Исследовательская компания Synovate провела глобальное исследование социальных сетей, призванное, по словам исследователей, «развенчать некоторые мифы» о вирутальной жизни, а также ответить на главные вопросы: кто? что? и почему? Оказалось, что 58% взрослых людей по всему миру до сих пор не знают, что такое социальные сети, а из тех, кто знает о их существовании и пользуется ими, 36% заявили, что начинают терять интерес к данным сервисам. Информация об этом исследовании опубликована на сайте Synovate. Социальные сети — настоящий интернет-феномен XXI века, — пишут авторы исследования. — Например, в течение июня 2008 года 132 млн. пользователей посетили сайт Facebook.com, а 117 млн. воспользовались услугами портала Myspace.com. И это всего лишь два, хотя и самых популярных, из сотен англоязычных социальных сайтов, которые продолжают плодиться невероятными темпами. А стоит лишь на секунду задуматься о числе пользователей Глобальной Сети в Азиатско-Тихоокеанском регионе и развивающихся странах, как получается цифра, от которой голова невольно начинает идти кругом. Сотни миллионов пользователей, говорящие на десятках разных языков и тысячи компаний у которых просто не остаётся другого выбора кроме как размещать свои рекламные сообщения на сайтах социальных сетей — и всё это в неосязаемом виртуальном мире, который до сих пор окутан самыми разнообразными мифами. С целью развенчать некоторые из этих мифов компания Synovate в июне 2008 года опросила 13 тыс. респондентов из 17 стран мира: Болгарии, Бразилии, Германии, Голландии, Индии, Индонезии, Канады, ОАЭ, Польши, России, Сербии, Словакии, США, Франции, ЮАР и Японии. В ходе исследования компании удалось получить массу информации о том, кто является пользователями сайтов социальных сетей, что интересует людей на подобных ресурсах, и почему люди постепенно начинают терять к ним интерес. От простого — к сложномуАвторы исследования решили начать с самого простого вопроса, который они задавали респондентам: Знаете ли вы что такое социальные сети? Как оказалось, только 42% респондентов знают о том, что такое социальные сети. Таким образом, считают исследователи, самый первый и самый фундаментальный миф был ими развеян. 58% жителей земного шара не имеют представления ни о Myspace, ни о Facebook, ни уж тем более об Одноклассники.ру. Самый высокий процент людей знающих о существовании ресурсов оказался в Голландии (89%), Японии (71%) и США (70%). Тем не менее, даже с учётом подобных результатов получается, что 3 из 10 американцев существуют за границей мира виртуальных друзей и цифровых отношений. «Несмотря на то, что большинство американцев уже обзавелись компьютером с постоянным доступом в Интернет, в США по-прежнему существует достаточно большое число — в частности среди иммигрантов и пожилого населения — людей, которые не имеют возможности доступа к ресурсам Глобальной Сети. Вполне очевидно, что они не могут знать и о том, что представляют собой социальные сети», — считает Боб Майклс (Bob Michaels) Senior Vice President of the US-based Consumer Insights, Synovate. Кто есть кто в виртуальной вселеннойПродолжая движение от простого к сложному, авторы исследования пришли к следующему предположению: «Если человек не знает о существовании социальных сетей, то, скорее всего он не является зарегистрированным пользователем одного из подобных ресурсов». Далее исследователи Synovate проанализировали, кто является постоянными участниками социальных сайтов и какие ресурсы они избрали для себя. В результате данного анализа, указывают они, пал второй миф, гласящий, что «социальные сети крайне американизированы». В целом по миру 26% всех опрошенных являются зарегистрированными пользователями той или иной социальной платформы. При этом самое большое число любителей поддерживать дружеские отношения не отходя от компьютера оказалось в Голландии — 49% респондентов в этой стране являются постоянным пользователем того или иного социального сайта. Следом за Нидерландами идут ОАЭ (46%), Канада (44%) и только на четвёртом месте США (40%). «Популярность социальных сетей в ОАЭ вполне объяснима. Наша страна в последние годы стала местом, где сплетаются в единое целое не только бизнес, торговля и предпринимательство, но и целые культуры. А подобные интернет-ресурсы дают возможность людям общаться и даже строить свои отношения, невзирая на существующие традиции, расстояния и культурные стереотипы. Что для ОАЭ, где, например, отношения между мужчиной и женщиной не принято афишировать, крайне важно», — комментирует управляющий директор Synovate UAE, Джордж Кристодоулидес (George Christodoulides). В свою очередь Роб Майерс (Rob Myers), управляющий директор Synovate Canada, так прокомментировал полученные результаты: «По числу людей имеющих широкополосное подключение к сети Интернет Канада превосходит даже США, поэтому полученные результаты вполне закономерны. Канадцы вообще быстро реагируют на все тренды, связанные с компьютерами и глобальной сетью, например в конце 2007 года среди жителей Торонто было больше зарегистрированных пользователей Facebook.com, чем где-либо ещё в мире». С социальной сетью по жизни…Респондентам также был задан вопрос о