Александр Пятигорский: Теперь я предлагаю ввести понятие «состояние сознания». Я называю «состоянием сознания», например, то состояние, в котором мы сейчас ведем беседу о метатеории сознания. Этим я хочу сказать, что каждой возможной мыслительной конструкции (в данном случае связанной с работой над сознанием, с пониманием сознания) соответствует определённое психическое состояние субъекта, меня. То есть состояние, которое обладает таким свойством, которым не обладают понятия, о которых мы говорили раньше. Говоря о «сфере сознания», мы постулировали принципиальную неприуроченность к субъекту и к объекту. Теперь мы постулируем принципиальную приуроченность к субъекту, оставляя пока открытым вопрос об объекте. Поскольку мы с тобой договорились, что встали на несколько иной, чем был до сих пор, путь рассмотрения сознания, то мы можем позволить себе говорить о субъекте, не говоря об объекте (как, впрочем, и говорить о субъекте, не говоря о субъекте). Я предлагаю говорить о сознании в смысле субъекта, не говоря об объекте. Как я реализую это предложение? Я говорю: в нашей беседе в данный момент, в ряде моментов, в Мераб Мамардашвили: Можно сказать так: рефлекс над сознанием находится в каком-то состоянии, которое не является содержанием самого этого рефлекса, а является постоянной неустранимой добавкой к любому такому содержанию и не входит в это содержание или содержание не входит в него. Это одно и то же. То есть в каждый данный момент рефлекс находится в таком состоянии, которое само этим не ухватывается, и то, что оно не ухватывается, есть «состояние сознания». Оно может описываться и классифицироваться некоторым психологическим образом, но само не имманентно психике, не есть внутри психологического. Идя дальше, мы назовём «состоянием сознания» и то, что в принципе путём Мне кажется что развитие философии и психологии в XX веке в связи с Фрейдом и феноменологией привело теорию сознания в своеобразный тупик, когда люди осознали забавный парадокс, что они чаще всего бывают вынуждены называть сознанием то, что сознанием не является. Я об этом говорил в прошлой беседе. Александр Пятигорский: Я думаю, что термин «состояние сознания» показывает, не столько наше хитроумие, сколько наше бессилие решить проблему сознания содержательным образом. Не решая её содержательным образом, мы решаем её несодержательным образом. Но эта несодержательность понятия «состояние сознания» имеет одну важную сторону, которая делает его на следующем уровне содержательным. Мераб Мамардашвили: Я приведу более парадоксальный оборот этого способа введения понятия «состояние сознания», показывающий сложность или невозможность самой проблемы. Когда мы говорили о «сфере сознания», то имели в виду, что всё остальное будем вводить как конкретизацию нашего символического оператора. Фактически понятие «сфера сознания» есть оператор. Мы его и делаем. Фактически в этом определении «состояния сознания» мы говорим, что в «состоянии сознания» находится всякий, кто находится в «сфере сознания». Александр Пятигорский: Это слишком обще. Ведь в «состоянии сознания» находится всякий, кто ничего не говорит и вообще ничего не думает, потому что «состояние сознания» является понятием отрицательного содержания, прямо ориентированного на процесс психологически негативный. В этой связи чрезвычайно интересна гениальная догадка древнеиндийских психологов… Мераб Мамардашвили: Ты имеешь в виду, что они одинаково привилегированное положение отводили и позитивным и негативным конструкциям? Александр Пятигорский: Да, но речь идёт не о конструкциях, а именно о «состояниях сознания». Когда человек не осознает — это тоже «состояние сознания», когда он сознает — это тоже «состояние сознания», когда он сознает одно — это тоже «состояние сознания», когда он осознает другое — это тоже «состояние сознания». Но я хотел бы остановиться на ещё одном обстоятельстве чисто психологического характера. Дело в том, что мы можем рассматривать конкретные психические процессы, явления, события, психические свойства (в данном случае совершенно не