Одна двадцатая секунды — этого времени пользователю Интернета достаточно, чтобы оценить тот или иной сайт. 50 миллисекунд — и человек уже составил первое впечатление о веб-ресурсе, о его качестве. И решил, оставаться на странице или идти дальше. Такое любопытное открытие совершили канадские психологи. Об этом доктор Джитт Линдгаард (Gitte Lindgaard) и двое её коллег из лаборатории университета Карлтона в Оттаве (Carleton University) рассказывают в британском журнале «Поведение и информационные технологии» (Behaviour & Information Technology). «Мы считали, что меньше чем за 500 миллисекунд рассмотреть хоть что-нибудь на сайте невозможно, но обнаружили, что достаточно в 10 раз меньшего количества времени, — рассказывает Линдгаард. — Это значит, что если первое впечатление неблагоприятно, посетители покинут ваш сайт прежде, чем узнают, что вы собственно хотите им предложить». Перед тем, как сделать столь смелый вывод, психологи провели несложные эксперименты с добровольцами. Разумеется, им показывали веб-страницы, предварительно отобранные по разной степени «визуальной атаки». Каждый сайт демонстрировался в течение 50 миллисекунд — практически столько же длится стандартный телевизионный кадр. После демонстрации web-страниц волонтёров просили оценить их в плане визуальной привлекательности. Когда первые оценки были зафиксированы, добровольцам позволили неспешно рассмотреть и исследовать те же самые сайты. Выяснилось, что первые и последующие оценки совпадают. «Судя по всему, создатели онлайновых ресурсов имеют в своём распоряжении примерно одну двадцатую секунды, чтобы произвести хорошее впечатление», — сообщают исследователи. «Все мы знаем, что первые впечатления обычно являются решающими, — пишет журнал Nature, — но это исследование показывает, что мозг может сделать суждение-вспышку почти с такой же скоростью, с какой глаз может воспринять информацию». Nature напоминает, что долгосрочный эффект первых впечатлений известен психологам как «гало-эффект» или «эффект ореола». В случае с сайтами это означает, что можно привлечь пользователей привлекательным дизайном, чтобы их благоприятное отношение к обследуемому ресурсу сформировалось благодаря одному свойству. Вероятно, в этом случае посетители, пропустив «Это говорит о том, что мы очень быстро ставим оценки, основываясь на своего рода эмоциональной реакции, и наши более продуманные суждения все ещё отражают то первое впечатление», — комментирует работу канадских коллег австралийский адъюнкт-профессор психологии Билл фон Хиппэль (Bill von Hippel) из университета Нового Южного Уэльса (University of New South Wales). Он говорит, что такая способность теоретически может помочь нам научиться быстрее реагировать в случае опасности. Линдгаард видит причину «скоростных выводов» в так называемом «когнитивном уклоне»: «Люди любят быть правыми, — объясняет она, — и использование сайта, который произвёл хорошее первое впечатление, помогает им «доказать» себе, что принятое первоначальное решение было правильным». И это явление, по словам доктора, всё больше проникает в наше общество: даже врачи начинают руководствоваться своими начальными догадками, полагаясь на наиболее очевидный признак при постановке диагноза. «Это ужасно, но тенденция к быстрым заключениям намного более широко распространена, чем мы думаем», — считает психолог. В Великобритании, к примеру, 60% трафика типичного коммерческого сайта — это переходы с поисковых систем. Просматривая ресурсы по выданному списку, пользователь даёт время каждому из них, и совсем немного времени — секунды или миллисекунды. Должно быть, вряд ли найдётся владелец сайта, который не хотел бы задержать посетителя хотя бы на 51-52 миллисекунды. И логично поставить вопрос: как это сделать? По поводу «секрета успеха» и ключевых компонентов красивого сайта мнения экспертов, как нетрудно догадаться, расходятся. Предлагается ограничить количества графики и материалов на странице. Или расположить навигацию там, где пользователь ожидает её увидеть, не грубить с рекламой и так далее. В целом, советы специалистов сильно отличаются, в том числе, из-за разницы менталитетов. Главные же правила неплохо сформулировал Марк Кодрон (Marc Caudron) из лондонского медиа-агентства Pod1. Он считает, что, прежде всего, пользователи заинтересованы в получении информации самым быстрым и самым простым из возможных способов. Поэтому стоит позаботиться о том, чтобы страницы загружались быстро, иначе посетитель может не дождаться и получения первого, 50-миллисекундного впечатления. |
|