Александр Анатольевич Ослон — российский социолог и социальный философ, основатель и президент Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), одной из ведущих в России социологических организаций, выполняющих значительный объём заказных и собственных исследований с использованием широкого спектра методов. Автор множества публикаций в российской и зарубежной печати, посвящённых опросам общественного мнения и методическим вопросам проведения социологических исследований. Статья впервые опубликована в 2003 году и посвящена вопросам эволюции теорий в контексте «социальной реальности» и современной коммуникации, а также способам изучения этих явлений. |
|
1. Мир теорий1.1. «Личные знания» и репликация теорийСоциальный мир можно рассматривать как множество теорий, произведённых и усвоенных взаимодействующими людьми 2. Теории представляют собой типизированные схемы мышления/суждения/действия для решения типизированных задач в типизированных ситуациях. Совокупность усвоенных индивидом теорий образует «личное знание», которое носит субъективный характер. Однако теория Х из состава «личного знания» индивида может быть объективирована в виде порождаемых ей суждений/действий, предназначенных для других индивидов. В реальных коммуникациях адресант (отправитель) суждений/действий предполагает, что адресат (получатель) сумеет понять, что означают его суждения/действия, так как теория Х присутствует и в его «личном знании» 3. Только в этом случае действия участников коммуникации могут быть скоординированными. На самом деле адресат может ошибочно предполагать, что адресант исходит из теории Y, а не из теории Х. В этом случае его ответные суждения/действия будут неадекватны, в чём ему придётся так или иначе убедиться. Если адресант хочет быть понятым, то он должен обеспечить такую объективацию теории Х, чтобы адресат сумел сконструировать её в своём «личном знании», то есть должна произойти репликация 4 (создание похожего экземпляра) теории Х в «личном знании» адресата. Имея в виду мириады коммуникаций, происходящих между людьми 5, можно говорить о том, что «личные знания» людей — это среда, в которой рождаются, реплицируются, видоизменяются (мутируют) и исчезают теории. В ходе процессов репликации происходит преобразование теорий из субъективной формы в доступную другим людям объективную форму — текст, состоящий из некоторых знаков, нанесённых на доступный для восприятия материальный носитель. Адресаты производят обратное (возможно, неточное) преобразование текста в субъективную форму — таким образом, происходит «круговорот теорий в природе» 6. 1.2. Социальные институты как теорииДля любого проекта с участием многих людей необходимо оснащение «личных знаний» участников «экземплярами» теории этого проекта, чтобы каждый участник знал «свое место и свой маневр» в совместной деятельности. Это означает, что в теории проекта должны быть определены необходимые для проекта функциональные роли с «прописанными» для них ролевыми теориями (что и как должны думать и делать исполнители роли), зафиксированы статусы ролевых позиций (кто кому подчиняется), определены механизмы контроля и санкций за нарушения норм и правил ролевого и статусного поведения, наконец, нужен компонент, задающий высшие смыслы проекта, его ценности. Что же касается участников, то они должны интернализовать теорию проекта, то есть усвоить отвечающие их статусам части теории проекта, а иногда и маркировать в своих «личных знаниях» теорию проекта как «несомненную», «высоко значимую», «обязательную к исполнению» — словом, как догму. Проект бывает успешным и долговечным, если у него «сильная» теория, способная стать догмой, чётко определить рамки деятельности и взаимодействия участников, мобилизовать их, обеспечить их солидарность. Для проекта с «сильной» теорией контингент его участников вообще-то безразличен: догма управляет ими, а они, руководствуясь догмой, хранят её и передают, готовят себе смену, заботятся о превращении её в традицию, придают ей исторический и даже сакральный смысл. Участники проекта, интернализовавшие его теорию, действуют по её ролевым «прописям» ей «во благо»: усиливают её, адаптируют, развивают, защищают, а также принуждают к этому других участников и контролируют их. По описанной схеме возникают, существуют и исчезают многочисленные социальные институты, которые есть не что иное, как «сильные» теории, организующие те или иные виды проектов, рекрутирующие для своей реализации исполнителей и трансформирующие «под себя» их «личные знания». Догма института, интернализованная в «личных знаниях» её адептов, направляет их ментальную, вербальную, мышечную и прочие виды активности на конструирование суждений/действий для пользы и во имя института, а также против носителей других теорий, то есть против других институтов. Столкновение, конфликт, война только внешне происходят между людьми, но за кулисами зримых коллизий всегда стоят противоборствующие институты. 