важен предикат и субъект), так же как любые уровни специфического функционирования психики (например, ощущение, восприятие, представление), аксиоматически соотнося их с сознанием, с определёнными «состояниями сознания». Очень интересно, что в древнеиндийской психологии всякое конкретное психологическое понятие имело свой дубликат. Например, зрение фигурировало как зрение (как специфический анализатор) и как категория сознания, связанная с «осознанием зрением» (либо с «осознанием зримого»), то же самое слух и так далее. Мераб Мамардашвили: Если это так, если мы сознанием называем фактически любое психическое состояние, то есть если мы фактически дублируем слух осознаванием слуха, зрение — осознаванием зрения, то зачем нам нужен тогда термин «сознание»? Зачем нужна дубликация, если мы утверждаем, что теоретически, не имея в виду реальной соотнесённости, а условно, символически можно назвать «состоянием сознания» любое психическое явление (может быть, прагматически, — чтобы преодолеть в себе инерцию биологического бытия?). Что даёт нам такая дубликация? Может быть, термин «сознание» Александр Пятигорский: Он позволяет нам работать над той стороной нашего бытия, которая не может быть объектом не субъектом!) никакого позитивистского рассмотрения. Мераб Мамардашвили: То есть поскольку всё, что в психике не может быть рассмотрено объективно и в той мере, в какой оно не может быть рассмотрено объективно, есть сознание? Александр Пятигорский: Да, а также и то, что является нам вне сознания, но что, с введением категории «состояние сознания», может быть приурочено к сознанию в качестве категории его состояния. Мераб Мамардашвили: Когда, идя от «сферы сознания» к «состоянию сознания», я сопоставляю два термина: «зрение» и рядом с ним как будто обозначающий то же самое — «осознание зрением», то я предполагаю, что осознание зримого есть, в свою очередь, «состояние сознания», не являющееся содержанием зримого. Это означает, что в зримом я фиксирую то, что не является содержанием ни зримого, ни самого себя, но всё время идёт вместе с ними и всё время ускользает, потому что если я снова в Александр Пятигорский: Совершенно верно. Будут нами отличаться от сознания как некоторые объектные точки психики. Мераб Мамардашвили: И в этом смысле мышление есть качество, а сознание не есть качество. То есть мы можем говорить так: Александр Пятигорский: Когда мы говорим о том, что «состояние сознания» по преимуществу не содержательно, то, говоря о тех психических процессах, которые являются объектом науки психологии и о которых мы говорим как об условных дубликатах сознания, и говоря о сознании как своего рода универсальном дубликате психических объектов и процессов, мы предполагаем, что «состояние сознания», как вводимая нами категория, не содержательна по преимуществу. Соответствующие же психические явления, служащие объектом науки психологии, содержательны, то есть могут быть содержательны (возможно, что они могут быть и не содержательны), во всяком случае, они не являются несодержательными по преимуществу. Но на этом мы не можем закончить обсуждение проблемы содержательности «состояния сознания». Когда мы говорим о несодержательности «состояний сознания», то мы не имеем в виду оппозицию формы содержанию. «Состояния сознания» ни в какой мере не могут быть мыслимы как Более того, в принципе возможна классификация «состояний сознания» (при невозможности классификации «сферы сознания») — классификация, которая может носить и психологический и логический характер, но вместе с тем мы можем представить себе и такую классификацию «состояний сознания», которая носила бы содержательный характер (то есть когда нам дано первично определённое содержание, то этому содержанию может соответствовать определённое «состояние сознания»). Мераб Мамардашвили: Этому содержанию мы приписываем свойства сознания, но само это свойство мы определяем независимо от содержания. Ведь так? Александр Пятигорский: Может быть, и так. Мы только что приводили здесь пример. Мы считаем, что тому факту, что мы пытаемся понять