Олег Игоревич Генисаретский ( |
|
Полемика о либерализме и его перспективах на российской почве ограничивается, как правило, социологическим, политическим или культурно-историческим кругом соображений. При этом обходится вниманием вопрос об антропологических предпосылках либерализма и, тем самым, теряется возможность отслеживать и промысливать исторические изменения этих предпосылок, влияющих как на понимание либеральных ценностей, так и на его историческую судьбу. Не лишним будет вспомнить считающееся самоизвестным: либерализм имеет дело с основополагающей ценностью европейской культуры — свободой, относящейся к предельному для культуры горизонту ценностей самоценного существования. «Кто ищет в свободе чего-либо другого, а не её самой, — пислал Токвиль после 1789 года, — тот создан для рабства». Но и ценности имеют свою судьбу. Аксиологические константы и культурная идентичность мыслимы и осуществимы лишь на фоне ценностных изменений и культурных трансформаций. Это припоминание — не дань традиции. Оно более чем уместно в контексте интересующих нас ценностных изменений и культурных трансформаций, достаточно внятно манифестировано в актуальном ныне аксиологическом и политологическом дискурсе. Это, во-первых, дискурс свободопользования и политики в области свободы (в частности, политики прав и свобод человека) 1. В практическом отношении значимым для состояния либерализма полагается процесс активной политизации одних сфер жизни (например, культуры, университской среды, природо-, право- и мирозащитной деятельности), и, напротив, деполитизации других (что ещё совсем недавно имело место в отношении семейных, гендерных или сословных институтов, вновь активно политизируемых сейчас). Процесс этот выражает постоянное перераспределение свободной деятельности, её перетекание из одних сфер жизни в другие, тяготение друг к другу тех её секторов, в которых потенциал свободопользования достаточно велик. Собственную функционально-аксиологическую цель этого процесса можно видеть в поддержании и увеличении потребного обществу уровня практически доступной свободы, в освоении новых форм свободопользования (или — для супостатов либерализма — в понижении его уровня и блокировании его новых форм). Политика в области свободы суть тем самым усилия по управлению процессом политизации/деполитизации, притом, что первая отнюдь не всегда приводит к росту свобод, а вторая — к их умалению. Во-вторых, это дискурс замыкающего ресурса развития. В ходе того, как информационное общество, основанное на информационно и интеллектуально емких технологиях, становится практически-значимой реальностью, в качестве замыкающего ресурса развития начинает выступать «человеческий капитал», в составе которого учётными объектами прежде всего считается уровень образования (знания) и квалификации (умения). Как и всякий значимый ресурс, человеческий капитал становится фактором, определяющим страновую и международную стратификацию, которой всегда сопутствует символическая и политическая борьба, и которая — рано или поздно — начинает быть источником социально-политической напряжённости. Связанная с новым замыкающим ресурсом тенденция развития определённо обозначена Ф. Фукуямой: «расслоение внутри общества на основе уровня образования и профессиональных навыков приводит к новому виду социальной напряжённости и потенциально — к напряжённости международной … к переделу власти на планете, но уже не по политической модели, а по уровню культуры» 2. Возвращаясь вновь в наш российский контекст, заметим что типологически близкие к концепции человеческоого капитала социологические конструкции обсуждались у нас в недавнее время в связи с дискуссиями о возможных субъектах ожидаемого общественного развития, а также о целях и смыслах нового отечественного предпринимательства. Отмечу лишь одну из линий этого обсуждения, дающую повод высказаться о социальной форме стратификации относительно капитализируемых человеческих ресурсов. Что касается вопроса о субъектности развития, то он, как водится, обсуждался в социально-морфологическом ключе, то есть как вопрос о той социальной группе, которая де способна быть движущей силой развития, «локомотивом истории». С оглядкой на разные социологические традиции в качестве таковых групп назывались пролетариат, бюрократия (=номенклатура), инженерное и управленческое сообщества … и так далее (список открыт). В либерально-демократической мысли роль такой группы, как правило, отводится предпринимателям. Первое, что следует отметить по этому поводу, так это — пережиточный привкус социологического натурализма (мысли per corpore), казалось бы давно преодолённого. Причём, в рамках социально-морфологической точки зрения ударение делается не на специфических социальных функциях рассматриваемых групп, а на их социально-мобилизационном потенциале, то есть способности участвовать скорее в политическом, чем в социально-экономическом процессе. В отличие от этого подхода, ряд авторов идентифицуют функцию предпринимательства не просто как способность к нововведениям, созданию новых потребительских качеств, объектов или ситуаций, а как такую способность, которая реализуется благодаря использованию нового типа знаний и квалификаций. При этом важным считается то обстоятельство, что современный предприниматель в своей практике фактически уже преодолел границы экономического подхода. «Отказываясь от жёсткой фокусировки на одном типе ресурсов — финансовом, он вводит ряд различных … замыкающих факторов — интеллектуальных, деятельстных, социально-психологических, культурных, экологических» 3. Ведущими из них являются знания и квалификация, эпистемологические и квалификационные стратегии, которые выступают как рамки для будущей деятельности, задающей её границы и возможности. Добавим ещё — и типику её рациональности, её