1.3. «Сильные» и «слабые» теорииНаблюдая за участниками коммуникаций, можно распознать характер взаимодействия укоренённых и воспринимаемых теорий — «благосклонный» или, напротив, конфликтный «прием» новой теории со стороны «личного знания» индивида. То, насколько тяжело переубедить сторонника теории Х в пользу теории Y, есть показатель «силы» теории Х — то есть глубина её внедрённости в «личное знание», степень захваченности ей, или просто «захват». В этом смысле теория божественного происхождения главы тоталитарной секты — весьма «сильная» теория, так как чрезвычайно сложно заставить её адептов признать, что их вождь — обыкновенный смертный. «Сила» теории Х проявляется не только в степени приверженности её сторонников, но и в их числе. Это второй показатель «силы» теории — «охват». Чем большего «охвата» достигла теория, тем труднее потеснить её в социальном мире (вспомним многочисленные недавние или полузабытые поветрия — от питания «по доктору Волкову» и «Гербалайфа» до бега трусцой и «хула-хупа»). 2. Экспансия и эволюция теорий2.1. Борьба за приверженцевЛюди, глубоко «захваченные» теорией, стремятся передать теорию другим людям, убедить их интернализовать эту теорию и тоже стать её адептами. Теории борются за «захват» и «охват» самыми разными методами. В их числе — апелляция к образцам практической полезности суждений/действий на основе теории Х, агитация в её пользу, сопровождаемая специальными приёмами индоктринации — внедрения аргументов в «личные знания» с преодолением ментального сопротивления 7, методы давления и репрессивного принуждения и так далее. Принятие или отторжение навязываемых теорий — сложный процесс взаимодействия уже сложившегося «личного знания» и поступающих «предложений» модифицировать его, включить в него новые теории, изменить или удалить старые. К факторам, влияющим на этот процесс, безусловно, относятся личностные особенности индивида, в том числе его склонность к конформизму. Важную роль играют уже состоявшиеся «захваты» теми или иными теориями, особенно воспринятыми в ходе первичной социализации и постулированными на разных биографических этапах обычаями, верованиями, канонами, привычками. Имеет также значение убедительность аргументов, обосновывающих новую теорию. Но чаще всего наиболее значимыми для изменения «личного знания» оказываются социальные факторы — когда индивид в силу жизненных обстоятельств подпадает под власть норм, правил и законов некоторого социального института. В таких ситуациях институциональная принуждающая сила может делать «предложения, от которых невозможно отказаться», требуя существенным образом трансформировать «личное знание» 8. Одна из форм воздействия на реципиента — вовлечение — основана на феномене присоединения индивида к теориям, разделяемым другими людьми, на желании стать такими, как они. Воздействие других людей, «поселившихся» в воображении индивида, то есть рефлексии типа «Я думаю о том, что думают обо мне другие», известно давно, — его сформулировал, например, Джон Локк (1632–1704) в своём «законе доброго имени» 9. Суть его состоит в том, что каждый индивид находится в фокусе внимания своего социального окружения, которое формирует некоторые оценочные суждения о нём, судит его с точки зрения принятых в этом социуме норм и правил. И каждый индивид, всегда связанный со своим окружением и зависимый от него, озабочен тем, каковы эти суждения, и учитывает их, даже если они не высказаны, а звучат только в его воображении. В своём поведении он учитывает, что говорят и, как ему кажется, думают о нём, и, в то же время, он сам тоже участвует в этом беско 03–12-text28 10/8/03 14:09 Page 34 нечном процессе взаимооценок. Поэтому, чтобы не быть «белой вороной» и не получить низкие оценки от других, он сам должен судить других, исходя из тех же критериев, что и они, следовательно, он пытается отрефлексировать «личные знания» других в целом, а не только их теории о нем самом. Это расширение «закона доброго имени» до «закона мнений» описал Дэвид Юм (1711–1776) 10. А в ХХ веке основоположник символического интеракционизма Джордж Мид (1863–1931) дал этому феномену название — «обобщённый другой» — и указал истоки его возникновения в процессах освоения ребёнком правил и норм социальной жизни с помощью своих первых наставников — «значимых других» 11. В дальнейшем «обобщённый другой» постоянно уточняется и трансформируется за счёт постоянного внимания индивида к мнениям других. Знаменитая современная немецкая исследовательница Элизабет Ноэль-Нойман обозначает эту особую чуткость к чужому мнению метафорой «социальная кожа» и говорит о «квазистатистическом органе», с помощью которого каждый человек ведёт сбор «статистики мнений» из всех доступных ему источников, будь то общение, книги, пресса, телевизор и так далее. Она объясняет этот феномен инстинктивным стремлением человека избегать социальной изоляции и потому присоединяться к тем мнениям, которые, как ему кажется («по данным» субъективной статистики), имеют широкий «охват» 12. 