сознание, этому факту соответствует ряд индивидуальных «состояний сознания», моего и моего оппонента. Но мы можем, безусловно, выявить и более конкретное соответствие — мы можем вообще представить себе, что любое мыслимое содержание, скажем, содержание типа «всё, что имеет место, имеет некоторый смысл», или «всё, что имеет место, не имеет смысла», либо любое другое вычленяемое текстуально содержание мы можем соотносить с определённым «состоянием сознания» или с определёнными «состояниями сознания». Речь здесь идёт не о Важно, что мы допускаем возможность такого соотнесения. Строго говоря, на эту идею интуитивно ориентируются психиатры последних При этом я хотел бы оговорить ещё одно обстоятельство чисто психологического свойства. Мы можем мыслить Мераб Мамардашвили: Когда мы говорим, что «состояние сознания» приурочено к какому-то содержанию или, наоборот, что такое-то содержание приурочено к «состоянию сознания», и говорим при этом, что несколько содержаний могут быть приурочены к одному «состоянию сознания» или, наоборот, несколько «состояний сознания» может быть приурочено к одному какому-то содержанию, то мы, собственно говоря, имеем в виду следующее: нам не важно различение в данном случае сознания или «состояния сознания» в пространстве и времени, нам не важно, дискретно или недискретно в данном случае «состояние сознания». Александр Пятигорский: Нет, в Мераб Мамардашвили: Совершенно верно. Но мы можем представить себе одно «состояние сознания», в котором будут все содержания, или сознание одного, в котором будут все содержания или «состояния сознания» многих, в которых будет одно и то же содержание… Александр Пятигорский: Да, но последнее возможно только тогда, когда мы отправляемся в нашем рассуждении не от «состояния сознания», а от содержания, то есть когда речь будет уже идти о структуре сознания. Мераб Мамардашвили: Нам фактически нужно определить «состояние сознания» как формальное свойство, не в смысле противоположности содержанию, а в смысле независимости от любого содержания, которое всегда у человека есть. Само свойство сознания «имеется у содержания», если содержание «находится» в «состоянии сознания». Вот что мы хотим сказать. И тем самым мы уже вводим «состояние сознания» формально: «сознавать» означает «быть формой сознания» или, вернее сказать, «осознавать» значит «быть формой». Александр Пятигорский: Нечто вроде: осознавать — с таким уже более психолого-онтологическим оттенком — это значит, в известном смысле, «быть в состоянии осознавать». Мераб Мамардашвили: То есть быть формой для любого потенциального содержания. И, мне кажется, отправляясь от этого положения, мы можем ввести понятие «текста сознания», не боясь лингвистических и психологических аналогий и ассоциаций. Александр Пятигорский: Для большей корректности нашей беседы надо условиться о том, что отсутствие содержания тоже может явиться в некотором роде соотнесённым с определённым «состоянием сознания». А может и не явиться. Тут важна возможность. Определённое содержание мы оцениваем и позитивно и негативно. Мы уже не раз говорили об абсолютной независимости и равноценности негативного и позитивного случаев, когда речь идёт о сознании. Когда содержание отмечено знаком минус, когда мы говорим, что содержания нет, то мы также можем представить себе определённое «состояние сознания», ориентированное на это «нет» по отношению к содержанию. То есть мне представляется, что есть такие «состояния сознания», которым соответствует отсутствие какого-либо осознаваемого содержания. Это будет очень важно в дальнейшем. Мераб Мамардашвили: Я возвращаюсь к вопросу о «тексте сознания» и пытаюсь его сформулировать так: содержание есть текст, текст есть содержание. Текст или содержание есть нечто читаемое сознанием. Чтение текста и есть, в некотором роде, «состояние сознания». Но именно потому, что мы вводим понятие «состояние сознания» как определение или конкретизацию, относящуюся к Александр Пятигорский: … осознающего с осознаваемым. Мераб Мамардашвили: Совершенно верно — Поэтому если я под видом «состояния сознания» описываю такое свойство текста, то я заведомо ввожу понятие «состояния сознания» как понятие Александр Пятигорский: Но тогда мы неизбежно придём к противоречию с двумя такими, я бы сказал, фундаментальнейшими представлениями, скорее даже не современной науки, а современной культуры — это текст и информация. Винер (также как и Эшби) постоянно подчёркивает то обстоятельство, что понятие информации всегда предусматривает какую-то двуполюсность, то есть информация существует только одновременно на уровне отправителя и на уровне получателя, и текст тогда представляется Мераб Мамардашвили: Если мы под свойством сознания текста понимаем свойство текста возникать и существовать в акте самого возникновения, то, вводя такое свойство, мы постфактум можем рассуждать о том, что в сознание можно ввести тексты, которые информативны затем отличать текст от информации (как от того, что существует на двух полюсах, а не на одном) и так далее. Но сам факт, что мы постфактум можем рассуждать о таких вещах, говорит о том, что они не нужны, когда мы вводим «состояние сознания», ибо оно есть возможность интерпретации сознанием психики как самого себя. Александр Пятигорский: Они нам не нужны ещё и по другой причине. Дело в том, что понятия «информация» и «текст» психологически и научно ориентированы на коммуникацию. Текст в нашем понимании ориентирован прежде всего на аутокоммуникацию. Но, конечно, одно не исключает другого. Мераб Мамардашвили: Безусловно, что на каком-то ином уровне возможна социология сознания или Александр Пятигорский: Возьмём такой случай: у 20 человек мы наблюдаем «состояние сознания», которое мы считаем одним и тем же. Это наше право — каким-то образом навязывать наши рамки эмпирике. Так вот, имеется точка зрения, что если, скажем, одно и то же «состояние сознания» имеется у 20 человек, то это предполагает определённую коммуникацию этих состояний в пространстве. Или если подойти к этой проблеме с другой стороны, то это будет предполагать определённую коммуникацию содержаний. Я категорически выступаю против такой постановки вопроса. Почему? Мераб Мамардашвили: Прежде всего потому, что содержание не коммуницируется как сознание. Сознание постоянно должно возникать. Коммуницируется нечто другое. А если нечто коммуницируется, то оно не сознание. Александр Пятигорский: В данном случае нас вообще не интересует проблема объективной коммуникации, то есть проблема, без которой не существует ни современное лингвистическое понимание текста, ни теория информации в целом. Мераб Мамардашвили: Нас это не интересует потому, что мы осознаем, что когда Александр Пятигорский: Таким образом, возвращаясь к нашему пониманию текста, мы можем его сформулировать следующим образом: текст в нашем понимании применительно к метатеории сознания — это некоторая длительность содержания, ориентированная на некоторое «состояние сознания». А последнее мы вводим вне какой-либо принципиальной оппозиции. «Состояние сознания» не противостоит тем содержаниям, соотнесённым с ним, о которых шла речь до сих пор, такая оппозиция не имеет места. Теперь перехожу к третьей основной категории в наших беседах, а именно к «структуре сознания». Мне представляется, что «структура сознания» будет содержанием, абстрагированным от «состояния сознания», то есть от того первоначального условия, которое мы ввели, когда вводили понятие «состояние сознания», а именно, что оно есть нечто, не существующее вне приуроченности к индивиду. О «структуре сознания» мы скажем: это есть нечто, не могущее быть, принципиально не могущее существовать будучи приурочено к индивиду… Потому что имеет прежде всего сугубо содержательное существование, но опять-таки не в смысле противопоставления формы и содержания. Мераб Мамардашвили: «Структура сознания» может быть названа содержанием и может быть названа формой; частично понятием «структура сознания» мы покрываем то, что традиционно во многих философских течениях и школах называется «формой сознания». Александр Пятигорский: Я предлагаю первую общую характеристику понятия «структура сознания»; «структура сознания» представляется мне каким-то чисто пространственным элементом; мы говорим, что сознание существует, то есть мы представляем себе, что существует ряд совершенно конкретных явлений сознания. Допустим такой элементарный случай: несколько человек высказывают какую-то общую идею, чем дают нам возможность обнаружить Мераб Мамардашвили: Можно сказать так: некоторое количество текстов прочитано с одинаковым сознанием. Александр Пятигорский: Ну нет, я против. Мераб Мамардашвили: Почему? Александр Пятигорский: Потому что я начинаю, «не зная» о собственно сознании. Какие-то «тексты сознания» прочитаны в разное время и в разных местах. Мераб Мамардашвили: Этим предполагается, что как факт сознания они одинаковы? Александр Пятигорский: Мы позволим себе предположить, что это одно и то же, и вообще у нас нет оснований с точки зрения содержательного подхода к тексту в этом сомневаться. У нас будут основания в этом сомневаться, если мы будем подходить к этой же проблеме на уровне психологии личности, и даже на уровне нашего представления о «состоянии сознания», но в данном случае мы от этого отвлекаемся. Мы не знаем, кто прочёл, но мы знаем, что прочитано. Грубо говоря, мы встречаемся со случаем, когда «сознание прочитало сознание». Нам важно, что прочитало сознание и что прочитано. Тут предполагается и определённая длительность этого содержания. И когда у нас есть ряд таких текстов, то мы можем сделать один элементарный, чисто бытовой вывод, что такого рода текст «вообще есть», — не то, что он возникает в разных местах, в разное время, а что «такой текст есть». Я говорю: «текст», а не «тексты», потому что если мы считаем их одинаковыми с точки зрения прокламированного нами подхода, то у нас нет основания говорить «тексты». Ведь математик не говорит «числа 5», но говорит «число 5», хотя оно может фигурировать в тысячах и миллионах случаев, связанных с различными прагматическими, временно-пространственными ситуациями. Мы можем сказать: «вот, существует такой факт сознания» — мы предполагаем под фактом нечто содержательное. Но это ещё не есть «структура сознания». Мы хотим, чтобы наше мышление привыкло к иному подходу к материалу сознания. Мы говорим, что нечто здесь существует, и на это существование длительности содержания сознания мы в Мераб Мамардашвили: Я бы добавил четвёртое: и этот текст сознания должен существовать. Александр Пятигорский: Мне кажется, что есть Теперь возвращаемся к пространственной характеристике. Всё то, что мы сейчас сказали, само по себе не говорит о том, что этот факт сознания реально существует в пространстве, но нам удобно говорить о нём как о «как бы существующем» в каком-то пространстве. Мераб Мамардашвили: Само пространство может осознаваться как содержательное явление сознания. Содержательный факт или содержательный материал сознания есть некоторое пространственное расположение самого материала сознания — не в том смысле, что сознание «в» пространстве, а в том, что само это сознание (как «структура сознания») есть определённое пространственное расположение относительно самого себя. Сама «структура сознания» есть определённая пространственная конфигурация. Она сама по себе есть некоторое пространство. Александр Пятигорский: И, наконец, последняя характеристика «факта» сознания. Можно сказать, что этим фактом могут быть структуры. Что это означает? Что он может обладать определённой сложностью, то есть он может содержать в себе известное разнообразие. Само существование факта, понятие о котором мы вводим, предполагает собой разнообразие сознания. Мы говорим: « Мераб Мамардашвили: И что он может быть расчленен в процессе метарассуждения. Причём в процессе метарассуждения он может быть расчленен иначе, чем он расчленяется в личностной, культурной, индивидуальной конкретизации, а также в любой другой — социальной, технологической, математической, лингвистической и так далее. И метарассуждение, расчленяющее материал «структуры сознания», будет предметно иным, потому что оно есть некоторый самостоятельный предмет, и с