Эрик Хоффер:
Истинноверующий. Мысли о природе массовых движений.
Часть II. Потенциальный истинноверующий.
Глава 11. Грешники

42

Злое замечание о том, что патриотизм — это последнее прибежище для негодяя, имеет и менее отрицательное значение. Горячий патриотизм, как и религиозный и революционный энтузиазм, часто служит прибежищем от угрызений совести. Хотя это и странно, но в массовое движение от неполноценной жизни бегут и оскорблённый, и оскорбитель, и пострадавший, и причинивший страдания другому.

И угрызения совести, и чувство обиды хотя и разные по существу, но гонят людей в одном и том же направлении.

Иногда кажется, что классовые движения созданы как бы по заказу для преступника, и не только для очищения его души, но и для развития его наклонностей и применения его талантов. Методика массового движения направлена на то, чтобы вызвать у своих приверженцев настроение и состояние кающегося преступника 1.

Полное самоотречение, которое является (как будет показано в части третьей) источником единства и энергии массового движения, есть не что иное, как жертва, акт искупления; но искупления не может быть без острого чувства греха. В этом, как и во всём другом, методика массового движения заключается в заражении людей, так сказать, болезнью, после чего, собственно, движение предлагается как единственное лекарство от этой болезни. «Что за задача, — жалуется один американский священник, — стоит перед американским духовенством, когда ему приходится проповедовать благую весть Спасителя людям, которые чаще всего лишены чувства греха?» 2Всякое действенное массовое движение культивирует идею греха. Оно изображает независимое человеческое «Я» не только как бесплодное и бесполезное, но и как низменное и подлое. Исповедоваться и раскаиваться — значит сбрасывать с себя свою особенность, своё отличие от других и находить спасение, растворяя собственное «Я» в священном единстве конгрегации 3.

Все массовые движения стараются привлечь к себе преступников.

Святой Бернар — духовный вождь второго крестового похода — так обращался к рекрутам: «Разве это не редкая и бесценная возможность спасения (из рук самого Бога), когда Всемогущий всемилостиво призывает к служению Ему как невинных, так и убийц, насильников, прелюбодеев, клятвопреступников и всех других, кто совершил любое преступление?» 4 Революционная Россия тоже как-то снисходительно относилась к уголовникам, хотя безжалостно расправлялась с идеологическими еретиками — «уклонистами». Очень возможно, что преступник, отдавая себя «священному делу», скорее готов рисковать своей жизнью и прибегать к крайностям при защите этого дела, чем люди, которых сдерживает неприкосновенность жизни и собственности.

Преступление до некоторой степени заменяет массовое движение. Там, где общественное мнение и закон не слишком строги, а бедность не абсолютна, там скрытые силы неудовлетворённых и не нашедших в жизни своего места часто выливаются в преступления.

Замечено также, что с момента возбуждения, вызванного массовыми движениями, будь то патриотическими, религиозными или революционными, количество уголовных преступлений сокращается.

Примечания

  1. «Сказываю Вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Евангелие от Луки 15:7). См. также Талмуд (цитата из книги: Klausner Joseph. Jesus of Nazareth. — p. 380): «Там, где стоит кающийся, праведники стоять не достойны».
  2. Письмо Р. С. Ольдрича в журнале Лайф от 23 декабря 1946 года.
  3. См. раздел 45 о признаниях на Московских процессах.
  4. Цитата из книги: Brooks Adams. The Law of Civilization and Decay (New York: Alfred A. Knopf, Inc., 1943). p. 144.

Оглавление

Выходные сведенияHoffer, Eric. The True Believer. — New York, Frederic A. Praeger, 1962. / Хоффер, Эрик. Истинноверующий: Мысли о природе массовых движений. Минск: 2001. // Элект­рон­ная публи­ка­ция: Центр гума­нитар­ных техно­логий. — 17.02.2012. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/4270/4283

Новые произведения

Популярные произведения

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.