2.2. Давление стимулов и санкцийДругая форма принуждения реципиента к принятию теории — давление — основана на воздействии поощряющих стимулов и карающих санкций. Любой социальный институт применяет более или менее жёсткое давление для удержания своих участников и расширения их круга. В данном контексте особенно интересен институт науки — главный производитель и поставщик теорий в современном мире. На его примере можно увидеть основные элементы механизма стимулов и санкций. Базовая теория — догма — института науки движет участниками этого института (учёными) и предопределяет их деятельность, основная декларированная цель которой — критически анализировать существующие научные теории, выявлять (умозрительно, эмпирически, экспериментально) их недостатки и ошибки, конструировать новые, более совершенные теории и, следовательно, двигаться «от незнания к знанию», что обозначается обычно как путь прогресса. Важная часть догмы института науки — это своего рода кодекс, которому должен быть верен учёный. Он предусматривает весьма значимые жизненные стимулы для тех, кто верен науке и ведёт успешную научную работу, и весьма жёсткие санкции для тех, кто нарушает нормы и правила, принятые в научном сообществе. Институт науки уделяет огромное внимание экспликации базовой догмы: этим занимается отдельный субинститут — философия науки, разрабатывающая научную теорию научной работы над научными теориями. Самой яркой на сегодняшний день из таких теорий является эволюционная эпистемология великого мыслителя XX века Карла Поппера (1902–1994). Её суть состоит в том, что теории — этот продукт человеческого разума — служат для того, чтобы решать проблемы, а происходит это следующим образом. Для решения проблемы P 1 (например, надо объяснить результаты эксперимента), делаются попытки применить пробные теории (TT — tentative theories). По ходу дела их приходится критиковать, уточнять, расширять, словом, улучшать (EE — error elimination), и одна из них оказывается лучше других (даёт лучшее объяснение, побеждает). Она принимается за последнее достижение, но и порождает новую проблему P 2 (например, подсказывает новый эксперимент, но не может его объяснить), и процесс продолжается. Таким образом, главный тезис схемы Поппера P 1 — TT — EE — P 2 состоит в том, что истинность любой теории — состояние временное до тех пор, пока направленная на неё критика не обнаружит в ней ошибки, слабости, провалы в решении проблемы P 1 (это называется опровержением), что стимулирует либо улучшение теории, либо её замену. Итак, в мире научных теорий происходит дарвиновский эволюционный процесс: выживают более совершенные теории 13. Через преемственность научных теорий наука и движется по пути «от незнанию к знанию» — недаром Ньютон говорил, что стоял на плечах гигантов. Хрестоматийный пример такой эволюции: цепочка последовательно опровергнутых астрономических теорий — от Птолемея через Коперника, Кеплера, Галилея, Ньютона к Эйнштейну, чья теория (пока) признается лучшей. Но реальная деятельность участников института науки направлена отнюдь не только — и даже не в первую очередь — на прогресс научных теорий в духе Поппера. Этот институт устроен так, что учёные объединяются в группировки (более почтительное название — научные школы), каждая из которых привержена Общенаучные институциональные нормы определяют биографию учёного как восхождение по чётко очерченной лестнице статусов — от аспиранта до академика и, параллельно, от младшего научного сотрудника до директора института, а смысл деятельности учёного декларируют как «движение к истине» и «служение науке». Но реальный критерий успеха и, соответственно, основной смысловой стимул, движущий учёным, — это достижение признания 16 в своей парадигме. Пройденные ступеньки на лестницах статусов — это показатели объёма завоеванного признания. Учёный работает над тем, чтобы защищать свою парадигму как научными, так и далёкими от науки методами. А уполномоченные — уже достигшие соответствующих статусов — участники его группировки оценивают его заслуги, дают санкции на повышение его статуса и легитимизируют свои решения через ритуалы, освящённые традицией. Например, присвоение учёной степени как апофеоз ритуала защиты диссертации, назначение на руководящую должность («дали лабораторию»), предоставление кресла в учёном совете и так далее. Парадигмы конкурируют, более или менее ожесточённо борются между собой и иногда ниспровергают друг друга, что означает не только признание победившей теории и вознаграждение её приверженцев, но и жизненное крушение приверженцев проигравшей теории. Каждый