некоторой точки зрения наше расчленение будет опосредствующим по отношению к другому расчленению, которое произвёл сам человек, попадающий или попавший в ту или иную «структуру сознания». Александр Пятигорский: И мы в момент нашего метарассуждения о «структуре сознания» не имеем возможности оценивать метасознание с точки зрения применения к нему понятия структуры. Это очень важное обстоятельство. Мы можем утверждать, что содержанию такого факта сознания, каким является в данный момент наша беседа о сознании, соответствует известное «состояние сознания», но мы не можем описывать этот факт, который мы сейчас эксплицируем в нашей работе, как какую-то определённую «структуру сознания». Мераб Мамардашвили: Таким образом, когда мы рассуждаем о нашем понимании сознания, то сами не знаем, в какой «структуре сознания» мы находимся, и если бы мы знали, в какой «структуре сознания» мы находимся, то тем самым мы автоматически находились бы уже в другой «структуре сознания», чем та, в которой мы излагаем нашу метатеорию сознания. Александр Пятигорский: Не говоря уже о том, что предметом нашего рассуждения здесь является «структура сознания» (как понятие метатеории), а не метаструктура сознания. Это тоже чрезвычайно важно. Мераб Мамардашвили: Я предлагаю вместо термина «факт сознания», когда мы отличаем его от «структуры сознания», употреблять термин «случившееся сознание». Александр Пятигорский: Мераб Мамардашвили: То есть мы рассуждаем примерно так: мы попали в «условия дополнительности» при наблюдении и тем не менее мы ищем Понятие «структуры сознания» есть то понятие, которое позволяет нам компромиссно в «условиях дополнительности» стать на путь объективного описания того, что мы в первых беседах договорились не считать объектом. Александр Пятигорский: Утверждая, что существуют Поскольку мы ввели понятие «структура сознания», это уже наше дело считать, что является «структурой сознания», а что не является. Но я при этом не могу утверждать, что я нахожусь в этой «структуре сознания». Я могу сказать это про другого человека, но не могу сказать этого про себя. Не могу сказать этого про себя в двух смыслах: во-первых, потому что я тут же неизбежно перехожу в метаструктуру, которая не равна структуре. Это вообще есть уже Является ли этот факт сам по себе «структурой сознания» или нет? Мераб Мамардашвили: … что текст этот поддаётся описанию на уровне «структур сознания» или что в нём поддаётся такому описанию и что нет. Александр Пятигорский: Пожалуй, здесь важно, что этот список у нас заранее есть. Мы не знаем заранее всё, что относится к «структуре сознания», но мы договорились о Мераб Мамардашвили: То есть если мы говорим, что существует «структура сознания» в применении к «человеку» (в нашем примере), то мы имеем в виду, что человек является «структурой сознания» лишь как набор признаков или как содержание типа «человек смертен». Александр Пятигорский: Мы можем также сказать, что этот факт имеет отношение к «структуре сознания», поэтому мы его и называем псевдоструктурой сознания. Возьмём, наконец, третий факт сознания в нашем примере — «Я», его ещё труднее объективно классифицировать с точки зрения сознания, ибо признаки «Я» относятся к совершенно другой плоскости, чем признаки «человека», не говоря уже о плоскости, в которой фигурирует структура «человек смертен». Мераб Мамардашвили: «Человек» или «человек смертен» фигурирует на уровне «структур сознания», а признаки «Я» фигурируют на уровне вторичных образований сознания, то есть тех, которые конструируются из материалов первичных, а первичным является «структура сознания». Александр Пятигорский: И когда человек говорит: «моё «Я» этому чуждо», — он использует некоторые псевдоструктуры сознания, потому что «Я» не существует в смысле структуры сознания. Но здесь чрезвычайно важно, что «Я» соответствует определённому «состоянию сознания». Я напоминаю при этом, что «состояние сознания» не обязательно должно соответствовать «структуре сознания» (оно может вообще не соответствовать сознанию). Оно может соответствовать псевдоструктуре