Popper К. R. Appendix 2. Supplementary Remarks. // Popper K. R. Objective Knowledge. An Evolutionary Approach. — Oxford, Clarendon Press, 1979. — | |
В этом Приложении 1978 года к «Объективному знанию» я хочу обсудить и, насколько смогу, ответить на некоторые критические замечания, выдвинутые против взглядов, изложенных в этой книге, со времени её первой публикации в 1972 году 336. Я рассмотрю их под следующими пятью рубриками:
Могу сразу же сказать, что самыми серьёзными я считаю возражения, выдвинутые Дэвидом Миллером и другими против моего анализа правдоподобности 337. 1. ИндукцияЭнтони О’Хиа (1975) в ясно написанной заметке выдвинул два аргумента в поддержку утверждения, что «индуктивные предположения» нужны в науке и что «Поппер не может заниматься наукой без них» 338. Я попытаюсь вкратце показать, что оба эти аргумента ошибочны. Первый из них — это возражение против моих взглядов, которое уже много раз высказывалось и много раз опровергалось. Оно кажется вполне убедительным для тех, кто привык мыслить индуктивистски, и Я отвечаю на это, что мы никогда (и менее всего в науке) не делаем выводов из чисто наблюдательного опыта относительно будущих событий. На самом деле все такие выводы основаны на опыте наблюдений (сформулированном в виде «начальных условий») плюс некоторые общие теории. Присутствие этих теорий (таких как ньютонова теория тяготения) существенно для возможности аргументировать от прошлого к будущему. Однако эти общие теории не выводятся, из опыта прошлых наблюдений. Они скорее являются догадками — это предположения. В этом ответе всё сказано. Ведь ясно, что в чисто дедуктивном умозаключении, ведущем от начальных условий и общих теорий к некоторому предсказанию, нет места никаким «индуктивным допущениям». А значит, единственное место, через которое могут проникнуть «индуктивные предположения», это общие теории. Но общую теорию можно предположить ещё до того, как появятся какие-либо свидетельства в её пользу, ещё до того, как появятся Второе возражение О’Хиа кажется мне менее интересным, поскольку оно основано на недоразумении. То, что я называю «фоновым знанием» 340, состоит не только из отчётов о наблюдениях (как он неявно предполагает), но
Где p есть мера вероятности» 342. Использованную О’Хиа ссылку можно понять только в предположении, что он полагает, будто то, что я называю «фоновым знанием», состоит только из конкретных наблюдений (observational instances), таких как а1, а2, … в формуле, на которую он ссылается. Однако это не так. (Вероятность будущих наблюдаемых случаев, и даже теорий, может возрасти, если «даны» другие теории 343.) Таким образом, опасения О’Хиа рассеиваются сами собой. Мне, пожалуй, следовало бы упомянуть слова О’Хиа, что «отвержение Поппером индукции затрудняет ему… показ того, почему было бы рациональным предпочесть в качестве основы для действия лучше всего проверенную научную теорию» 344, причём он цитирует отрывки из главы 1 настоящей книги. Поскольку я подробно изложил в другом месте 345 мой анализ прагматической проблемы индукции, в котором содержится неявный ответ на критику О’Хиа, мне вряд ли нужно Лучшее, что мы можем сделать, — это искать истинную теорию, используя всю нашу творческую, критическую и экспериментальную изобретательность. Конечно, бывают случаи, когда истинная теория желаемого нами рода не существует. Я не удивился бы, например, если бы мы тщетно искали истинную теорию, с помощью которой мы могли бы предсказывать погоду по воскресеньям на пять недель вперёд. Вместе с тем если истинная теория такого рода, какую мы ищем, существует, то метод выдвижения дерзких гипотез и энергичных стараний устранить те из них, которые окажутся ошибочными, может добиться успеха и на его основе удастся выдвинуть истинную теорию. И он не оставляет все на волю случая, как делал бы метод одного только выдвижения дерзких гипотез без попыток устранения ошибочных или, ещё хуже, метод догматического цепляния за единственную догадку, единственную теорию, первой пришедшую нам на ум, или, и того хуже, метод отказа вообще от всяких теорий. О’Хиа говорит: «сам по себе факт, что не существует «лучшего» или «более рационального» метода, чем данный (метод выбора лучше других проверенной теории), ещё не показывает, что этот метод сам по себе представляет рациональный путь к достижению заданной цели (к успешному действию)» 346. С этим я полностью согласен. Но дело в том, что, Итак, я думаю, что я прав, когда называю метод выдвижения догадок (множества догадок), состязания между ними и устранения худших из них более рациональным, чем некоторые другие методы, и О’Хиа даже не отрицает, что он является «лучшим» или «наиболее рациональным» из известных нам методов. (Кстати, я не считаю, что на спор Здесь можно добавить два слова о шумных требованиях индуктивистов (О’Хиа отрицает, что принадлежит к их числу) по части индуктивных принципов или индуктивных предположений. Такие принципы или предположения — вроде «принципа единообразия природы» — обычно считаются находящимися на более высоком уровне общности, нежели физические теории, то есть на метауровне. И действительно, догадки более высокого уровня по поводу мира, или метадогадки, часто играют