том, постоянными пользователями каких ресурсов они являются. Выяснилось, что люди разделились на две основные категории — одни посещают сразу несколько различных сайтов социальных сетей, в то время как другие предпочитают сосредоточиться на каком-то одном ресурсе. Большинство непостоянных пользователей, как выяснилось, проживает в Индии, Индонезии, ОАЭ и Болгарии. «Это эффект снежного кома. В определённых кругах считается «круто» иметь несколько зарегистрированных аккаунтов на различных сайтах, так как это демонстрирует всем, что ты следишь за модой и следуешь последним трендам», — поясняет Робби Сусатио (Robbie Susatyo), управляющий директор Synovate Indonesia. В целом по миру респондентами было названо почти 150 различных социальных платформ, хотя, разумеется, выделились определённые фавориты: Facebook, Myspace и MSN Network. В России тройка лидеров по количеству активных зарегистрированных пользователей выглядит следующим образом: Вконтакте.ру (38%), Одноклассники.ру (36%) и Мой Мир (12%). В некоторых странах существует один определённый ресурс, который стягивает к себе большинство пользователей. Например, 91% всех японских участников социальных сетей зарегистрированы на сайте Mixi.jp. Рики Фудзики (Riki Fujiki), управляющий директор Synovate Japan, считает, что в каждой стране можно выделить некий ресурс, который спровоцировал «бум» на социальные сети, и в свою очередь диктует моду и правила поведения в виртуальном мире: «В Японии подобным сайтом стал Mixi, который единолично и практически в мгновение ока сделал социальные сети популярными в молодёжной среде. Уникальной чертой Mixi является то, что попасть на него можно исключительно по приглашениям от уже зарегистрированных пользователей. Соответственно в данной сети виртуальные отношения базируется на дружбе в реальном мире. Так что можно сказать, что эта платформа не расширяет круг друзей пользователя, а скорее укрепляет существующие связи». Три наиболее популярных социальных сайта в каждой из стран, охваченных исследованием Synovate© Synovate Друзья, враги и личная неприкосновенностьКомпания Synovate в данном исследовании не ограничилась лишь развенчанием мифов. По словам авторов исследования, они смогли подтвердить и ряд фактов. Ни для кого не стало откровением, что с появлением социальных сетей, как нового способа проведения досуга, появились и новые тревоги, и страхи свойственные виртуальной вселенной: насколько защищена моя информация в подобных ресурсах? Существуют ли гарантии того, что никто не будет читать мои личные послания и частную переписку? Как узнать общаюсь ли я с тем, с кем я думаю, что я общаюсь? Проанализировав результаты исследования, удалось выяснить, что 51% респондентов считает пользование сайтами социальных сетей опасным и испытывает беспокойство по этому поводу. При этом больше всего нервных пользователей оказалось в Бразилии (79%), США (69%) и Польше (62%). Основными тревогами респондентов оказались: незащищённость конфиденциальных данных на подобных ресурсах (54% в Голландии) и персональные данные и отсутствие должных мер безопасности для пользователей-детей (62% в США). Респондентов также попросили высказать своё согласие или несогласие со следующим утверждением: «Я не ощущаю беспокойства из-за того, что мои персональные данные доступны для всеобщего обозрения на сайтах социальных сетей». Оказалось, что лишь 26% всех опрошенных не испытывают тревоги по этому поводу, всех остальных хоть раз посещали параноидальные мысли о взломе их профиля и краже конфиденциальной информации. Возглавляют список стран, где жители наиболее обеспокоенны безопасностью личных данных жители Германия (85%). Следом за ней идут: Тайвань (83%), Канада (79%) и США (70%). «В последнее время в средствах массовой информации было много разговоров о проблеме защиты данных в условиях цифровой революции. Разумеется, это оставляет свой след на жителях Германии и в особенности на тех из них, которые являются активными пользователями социальных сетей, где вся информация часто доступна для публичного просмотра. Немцы крайне щепетильно относятся к собственной безопасности и неохотно предоставляют свои персональные данные кому-либо», — комментирует Гаральд Хассельман (Harald Hasselman), управляющий директор Synovate Germany. С ним соглашается и Боб Майклс: «Хищение персональных данных — серьёзное и достаточно распространённое преступление в США. В последние годы американцы стали осторожнее относится к личной информации и уже не готовы предоставить её первому встречному. С развитием сети Интернет возникла и другая проблема: так называемая «интернет-диффамация» — публикация сведений, за частую ложных, позорящих другое лицо в сети. В итоге люди всё больше и больше беспокоятся о своей персональной информации и тех, кому они её предоставляют». Общение — виртуальное и реальноеВ рамках исследования респондентов также просили выразить своё согласие или несогласие с рядом утверждений призванных лучше понять разницу в поведении людей являющихся активными пользователями социальных сетей и тех, кто предпочитает проводить своё свободное время «офлайн». Когда речь зашла о том можно ли считать общение и дружбу в виртуальной вселенной