учёный должен принимать участие в конкурентной борьбе, которую ведёт его парадигма, и находиться под принуждающим воздействием своей дисциплинарной матрицы. Последователь Поппера Имре Лакатос (1922–1974) описал целую технологию построения и поддержки «защитного слоя» парадигмы, или, в его терминах, научно-исследовательской программы 17. Участники парадигмы не должны подвергать сомнению научные теории, составляющие её «неприкасаемое» ядро, по возможности игнорировать факты, противоречащие этому ядру, и подчёркивать факты, его подтверждающие, ставить и решать задачи, которые ведут к усилению их парадигмы, как можно чаще цитировать коллег по парадигме и замалчивать оппонентов и так далее. Но есть методы и похуже: организационные интриги, позволяющие вытеснить научных противников с ключевых позиций в учёных советах, комиссиях, оргкомитетах, журналах, получить помещения, оборудование, руководящие должности и так далее. Известны и вовсе драматические ситуации, когда сторонники парадигмы, призывая на помощь политические и государственные институты, добивались репрессий против своих оппонентов, а то и прямого их уничтожения. Скажем, в 30–40-е годы ХХ века под руководством академика Лысенко велась борьба с «вейсманистами-морганистами» в советской биологии. Большинство учёных того времени были вынуждены присоединиться к дисциплинарной матрице доминирующего учения 2.3. Социальная эволюция теорийЛюбая теория, будь то теория космоса или теория приготовления котлет, силами своих уже состоявшихся приверженцев борется за «захват» новых приверженцев и стремится увеличить свой «охват». Для рекрутирования некоторого индивида в ряды своих сторонников теория должна добиться, чтобы он перестал быть сторонником другой теории. В этом смысле между теориями одного вида происходит перманентная борьба, в которой ставкой является число людей, составляющих «отряд» сторонников, приверженцев и адептов каждой теории, иначе говоря, «охват». Эту борьбу можно с полным основанием назвать «борьбой за выживание», так как теория с большим «охватом» живёт, а теория с нулевым «охватом» — мертва. «Сильные» теории выживают за счёт того, что, во-первых, поглощают сторонников более «слабых» теорий и, во-вторых, удерживают своих сторонников. Следовательно, «сила» теории основана на том, в какой мере она привлекает и мотивирует своих сторонников, в какой мере она соответствует их интересам (в том смысле, как они эти интересы понимают). Поэтому «сильная» теория «сильна» в первую очередь тем, что она навязывает собственное понимание интересов, которые её сторонники должны считать «своими». Так создаётся особого рода силовое поле теории: попавшие в него люди видят мир, себя, свои интересы через призму теории и действуют «по прописям» теории, в том числе втягивают в поле теории других людей. Выдающийся французский социолог Пьер Бурдьё (1930–2002) называл этот феномен символической властью теории и объяснял, что теория стремится «изменить категории восприятия и оценивания социального мира, когнитивные и оценочные структуры: категории перцепции, системы классификации» 18. Те, кто попал в силовое поле теории, видят мир в терминах и обозначениях теории, приписывая предлагаемые ей названия (номинации), смыслы и значения всему, что они воспринимают, и не воспринимают того, что теория не наделяет номинациями 19. Такова невидимая сторона символической власти теории, но есть и сторона вполне зримая, проявляющаяся в публичных демонстрациях глубины приверженности и многочисленности приверженцев. Борьбу между теориями, наделёнными символической властью, Бурдьё называет символической, включая дебаты в публичном дискурсе, происходящие между сторонниками противоборствующих теорий 20. Прямым продолжением этой символической борьбы являются все виды физического насилия — от драки в парламенте и политических убийств до уголовных преследований оппонентов и ввода войск на территории, занимаемые сторонниками другой теории. Можно утверждать, что шансы теории выжить в борьбе с другими теориями тем выше, чем она ближе к статусу социального института. Поэтому все теории стремятся вырасти до социального института, сформировать отряд приверженцев и сторонников, создать управляющую и направляющую «матрицу теории», состоящую из особого языка, мифов, ритуалов, писаных и неписаных законов, норм, правил, кодексов, регламентов, а также декларирующую определённые социальные ценности в качестве высших приоритетов. Таковы, например, «прогресс» для институтов науки, «порядок» для властных, «правда» для политических, «справедливость» для правовых, «здоровье» для медицинских, «образование» для педагогических, «успех» для экономических, «влияние» для медийных, «истина» для религиозных институтов и так далее. Если же смотреть на схватки теорий как на эволюционный процесс (в природе выживают и имеют преимущественные шансы