Несмотря на революционные перемены, которые пережили средства массовой информации США в последние десятилетия (к примеру, в В ходе «экзамена» 1,5 тыс. жителей США, им предлагалось ответить на 26 вопросов. Только 10% опрошенных ответили на 20 вопросов и более. В 2007 году меньше опрошенных, чем в 1989 году, смогли назвать имена своих губернаторов, вице-президента и президента России, но больше респондентов дали правильные ответы на вопросы, касающиеся национальной политики. Но в целом существует тесная корреляция между тем, что люди знают о внутренней и внешней политике. В 1989 году 74% жителей США смогли точно назвать имя вице-президента страны (им тогда был Дэн Куэйл — Dan Quayle). Имя же нынешнего вице-президента Дика Чейни (Dick Cheney), которого специалисты считают наиболее влиятельным «вице» за всю историю страны, — знают лишь 69% опрошенных. С другой стороны, больше американцев оказались способными назвать имя главы Верховного Суда (Supreme Court) и рассказать о расстановке сил в Конгрессе (US Congress). Ещё один забавный пример: в 1989 году 47% жителей США были способны назвать имя советского лидера (им тогда был Михаил Горбачёв) — нынешнего президента России знают лишь 36% опрошенных. Вместе с тем, 93% американцев уверенно назвали Арнольда Шварценеггера как губернатора Калифорнии. Вместе с тем, дополнительный эксперимент, проведённый в связи с этим исследованием показывает, что когда люди получают множественный вариант версий ключевых вопросов, доля тех, кто выбрал более правильный ответ, иногда резко возрастает. Например, только 36% опрошенных смогли назвать имя Владимира Путина на вопрос: «Кто является президентом России?» Но уже 60% правильно выбрали Путина, когда вопрос был задан таким образом: «Можете ли вы сказать, кто является президентом России? Борис Ельцин, Владимир Путин, Михаил Горбачёв, или это кто-то другой?» Аналогичная картина наблюдалась и в случае с другими вопросами. Политическая грамотность американцев определяется многими факторами. Не стало сюрпризом то, что чем выше уровень образования и достатка, тем лучше человек ориентируется в сфере политики, экономики, международных отношений и т.д. Однако и здесь есть парадоксы: за последние 20 лет уровень образованности американцев существенно вырос (то есть, ныне большая часть населения имеет высшее образование), однако это почти не отразилось на степени информированности. В целом же, отмечают авторы отчёта, — по сравнению с 1989 годом уровень политической осведомлённости значительно снизился среди выпускников колледжей, а также среди лиц со средним образованием или ниже. Выяснилось также, что мужчины, в большинстве своём, более подкованы, чем женщины, пожилые люди знают больше, чем молодые, а белые — больше, чем чернокожие. Уровень знаний также зависит от типов СМИ, из которых американцев предпочитают черпать информацию такого рода. В частности, наиболее образованные в политическом смысле жители США предпочитают смотреть выпуски мировых новостей и соответствующие шоу на ТВ, читают основные газеты он-лайн и слушают политические программы на радио. Наименее образованные предпочитают локальные новости на ТВ и чтение блогов. Забавно также, что политические пристрастия американцев никак не влияют на уровень их политической грамотности. Авторы отчёта также отмечают, что изменение форматов новостей не оказывает особого влияния на то, насколько общественность осведомлена о национальных и международных делах. Другие выводы исследования: те люди, которые интересуются политикой, в большинстве своём, больше знают о знаменитостях и поп-культуре — авторы исследования полагают, что это связано с общей информированностью таких людей. Политически подкованные люди являются более активными и сознательными гражданами: они считают, что решения, принимаемые федеральными властями, напрямую затрагивают их жизнь и поэтому чаще принимают участие в выборах. Ныне большинство (71%) американцев предпочитают получать политическую и экономическую информацию из новостей, выпускаемых в эфир местными телекомпаниями. На втором месте — местные ежедневные газеты (54%), на третьем — вечерние новости общеамериканских кабельных телеканалов (наподобие Fox, CNN, NBC и других), 28% отдают предпочтение радио, 25% — интернет-порталам (наподобие Google и Yahoo), 23% — журналам. Отчёт Pew Research Center: Public Knowledge of Current Affairs Little Changed by News and Information Revolutions: What Americans Know: 1989-2007 |
|