достойной заменой реальным отношениям, то проявились первые серьёзные различия между двумя группами людей. В частности 40% активных участников сайтов социальных сетей считает обмен цифровыми сообщениями полноценной заменой реальной человеческой речи, в то время как среди лиц не знакомых c Facebook и Myspace этот процент заметно ниже: 26%. Интересно, что 51% респондентов, не интересующихся социальными сетями, согласились, что общение онлайн лучше, чем его полное отсутствие. Среди пользователей же социальных ресурсов согласие почти единодушное: 75% в целом по миру, 86% во Франции и 83% в России. Интересно, что вместе с тем большинство российских пользователей (74%) социальных сетей несогласно с утверждением, что «Заводить друзей в Интернете гораздо проще, чем в реальном мире» (в среднем по миру так считает только 46% респондентов). Тем не менее, несмотря на заявления респондентов о полноценности онлайн-отношений, лишь 14% опрошенных согласились с утверждением, что: «Я получаю больше удовольствия от общения с друзьями в сети, чем от общения в реальном мире». Больше всего сторонников сетевой дружбы оказалось в ОАЭ (37%), Индонезии (36%) и на Тайване (21%). Управляющий директор Synovate Taiwan, Дженни Ченг (Jenny Chang) считает: «Для молодых жителей социальные сети — это в некотором роде форма эскапизма, бегства от реальности. Начало самостоятельной жизни на Тайване чаще всего связано со свадьбой, а до той поры молодёжь в основном живёт вместе со своими родителями, и тратит большую часть своего времени на работу, учёбу и дела по дому, а не на общение с приятелями. Социальные сети дают им определённую альтернативу этого общения». Вместе с тем пользователи социальных сетей в ряде стран выразили и своё резкое несогласие с данным утверждением: 97% в Германии, 96% в Сербии и 92% в Японии. «Немцы очень дорожат своими друзьями. Завести друга в Германии — не так-то просто, а назвать Социальные сети — это надолго, но не навсегдаИ, наконец, в финале этой части опроса респондентов попросили согласиться или не согласиться со следующим утверждением: «Я постепенно теряю интерес к сайтам социальных сетей». Оказалось, что с ним согласно 36% респондентов, зарегистрированных на том или ином социальном ресурсе. Больше всего людей стремящихся переключиться на другой вид онлайн развлечений оказалось в Японии (55%), Словакии (48%), Канаде (47%) и США (45%). «Социальные сети, как и большинство вещей в современном мире — веяние моды. Они стали невероятно популярными за очень короткий срок, но сколько продлится эта популярность — большой вопрос. Например, тот же ресурс Mixi.jp ещё совсем недавно ставил рекорды по посещаемости — там были зарегистрированы даже люди далёкие не только от социальных сетей, но и вообще от любых онлайн развлечений. Но уже сейчас мы видим, что пользователи постепенно переключаются на что-то другое, например, на общение через мобильные социальные сети», — считает Рика Фудзики. Реклама и бренды. Виртуальные сообщества — мечта маркетолога?Итак, допустим, вам все же удалось определить, что большинство представителей интересующей вас аудитории являются активными пользователями социальных сетей, — пишут авторы исследования. — Более того вам даже удалось найти их «места обитания». Теперь перед вами встаёт закономерный вопрос: «Стоит ли пускать наш бренд в мир виртуальных друзей и онлайн-вечеринок?» По мнению Стива Гэртона (Steve Garton), Global Head of Media Research, Synovate, определённо стоит, только делать это необходимо с предельной осторожностью и не поднимая лишнего шума. «Подобные стратегии проникновения лучше всего работают, когда бренд В рамках исследования респондентам был задан вопрос о том замечают ли они вообще рекламные и спонсорские сообщения, размещённые на сайтах социальных сетей? Выяснилось, что в целом по миру 53% всех пользователей социальных сетей обращают своё внимание на спонсоров того или иного сайта. Особенного внимания спонсоры удостаиваются в США (66%), Сербии (65%) и России (64%). «Для многих жителей США уже стало нормой искать всю информацию о продуктах и услугах в Интернете. И в процессе поиска они всегда обращают внимание на те компании или организации, которые финансируют тот или иной сайт. И очень часто наличие или отсутствие подобных спонсоров для американцев является показателем того достоверна ли размещённая на ресурсе информация», — считает Боб Майклс. Исследование показывает, что 2/3 всех опрошенных пользователей замечают рекламу, размещаемую на сайтах социальных сетей. Особенно подобная реклама привлекает внимание в Индонезии (86%), Польше (83%), Германии и ЮАР (80% в обеих странах). Вместе с тем существуют и ряд стран, где респонденты предпочитают игнорировать рекламные баннеры: Голландия (48%), Тайвань (51%), и Франция (60%). Особняком стоят интерактивные пользовательские профили, посвящённые тому или иному бренду. С одной стороны, 31% респондентов обращает внимание на них, но с другой, 26% не уверены приходится ли им по вкусу подобный вид рекламы. Так что пока трудно говорить об эффективности этого рекламного метода. Больше всего обращают внимание на профили брендов в Сербии (69%) и Индонезии (61%). Любопытные факты
|
|