определённую роль в наших научных процедурах. Можно высказать метадогадку, что мы, возможно, можем с помощью метода предположений и опровержений найти модель, объясняющую фазы луны или действие грозы. И можно высказать метадогадку, выводимую из нашей космологии, что мы будем тщетно применять метод предположений и опровержений, если попытаемся с его помощью найти закон, позволяющий предсказывать погоду по воскресеньям на пять недель вперёд. Другими словами, мы можем высказывать метадогадки, которые заставят нас ожидать, что метод предположений и опровержений может помогать нам отвечать на вопросы в одних областях, но не помогать в других. Конечно, эти метадогадки погрешимы, и Я считаю возможным, что некоторые люди, интуитивно верящие в «индуктивные предположения», почувствуют, что допущение этих метадогадок согласуется с их интуицией, и это может смягчить их опасения, связанные с моим отрицанием индукции. 2. ИстинаДоктор Сьюзен Хаак [1976] в статье, названной «Истинно ли то, что говорят о Тарском?», требует меня к ответу за интерпретацию теории истины Тарского (в настоящей книге Поэтому я думаю, что вопрос о порицании доктором Хаак правдивости моих оценок теории Тарского можно считать исчерпанным. Хотя Тарский и представлял свою теорию как теорию соответствия, он отрицал, что из неё можно вывести какие-либо реалистические или иные метафизические заключения. Я первым использовал теорию Тарского в поддержку метафизического реализма в 1956 году 350. Конечно, я не приписывал Тарскому эту точку зрения 351, но я сказал (в 1956 году), что «в классической теории истины, или теории соответствия, по умолчанию принято» называть положение вешей «реальным» («real»), если описывающее его высказывание истинно. 3. Сравнение содержанийЯ часто доказывал (argued), что прогресс науки происходит в результате соревнования теорий, а также что самые интересные из наших теорий в типичном случае противоречат своим предшественницам (см. Эти мои предположения, как было показано, оказались неудовлетворительными. К сожалению, в различных важных местах я говорил о «всех» вопросах, на которые может ответить та или другая теория, однако Дэвид Миллер, Адольф Грюнбаум и Джон Уоткинс указали на контрпримеры. Вместе с тем на уме у меня была попытка преодолеть трудности сравнения содержаний, релятивизируя содержание (как и простоту — см. мою книгу [ Я всё ещё думаю, что если Дэвид Миллер и Адольф Грюнбаум подчеркнули трудность сравнения содержаний. Когда предшествующая теория корректируется более новой теорией, должны существовать решающие эксперименты, для которых предшествующая и последующая теории предсказывают разные результаты (будем называть эти результаты, соответственно, Итак, хотя нам и не следует преуменьшать трудностей, мне Нам хотелось бы иметь возможность при рассмотрении отношений между некоторой теорией, такой как теория Кеплера, и её преемницей, такой как теория Ньютона, утверждать нечто вроде следующего. Теория-преемница в большинстве случаев будет: 1) иметь по крайней мере такую же степень общности или универсальности, как и её предшественница, в том смысле, что она будет охватывать по крайней мере ту же область научно интересных проблем, что и её предшественница. Кроме того, она будет либо 2) приложима к ситуациям, о которых её предшественница сказать ничего не может, либо 3) исправит некоторые из ошибок предшествующей теории, либо — что предпочтительнее — будет выполнять Трудность связана с Вместе с тем с моей сегодняшней точки зрения весь смысл обращения к проблемам состоит в том, чтобы релятивизировать сравнение теорий по отношению к научно релевантным проблемам (или к тем проблемам, которые могут быть характерны для того, что я называю «проблемной ситуацией»). Например, мы могли бы релятивизировать проблемное содержание, скажем, К (трёх законов Кеплера) и N (теории Ньютона) к тем «релевантным» вопросам, которые относятся к положению определённого физического тела как функции времени. Две рассматриваемые теории дают слегка различающиеся ответы на вопросы о положении планет — Джон Уоткинс в частном сообщении продемонстрировал мне недостаточность этой конкретной релятивизации. Его возражение можно изложить так. Теория Кеплера может точно предсказать положение двух планет в определённый момент времени, используя только информацию об их положениях в предшествовавшие моменты времени. Однако, если только мы не можем пренебречь массами планет, теория Ньютона этого сделать не может, во всяком случае не при том же числе заданных положений. Ей понадобились бы ещё и массы планет, которые теория Кеплера (ошибочно) считает нерелевантными. Так что мы получаем ответ на наш вопрос от теории Кеплера, но не от теории Ньютона. Я считаю этот пример более интересным и более важным, чем примеры и Миллера, и Грюнбаума, поскольку он не чисто формален. Вместе с тем на него можно ответить разными способами. Один из них состоит в следующем. Теория Ньютона может дать ответ на этот вопрос (хотя только в форме аппроксимации) для любого конкретного сочетания неизвестных масс трёх тел (Конечно, у неё нет прямого решения проблемы трёх тел). Следовательно, её ответ на этот вопрос состоит из одной полной (exhanstive) бесконечной