на продолжение рода наиболее адаптированные особи), то социальное выживание теорий происходит по закону максимизации «захвата» и «охвата». Чем глубже «захват», тем труднее «дезертировать» из отряда сторонников, изменить своей теории, перейти на сторону конкурирующей теории. Чем шире «охват», тем выше конкурентное преимущество теории, что для институтов науки выражается «авторитетом», для политических институтов — «подчинением», для экономических — «прибылью», для медийных — «влиянием», для религиозных — «послушанием» и так далее. Высшая степень эволюционного успеха теории — превращение её в то, что Э. Дюркгейм ещё в конце XIX века называл «социальным фактом» 21, имея в виду, что люди воспринимают объективированную форму такой теории как неотъемлемую и несомненную часть окружающей среды, видят в ней часть природы, обозначают её установления понятием «законы», не проводя различия, скажем, между природным законом гравитационного притяжения и социальным «законом» концентрации населения в городах. Почти невероятный идеал для любой теории — это состояние, достигнутое теорией марксизма-ленинизма, когда сотни миллионов людей нескольких поколений превратились в участников тотального института, повторяя (неважно, искренне или нет) вслед за главным жрецом, что теория Маркса всесильна, потому что она верна, — хотя точнее было бы сказать наоборот: её следует считать верной, потому что она «сильная». Как и биологический мир, социальный мир разделён на своеобразные аналоги видов, внутри которых происходит особенно ожесточённая (внутривидовая) борьба. П. Бурдьё ввёл в обращение понятие «социальное поле» для обозначения таких «высококонкурентных площадок», образующих относительно автономные микрокосмы 22. Если проводить биологическую аналогию дальше, то можно сказать, что социальные поля, как и биологические виды, взаимодействуют между собой (наука, политика, религия, право, экономика, медиа, повседневность и так далее), но конкурентная напряжённость между ними существенно ниже, а уровень сотрудничества значительно выше, несли внутри полей. Совокупность таких функционально разных социальных полей аналогична относительно автономному биоценозу, и её можно назвать культуроценозом, выделяя далее ареалы, для которых характерны разные культуроценозы, — например, гомологически подобные, но содержательно существенно различные западный и восточный культуроценоз. Описанная социальная эволюция теорий принципиально отличается от эпистемологической эволюции К. Поппера, хотя в обоих случаях явно просматривается механизм «естественного отбора». Поясним это различие примером, представив себе два разных музея «истории городского транспорта». В одном можно было бы видеть сменявшие друг друга теории перевозки людей, воплощённые в конных экипажах, конных трамваях, паровых локомобилях, паровозах, электрических трамваях, электропоездах, поездах метро («рельсовая» ветвь эволюции) и автомобилях, автобусах, троллейбусах (другая, «безрельсовая» ветвь). В такой экспозиции каждый вид транспорта, бывший в своё время вершиной эволюции, был бы, скорее всего, представлен в одном экземпляре, вне зависимости от того, как много людей пользовались им для поездок во времена его реального применения. Мы получили бы зримое представление об эволюции технических идей, происходившей в «личных знаниях» не всех людей, в разное время причастных к городскому транспорту (начиная от персонала и кончая пассажирами), а узкой группы учёных и инженеров транспорта. Такой музей правильнее было бы назвать музеем «истории конструкций городского транспорта». А в другом, который назывался бы музеем «истории теорий городского транспорта», посетители увидели бы эволюцию совсем в ином — социальном — смысле, отражённую в динамике «захвата» и «охвата» людей теориями. Скажем, в частном случае «трамвая» первый музей выставил бы разные типы вагонов, а второй — показал начальный этап социального бытования теории «трамвая», сопровождающийся радостным возбуждением от первой, престижной поездки на первом в городе трамвае 23, далее — период равнодушного рутинного передвижения по городу в неудобных и «еле ползающих» вагонах и, наконец, облегчённый вздох при виде разборки трамвайных путей и освобождения улиц от старомодного чудовища. Здесь главной была бы информация о том, как изменялись число сторонников «трамвайной теории» и степень приверженности ей, то есть история показателей «захвата» и «охвата». 