любви связаны в основном с признаниями в нежных чувствах любимым, семье и друзьям. Не меньше сообщений содержат позитивные эмоции в адрес погоды, причём самой разнообразной, выходных и праздничных дней и самой жизни. Большое количество «признаний в любви» посвящено искусству — музыкальным композициям, артистам, кинофильмам и так далее.

Эмоциональное состояние пользователей социальных медиа в регионах России

РегионИндекс любвиЛюбовьНенавистьТренд
1Республика Марий Эл5,183,68%16,32%20
2Ленинградская область5,183,66%16,34%15
3Вологодская область4,983,19%16,81%12
4Республика Карелия4,983,16%16,84%2
5Челябинская область4,882,69%17,31%11
6Республика Татарстан4,782,54%17,46%1
7Оренбургская область4,782,46%17,54%3
8Республика Башкортостан4,682,17%17,83%4
9Республика Хакасия4,682,12%17,88%-8
10Республика Коми4,682,10%17,90%19
11Костромская область4,682,08%17,92%-9
12Чувашская Республика4,682,00%18,00%26
13Тамбовская область4,581,92%18,08%7
14Архангельская область4,581,84%18,16%14
15Нижегородская область4,581,79%18,21%-4
16Забайкальский край4,581,74%18,26%6
17Тюменская область4,581,69%18,31%33
18Кировская область4,481,51%18,49%26
19Ульяновская область4,481,51%18,49%26
20Псковская область4,481,49%18,51%-6
21Удмуртская Республика4,481,46%18,54%10
22Курганская область4,481,44%18,56%-14
23Новгородская область4,481,44%18,56%28
24Свердловская область4,481,43%18,57%16
25Ненецкий автономный округ4,481,40%18,60%48
26Республика Калмыкия4,481,39%18,61%-22
27Московская область4,481,35%18,65%30
28Ивановская область4,381,26%18,74%-3
29Красноярский край4,381,25%18,75%-6
30Ханты-Мансийский автономный округ4,381,24%18,76%2
31Тверская область4,381,23%18,77%-13
32Республика Бурятия4,381,14%18,86%-6
33Курская область4,381,13%18,87%-9
34Смоленская область4,381,10%18,90%0
35Брянская область4,381,05%18,95%7
36Калининградская область4,380,96%19,04%-9
37Ярославская область4,380,95%19,05%23
38Кемеровская область4,280,92%19,08%14
39Республика Мордовия4,280,92%19,08%-6
40Республика Тыва4,280,87%19,13%-3
41Липецкая область4,280,87%19,13%-28
42Белгородская область4,280,81%19,19%14
43Самарская область4,280,77%19,23%10
44Республика Крым4,280,76%19,24%4
45Орловская область4,280,75%19,25%-9
46Калужская область4,280,62%19,38%0
47Еврейская автономная область4,280,60%19,40%-38
48Владимирская область4,280,59%19,41%-43
49Москва4,280,59%19,41%16
50Севастополь4,180,58%19,42%-31
51Ямало-Ненецкий автономный округ4,180,55%19,45%-2
52Ростовская область4,180,55%19,45%14
53Краснодарский край4,180,52%19,48%11
54Волгоградская область4,180,50%19,50%4
55Республика Алтай4,180,48%19,52%-52
56Тульская область4,180,46%19,54%3
57Сахалинская область4,180,43%19,57%14
58Мурманская область4,180,35%19,65%-19
59Пермский край4,180,34%19,66%-16
60Новосибирская область4,180,32%19,68%7
61Рязанская область4,180,32%19,68%2
62Пензенская область4,180,25%19,75%-27
63Астраханская область4,180,25%19,75%-2
64Омская область4,180,25%19,75%-10
65Воронежская область4,180,23%19,77%-10
66Иркутская область4,080,13%19,87%-4
67Санкт-Петербург4,080,11%19,89%5
68Алтайский край4,080,07%19,93%-27
69Хабаровский край3,979,74%20,26%-1
70Ставропольский край3,979,69%20,31%0
71Саратовская область3,979,61%20,39%-2
72Республика Адыгея3,879,29%20,71%-42
73Приморский край3,879,04%20,96%1
74Амурская область3,879,00%21,00%-27
75Томская область3,778,74%21,26%0
76Камчатский край3,577,89%22,11%1
77Магаданская область3,577,66%22,34%2
78Республика Северная Осетия3,477,19%22,81%-2
79Чукотский автономный округ3,376,66%23,34%-1
80Республика Карачаево-Черкесия3,276,21%23,79%0
81Кабардино-Балкарская Республика3,175,53%24,47%0
82Республика Саха (Якутия)3,075,10%24,90%1
83Республика Ингушетия2,974,54%25,46%2
84Республика Дагестан2,974,08%25,92%0
85Чеченская Республика2,772,73%27,27%-3
Выходные сведенияИсследование Brand Analytics: Эмоциональное состояние российских пользователей социальных медиа в первой половине 2015 года. // Центр гума­нитар­ных техно­логий. — 10.06.2015. 18:00. URL: https://gtmarket.ru/news/2015/06/10/7195

Публикации по теме

Последние новости

Популярные новости

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.