сознания, или не-структуре сознания, или факту сознания, или ничему. Мераб Мамардашвили: Но мы условимся считать, что любым образованиям сознания не могут быть обратно соотнесены «состояния сознания». Даже если мы рассматриваем конструкцию «Я» как иллюзорную по отношению к материалу, заданному «структурой сознания», то сама эта иллюзорная конструкция имплицирует определённое «состояние сознания». Александр Пятигорский: Мы договорились, что эмпирически найденный факт сознания мы в общем случае не можем однозначно соотносить со «структурой сознания». Мы не можем также и само наше метарассуждение соотнести со «структурой сознания». Но каждый этап нашего метарассуждения является, с одной стороны, фактом сознания, а с другой, что особенно важно, соответствует определённым «состояниям сознания». Таким образом становится возможным представление о своего рода однонаправленной семиотической связи; «структуры сознания», будущие структуры, не-структуры, отсутствия структур или отсутствия фактов на данном этапе нашего метарассуждения могут полагаться знаками состояния сознания. Но не наоборот: мы не можем идти от «состояния сознания» к содержательности сознания. Мераб Мамардашвили: Поскольку содержательность мы рассматриваем как постоянную возможность «состояния сознания». Александр Пятигорский: Мы можем представить себе семиотическую классификацию сознания: Теперь я перехожу к прагматической стороне рассмотрения «структуры сознания». Мы привыкли полагать все мыслимое генерацией нашей психики. Но здесь нас этот вопрос по существу интересовать не может, поскольку мы условились, что психикой заниматься не будем, то есть, если будет предложена идея о том, что психика генерирует нечто относящееся к сознанию, то мы не можем с этой идеей спорить, потому что мы не занимаемся психикой, — мы занимаемся только сознанием. Но если мы отказываемся от гипотезы психического субстрата сознания (поскольку в нашем рассмотрении она не фигурирует), то мы обязаны отказаться и от тех прагматических навыков и эстетических образов, которые связаны с идеей генерации, и прежде всего от одного пространственного образа, который присутствует почти во всех текстах, где соотносится человек и Человек включает факт сознания в какую-то пространственную физическую (то есть на самом деле «псевдофизическую») сферу своего «я». Он говорит: «у меня родилась мысль», «я нечто придумал», «в моей голове возникла идея». Нам было бы интересно, поскольку мы отказываемся от идеи генерации, предложить своего рода инверсивный «антиобраз». Если мы будем говорить не «у меня возникла идея», а «я возник в идее», не «я придумал нечто», а «я попал в нечто», «я оказался в мысли о чём-то», «я оказался внутри Мераб Мамардашвили: В проблеме «структуры сознания», в проблеме разъяснения того, что такое «структура сознания», можно идти от одной детали нашего истолкования «состояния сознания». «Состоянием сознания» можно называть то, что «интерпретировано» и «дано как присутствие», то есть, иначе говоря, «состояние сознания» может рассматриваться как продукт интерпретации или переживания сознанием индивидуальных психических механизмов. Или, употребляя другое эквивалентное этому выражение: сознание может «захватываться» этими механизмами. Феноменологически же проявление сознания можно интерпретировать как восполнение знания о психике. Объект и субъект тогда будут существовать лишь как разные случаи интерпретации сознанием этих психических механизмов. Александр Пятигорский: А можем ли мы считать оппозицию «объект — субъект» «структурой сознания»? Мераб Мамардашвили: Безусловно. С этой точки зрения сама оппозиция «объект — субъект» может быть нами разъяснена как одна из «структур сознания». И в смысле утверждения о том, что объект и субъект существуют лишь как интерпретации сознанием психических механизмов, может быть рассмотрена не только проблема сознания, но и проблема бессознательного… И тогда бессознательное будет выступать как исполнение сознания в другом (в данном случае психофизиологическом) материале. И в связи с этим опять