конъюнкции условных высказываний. Каждое из этих условных высказываний будет иметь следующий вид: если массы планет Мы можем испробовать и другие способы справиться с трудностью, указанной Уоткинсом. Мы можем релятивизировать релевантные для нас проблемы к фоновому знанию, неявно предполагаемому теориями Кеплера и Ньютона. При фоновом допущении Кеплера, что массы планет несущественны или пренебрежимы для данной проблемы, теории Кеплера и Ньютона дают одни и те же результаты, поскольку при таком допущении проблема становится для Ньютона просто суперпозицией двух задач об одном теле. А при (ньютоновском) допущении, что массы планет существенны, но неизвестны, теория Ньютона приводит к только что упомянутой бесконечной конъюнкции. Говоря в общем, я не думаю, что должен существовать единственный предпочтительный способ выбора проблемного базиса для релятивизации. Этот аргумент, конечно, представляет собой всего лишь интуитивный набросок, но мне кажется, что стоит изучить вопрос о том, не можем ли мы, при помощи тех или иных подходящих соглашений 354 о релевантности, сравнивать проблемное содержание разных теорий по отношению к (в Возможны и другие способы релятивизации, в том числе некоторые, относимые к росту проблемных ситуаций T1 и T2. (См. 4. Правдоподобность (verisimilitude)Мою теорию правдоподобности критиковали очень сурово 356, Теперь я хочу скорректировать 357 эти интуитивные эвристические соображения следующим образом. Интуитивно кажется, что высказывание b ближе к истине, чем высказывание а, если и только В этой эвристической формулировке мы должны рассматривать термин «содержание» или «истинностное содержание» как пересмотренное (релятивизированное) в духе, намеченном в Наряду с данным наброском скорректированной эвристической идеи истинностного содержания, имеется, Последовательность теорий, таких как К (три закона Кеплера), N (ньютоновская теория тяготения) и E (теория Эйнштейна), Я глубоко сожалею о том, что допустил несколько очень серьёзных ошибок в связи с определением правдоподобности, но я думаю, что нам не следует из неудачи моих попыток решить эту проблему делать вывод, что самой этой проблемы не существует. Возможно, её нельзя решить чисто логическими средствами, а только лишь путём релятивизации к релевантным проблемам или даже с учётом исторической проблемной ситуации. Нам надо различать проблему прояснения идеи правдоподобности и вопрос об оценке теорий с точки зрения правдоподобности, особенно теорий с высокой объяснительной силой. (Конечно, теории с высокой объяснительной силой по этой самой причине скорее могут оказаться ложными.) Конечно, моя общая позиция включает тезис, что «в эмпирической науке мы никогда не можем иметь достаточно веские аргументы для притязания на то, что мы на самом деле достигли истины» (см. Везде, где я говорю, что у нас есть основания полагать, что мы добились продвижения вперёд, я говорю, конечно, не на фактуальном языке-объекте наших теорий (скажем, T1 или T2), и не заявляю — на метаязыке, — что Т2 фактически ближе к истине, чем Т1. Скорее я даю оценку состояния обсуждения этих теорий, в свете которого Т2 представляется более предпочтительной, чем Т1, с точки зрения нацеленности на истину. 5. Решающие эксперименты в физикеЛогический анализ идей, используемых в методологии науки, — предмет интересный и важный, Доказательство Дэвида Миллера можно изложить следующим образом. Следующие два
x = q — 2p, y = 2q — 3p, (II): p = y — 2x, q = 2у - 3х. Если любые два из этих четырёх значений «даны» («даны» как истинные или как измеренные), то остальные два можно вычислить. Примем x = 0; Пусть из теории Т1 вытекает, что
Пусть из теории T2 вытекает, что
Тогда кажется, что Т1 по точности превосходит Т2. Однако если мы рассчитаем параметры Результат Миллера, Кажется, что это разрушает фундаментальный метод физики при выборе одной из двух конкурирующих теорий на основе решающих экспериментов, иначе говоря — на основе лучшего или худшего согласия с экспериментальными измерениями (Этот метод, кстати, не исходит ни из каких допущений о правдоподобности). Столкнувшись с парадоксом Рассела, Фреге сказал: «Арифметика шатается». Хочется сказать, что результат Миллера показывает, что физика шатается. Однако Фреге оказался неправ в своём диагнозе. И у нас есть солидные основания думать, что физика не шатается, но способна успешно справляться с исключительно трудными и тонкими проблемами. Поэтому нельзя принимать то, что выглядит как очевидные и скептические следствия простого доказательства Миллера. Я не знаю никакого общего метода, которым можно было бы решить или обойти проблему, поставленную Миллером. В настоящее время кажется, что в каждом конкретном случае приходится принимать решение относительно параметров, учитываемых при оценке конкурирующих физических теорий, например, что они должны быть независимы. Кажется, что этот выбор не должен быть произвольным, а должен руководствоваться проблемами, над которыми мы работаем, и, более общо, теориями, которые в данный момент влияют на наше фоновое знание. | |
Примечания: | |
---|---|
Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце издания. | |
Библиография: | |
| |
Оглавление | |
| |