3. Две эпохи социальной эволюции теорий3.1. Эпоха «захвата»Социальная эволюция теорий всегда предполагает максимизацию проникновения в «личные знания» их сторонников («захват») и максимизацию числа сторонников («охват»), но в разные исторические периоды эти две главные «цели» соотносились по-разному. До Нового времени, то есть примерно до Метатеория «неизменности» требовала от индивида сохранения устойчивой идентичности, определяемой его социальным статусом «по рождению» и присвоенной ему на всю жизнь. В античном и средневековом обществах в каждом индивиде уже в ходе первичной социализации глубоко укоренялась чёткая теория устройства общества и его собственного положения в этом обществе. Это были простые и ясные определения его прав, обязанностей, привилегий, ответственности и прочее, порождающие чёткие иерархические стратификации в виде разделения на племена, роды, кланы, касты, слои, сословия и так далее. Но, главное, одновременно усваивалась и метатеория «неизменности», которая придавала жёсткий и неколебимый характер всем ментальным конструкциям. Как следствие, те же свойства приобретал социальный порядок, так что изменить его можно было в первую очередь инструментами насилия. Социальная эволюция теорий происходила главным образом в «формате» столкновений, войн и восстаний, служивших основными средствами преодоления метатеории «неизменности» и расширения «охвата». Метатеория «неизменности» оказывала тотальное влияние на происходящее в мире теорий и обеспечивала не только устойчивость не только социального мира, но и всех теорий, составляющих «личные знания», — религиозных, политических, философских, повседневных и прочее. Ригидные конструкции «личных знаний» каждого индивида поддерживались укладом жизни, и, наоборот, долговременность и устойчивость уклада жизни были следствием тотального «охвата» метатеорией «неизменности», выполнявшей тогда роль парадигмы, или дисциплинарной матрицы в духе Т. Куна 24. Внедрением её в умы и обеспечением неукоснительного ей следования занимались специальные экспертные институты (жрецы, патриархи, мудрецы-идеологи, учёные и так далее), действовавшие в союзе с политическими и репрессивными институтами, которые дополняли силу теорий силой власти. На протяжении всего европейского Средневековья дисциплинарная матрица «неизменности» оставалась стабильной и включала в себя освящённый веками постулат своей стабильности 25. С переходом от язычества к христианству теория социальной стратификации «града земного» была подкреплена и закреплена теорией иерархического устройства «града Божьего» 26, учениями о бренности земной жизни, теорией органического строения общества (духовенство заботится о духовном здоровье, рыцарство охраняет, пахари кормят 27), приданием высшего статуса понятию «верность» 28 и так далее. Долгая история доминирования метатеории «неизменности» сформировала особый тип ментальности человека эпохи «захвата» 29 и предопределила специфику этой эпохи в плане социальной эволюции теорий — глубокий и зачастую пожизненный «захват» и низкую скорость «охвата». 3.2. Эпоха «охвата»Метатеория «неизменности», предопределявшая однозначность позиции индивида в богоустановленном социальном порядке и герметичность его «личных знаний, с XVI века стала терять в Европе доминирующие позиции в силу ряда исторических обстоятельств, среди которых наиболее важными были возникновение протестантства и книгопечатания. Учение Лютера и деятельность Кальвина не только поставили под сомнение многое из того, что ранее было несомненным, но и обозначили саму возможность сомнения в несомненном. Особенность ситуации состояла в том, что теория протестантства по определению претендовала на «охват», что проявлялось, например, в одном из её ключевых положений о переводе богослужения с латыни на родной язык верующих. Но, главное, её эволюция происходила в союзе с уже «вставшим на ноги» институтом печатного капитализма, занятого производством книг — этого недавно появившегося, но оказавшегося весьма доходным товара 30. Следом за разрушением постулата несомненности и формированием коммуникационной инфраструктуры печатного капитализма, которые стали необходимыми условиями эволюции теорий путём интенсивного «охвата», возникло также и достаточное условие: теория «свободы/равенства». Она развивалась и распространялась в трудах мыслителей Прямым и, пожалуй, главным следствием метатеории «свободы/равенства» стала теория «равной значимости мнений свободных людей» 32 и, как следствие, всеобщее право участвовать в принятии важных для общества решений, то есть теория «права голоса». Отсюда непосредственно следовал метод принятия решений в форме голосования и процедура подведения его итога по «правилу большинства» 33, которое, очевидно, является непосредственным воплощением принципа конкурентной борьбы в мире теорий, признавая «правильность» той или иной теории по её «охвату». Комплекс теорий «свободы/равенства/голосования/большинства» привёл к конструкции новой метатеории «охвата», создал огромное общество её вольных или невольных сторонников, называемое «западной цивилизацией» и обозначающее своё биографическое время как «Новое время» или «современность». С точки зрения доминирующего механизма социальной эволюции теорий начавшееся в Метатеория «охвата» особенно легко и широко «захватила» и «охватила» США, где общественное устройство создавалось «с чистого листа» переселенцами из Европы. Ещё в Эта индивидуалистская форма 35 теории «свободы/равенства» — эквивалент теории «рынка», возникшей в XVIII веке (прежде всего в трудах Адама Смита). Её суть состоит в том, что каждый человек производит для других людей некий продукт (товары, услуги, теории и так далее) И каждый такой производитель получает оценку своей деятельности на основе голосования получателей (потребителей), но не через подачу голосов, а через готовность платить за продукт своими продуктами (или деньгами как их эквивалентом) 36. Теория «рынка» гласит, что в «охваченном» ей обществе каждый производитель, стремясь к более высокой оценке своего продукта, будет волей-неволей стараться производить тот продукт, который имеет более широкий «охват» потребителей, то есть общественно-полезный продукт. Интегральная общественная полезность всех производителей будет повышаться, и, значит, общество будет развиваться позитивно (теория «роста»). Очевидно, что общественное устройство, пронизанное явными или неявными голосованиями и, как следствие, явными или неявными рефлексиями каждого о мыслях других, — это особое устройство, в нём социальная эволюция и институционализация теорий происходят при полном преобладании механизма «охвата», который, собственно, и направляет эту эволюцию («невидимая рука рынка»). В континентальной Европе теория «свободы/равенства» развивалась по другой — коллективистской — ветви социальной эволюции под влиянием идей Независимо от радикальных различий коллективистских и индивидуалистских плодов социальной эволюции теории «свободы/равенства» имманентными их свойствами были социальные институты, обеспечивающие «охват». Именно поэтому в эпоху «охвата» доминирующие теории превратились в особую — агрессивную и резистентную — «форму жизни» теорий, а именно в идеологии. А что же теория «неизменности?» Утратив в эпоху «охвата» статус метатеории и дисциплинарной матрицы, она всё же сохранилась и эволюционировала в консервативные теории и идеологии. Они противостоят воплощениям метатеории «свободы/равенства» 40, но проигрывают в конкурентной борьбе — несмотря на обновление и стремление использовать особые социальные институты эпохи «охвата», прежде всего институты репликации теорий. 3.3. Институты репликации теорийДоминирующая метатеория эпохи — это фундамент, на котором выстраивается «многоэтажное здание» частных теорий, разверстывающих метатеорию и определяющих рамки профессиональных и повседневных практик людей. Большинство людей обитает на верхних этажах этого «здания», часто не догадываясь о том, что общепринятые, привычные и несомненные для них теории порождаются и предопределяются нижними этажами. Именно на верхних — всегда недостроенных — этажах «здания теорий» это большинство наблюдает, как возникают, конкурируют и стремятся к институционализации разные теории. Но только некоторые спускаются вниз — к «основам» и принимают участие в происходящей там борьбе теорий «нижнего уровня», которая никогда не останавливается, хотя и идёт медленнее, чем «наверху». Над этажом метатеории «охвата» за исторически короткий период надстроены несколько специфических этажей, успевших стать вполне оформившимися социальными институтами. Некоторые из них — это перестроенные и неузнаваемо модифицированные институты прошлых эпох (семья, государство, выборы, материальное производство, науки, религии и прочее), но есть и такие институты, которые возникли в эпоху «охвата» и присущи только ей. Они создают и организуют практики, поддерживающие сам процесс «охвата» для любых теорий, которые обращаются к ним через своих приверженцев за этой «услугой». Точно так же, как институт транспортных перевозок обслуживает институты производства, торговли и так далее, для обслуживания производителей теорий существуют медийные институты, то есть институты-посредники, доставляющие теории до адресатов, точнее до «личных знаний» адресатов, так как именно в этом состоит главная цель «охвата». В этом смысле масс-медиа-институты (пресса, радио, телевидение, Интернет и так далее) и масскульт-институты (книги, аудио- и видеозаписи, кино, шоу и тому подобное) правильно называть не средствами массовой коммуникации, а средствами массовой репликации теорий (СМР). Они оказывают теориям (уже институционализованным или стремящимся к этому) особый вид услуг: обеспечение «охвата», позволяющего решить главную задачу теорий-заказчиков — выживания в конкурентной борьбе с другими теориями. Медийные институты образуют особое и относительно автономное поле (в духе П. Бурдьё), которое можно назвать полем «репликации теорий». Внутри этого поля идёт ожесточённая конкуренция и происходит эволюция теорий, объясняющих, как более эффективно оказывать «фирменные» услуги по обеспечению «охвата» другим институтам (политическим, экономическим, научным, культурным и так далее). Это означает, что сами медийные институты стремятся обеспечить максимальный «охват» теориям «самих себя», создать мощные отряды сторонников именно их «услуг». Недаром адепты всех медийных институтов так болезненно переживают сведения об их реальном «охвате» (числе зрителей телепередач, тиражах книг, посещаемости интернет-сайтов, наполняемости кинозалов и прочее). Ведь от того, какой «охват» у институтов, обеспечивающих «охват» другим институтам, зависит уровень спроса на их услуги. Очевидно, что интересы институтов-заказчиков и институтов-исполнителей совпадают: и те и другие работают на «охват», и это создаёт удивительный симбиоз: политики, чиновники, бизнесмены, учёные стремятся попасть «в телевизор», а телевизионщики, радийщики, газетчики стремятся заманить их к себе. Политик может говорить, что «народ» должен знать правду, а журналист заявлять, что его долг — всем предоставлять слово. Но на самом деле оба они — рупоры своих институтов, заинтересованных в том, чтобы как можно больше людей признали лидерство этих институтов на соответствующих конкурентных площадках в мире теорий. Поэтому эти адепты метатеории «охвата» так разительно похожи друг на друга. Было бы неправильно разделять поле «репликации теорий» на сегменты по техническим способам доставки теорий адресатам, как это делается обычно. Гораздо существеннее различение институтов этого поля по их догмам и, соответственно, специализации их персонала. В этом смысле явно разными являются институты новостей, ток-шоу, триллеров, мелодрам, комедий и юмора, рекламы, прогнозов погоды и так далее. Каждый по-своему доказывает свою эффективность, то есть продвигает теорию «самого себя» и в то же время предоставляет другим институтам специфические услуги по «охвату». Так, институт «новостей» не только работает на политические, экономические и прочие социальные институты, но добивается «захвата» и «охвата» для своей теории, которая может состоять в том, что «современному человеку стыдно не быть в курсе происходящего», что «самые свежие новости — самые важные», и так далее. 3.4. Институты саморефлексии теорийВ эпоху «охвата» каждый человек (точнее, его «личные знания») становится ареной борьбы множества различных теорий 41, и Одним из методов таких исследований является метод выборочного опроса. Он универсален, так как применим практически для любых теорий, но, главное, работает в тех случаях, когда иного пути для выяснения, что думает, знает, хочет индивид, просто нет. «Опросная» работа — естественный и неотъемлемый компонент эпохи «охвата», и неудивительно, что она сопровождается конкурирующими и стремящимися к институционализации теориями о том, как эту работу выполнять. Если медийные институты обеспечивают репликацию теорий, то институты опросов регистрируют процессы репликации и трансформации, которые они вызывают в мире теорий. Опросы составляют важную часть поля «саморефлексии теорий», функционально необходимого именно в эпоху «охвата». Результаты опроса всегда вызывают повышенную эмоциональную реакцию, так как касаются главной ставки конкурентной борьбы между теориями — «охвата». Отсюда высокая напряжённость дискурса, связанного с опросами. Особым вниманием пользуются опросы относительно теорий-идеологий (по традиции называемые «опросами общественного мнения»), так как в силу доминирующей метатеории «свободы/равенства/голосования/большинства» они интерпретируются как аналог привычных для эпохи «охвата» процедур референдумов и выборов. Но если теория референдума — это теория волеизъявления, то самая ходовая теория опроса — это теория измерения, подразумевающая, что опросы — это «измерения мнений», аналогичные, например, физическим измерениям. Поэтому дискуссия о результатах опросов обычно разворачивается вокруг «правильности» измерений. И аргументы приводятся примерно такие: «не там измеряли» (не тех опрашивали), «не так измеряли» (неправильные вопросы), «не то получили» (неверные выводы), «так нельзя измерять» (применение опроса — некорректно), «измерение подделано» (опрос оплачен заказчиком), «предмета измерений не существует» (опрос бессмыслен). Этот перечень — с добавлением важной, но малоизвестной позиции: «опросы — это не измерения», — задаёт структуру обсуждения роли и места институтов опросов в эпоху «охвата». Такое обсуждение — особая и очень важная тема. Дело не только в том, что институт опросов — плоть от плоти эпохи «охвата», и не в том, что он берёт на себя функцию очень важного ритуала этой эпохи 42. Гораздо важнее то, что только опросы, пожалуй, дают возможность переходить от умозрительных разговоров о социальной эволюции теорий к выяснению, что же «реально» происходит в мире теорий и, следовательно, к пониманию сущности эпохи «охвата». |
|
Примечания: |
|
---|---|
|
|