возвращаюсь к тому, о чём уже говорили: сознание есть такой текст, который возникает актом чтения этого текста, который сам себя обозначает, который отсылает к самому себе. Эта самоотсылка снова становится текстом до бесконечности. И отсюда — переход к «структуре сознания». «Структура сознания» — то содержательное, устойчивое расположение «места сознания», которое обнаруживается в связи с «состояниями сознания», с точки зрения сферы сознания. То есть если мы взглянем на «состояние сознания» со стороны «сферы сознания», то мы в «состояниях сознания» можем увидеть, вычленить, выявить «структуры сознания». К этим «структурам сознания» применимо всё то, что ты выше говорил, что они могут быть, могут не быть и так далее. «Структуры сознания» дискретны в пространстве и недискретны во времени, в отличие от декартовой топологии пространства. «Структура сознания» есть фактически внеличностное, квазипредметное состояние бытия. Я уже перехожу на тот уровень анализа, который у нас до сих пор отсутствовал, а именно, сопоставительного анализа «структуры сознания» с бытием. Фактически «структура сознания» есть некоторое «заделывание дыр бытия», «дыр», оставляемых причинностно-следственными агрегатами. В этой квазипредметно структурированной «дыре» (которая другой структуры не имеет, потому что она дыра) есть целостные «структуры сознания». Александр Пятигорский: Это образ? Мераб Мамардашвили: Не совсем. Мне здесь важно подчеркнуть следующую мысль, касающуюся того, как живут и существуют «структуры сознания», — мысль, касающаяся способа бытия, жизни «структуры сознания». «Структура сознания» рассматривается нами как нечто такое, к чему не применимо понятие возникновения, уничтожения, — «структуры сознания» не возникают и не уничтожаются; её может не быть в том или другом месте, или вообще может не быть той или другой «структуры сознания». Это так. Но если она есть, то мы не можем уже говорить о том, что она возникла, или о том, что она уничтожилась. Мы можем говорить, что сознание ушло из какой-то «структуры сознания», покинуло эту «структуру сознания», и может быть, мы это сознание засечем потом в какой-нибудь другой «структуре сознания», но мы ничего не говорим о судьбе предшествующей ей или другой «структуры сознания», из которой ушло сознание или которая была покинута сознанием. Кстати говоря, раз мы строим метатеорию сознания с учётом условий дополнительности наблюдения, то мы здесь должны говорить лишь о новом сознательном опыте, а не о рождении и уничтожении «структуры сознания». Фактически говоря, мы «структуру сознания» должны рассматривать в виде некой исконно-заданной и, может быть, даже ограниченной конечным по своему классификационному ряду материалом, который мы «берем взаймы» и здесь разрабатываем под «мы» я имею в виду технический механизм нашей работы). Мы богаты чем-то взятым взаймы. Скажем, на этом взятом взаймы мы строим конструкцию «Я». На этом взятом взаймы мы строим мифологию и так далее. Так вот, сознание может покидать мифологическую систему, научную систему или даже языковую систему. И, продолжая это рассуждение, можно будет говорить о следующем, чтобы пояснить такой метатеоретический, методологический характер самого этого понятия «структуры сознания», — например, сопоставив «структуру сознания» с конструкциями типа «Я». Мне кажется, в этом типе имеются конструкции, которые, пожалуй, с точки зрения метода более приближаются к идеологическим конструкциям. Они, если их рассматривать в их отношении к «структуре сознания», находятся Я подчёркиваю: содержание отсчёта, чтобы напомнить, что само «состояние сознания» как таковое вводилось нами как нечто бессодержательное, в отличие от «структуры сознания». Так вот, это обобщённое объективное описание даёт нам содержательные предметы, идеальные объекты мотивации, счёт вторичных процессов, то есть саму работу, всегда совершающуюся во вторичных процессах, все развёртывание, которое индивидуальный психический механизм совершает с материалом сознания, когда этот механизм в нём находится. |
|
Оглавление |
|
---|---|
|
|