специфическую функциональность и, говоря языком старой политэкономии, её «натуральную форму», то есть порождаемую ей потребительскую ценность. Опора на эпистемологические и квалификационные стратегии приводит к совершенно особой постановке вопроса о социальной форме реализации так понятой предпринимательской деятельности. По моей социологической интуиции эта форма, будучи строго функциональной (и притом функциональной в эпистемологическо-квалификационном смысле), не может и не будет иметь стационарных социально-морфологических параметров. П. Г. Щедровицкий пишет по этому поводу, что «современное общество стратифицировано … по отношению к знаниям о способах и формах использования этих (Рамочно-знаниевых. — Прим. авт.) условий деятельности и её технических средств». То же самое можно было бы повторить и в отношении квалификации. Цитируемый автор выделяет особую категорию носителей описанной им функции, именуя её «популяцией интерлокеров» и наделяя их ответственностью за выработку: новых рамок мышления и деятельности, новых эпистемологических (и квалификационных) стратегий и новых каналов распространения и использования знаний (и квалификации). Задавшись вопросом о социальной форме интерлокерства, мы можем сказать, что ей скорее отвечают не стационарные, морфологические, а виртуальные группы, складывающиеся и распадающиеся по мере необходимости решения той или иной задачи. Теперь, высказавшись о специфике стратификации относительно знаний и квалификации, сохраняющей силу применительно к любым капитализируемым человеческим ресурсам, мы можем обратиться к ещё одному элементу человеческого капитала, до сих пор остающемуся в тени социологической и политологической рефлексии, а именно — к психологической компетенции человека. Тем самым мы обращаемся к ещё одному изменению актуального дискурса о свободопользовании и политики в области свободы — к измерению психопрактическому и культурно-психологическому. Становлению развитых постиндустриальных обществ сопутствует фундаментальная, на наш взгляд, культурно-антропологическая трансформация, которую Осторожное заглядывание Юнга в нашу современность можно считать сбывшимися. Для культуры развивающихся постиндустриальных обществ сегодня характерно публичное признание такой стратегии актуализации личностного начала в человеке, как психопрактики личностного роста 5. Целью их является культивирование телесной и эмоциональной восприимчивости, диалогового межличностного общения, развития творческих способностей, опыта личностной самореализации (во всех значимых секторах приватной и публичной жизни), словом как раз тех навыкновений души, что составляют востребуемую ныне психологическую компетенцию. Эти психопрактики уже сегодня имеют достаточно развитую институциональную инфраструктуру в виде движений (одно из них имеет показательное имя «движения за челолвеческие возможности»), профессиональных ассоциаций гуманитарно-психологического профиля, разветвлённой сети психологических институтов, консультаций и групп, потока специальной литературы и сообщений в каналах массовой информации. Интеллектуальным обеспечением этих психо-практик является цикл «альтернативных» (а теперь уже и академичкских) дисциплин, объединяемых чаще всего под общим названием гуманитарной психологии и психотерапии. Для психопрактик личностного роста характерна перспективная тенденция к синтезу концепций и техник, относящихся к традиционной психологической культуре разных эпох, регионов и народов, с одной стороны, и современных научно рационализированных и экспериментально реализованных психотехник, с другой. Широкое распространение этих психопрактик уже само по себе свидетельствует о капитализации тех человеческих качеств, той субъективности, которые производятся с их помощью (цена на психологические услуги весьма высока, рынок их энергично диверсифицируется, что даёт немало поводов для уничижительной критики психбизнеса). И тем не менее публичное признание значимости психопрактик личностного роста можно считать состоявшимся. Выражается оно, среди прочего, в том, что культивируемые в них ценности телесной, душевной и духовной жизни фактически интегрированы в число базовых ценностей постиндустриальной цивилизации и обращаются в ней в качестве аксиом её культуры. Так вот я утверждаю, что вычленение психологической компетенции, как одной из составляющих человеческого капитала, — в виду направленности психопрактик личностного роста на достижение более высоких степеней свободы чувствования, выразительности, мышления и воображения, большей спонтанности и креативности, — по меньшей мере свидетельствует об изменении антропологической подосновы либерального умо- и жизнеустроения, о проявленности особой, если угодно, «новой» культурно-ценностной перспективы либерализма, заслуживающей самого пристального внимания (в том числе в социологическом и политологическом наклонениях). Поскольку на этой конференции уже прозвучал — из уст Б. Г. Капустина — вопрос о судьбе либерализма в постмодернистскую эпоху, позволю себе ещё некоторое время остановиться на тех особенностях психопрактик личностного роста, которые впрямую корреспондируют с постмодернистской культурной практикой. Во-первых, в терминах и понятийных конструкциях гуманитарной психологии концептуализируются как традиционные (фольклорные, конфессиональные, обыденные), так и современные, научно-рефлектированные психопрактики. Тем самым происходит «инвестирование» самых разных традиций психологической культуры энергиями культуры современной, что приближает их к сегодняшнему жизненному и творческому опыту. В психологическую компетентность включается способность личностно переживать и сознавать факты (состояния и события) иных, часто весьма далёких от европейской психологических культур. Во-вторых, крайне важен опытный и поисковый, а по сути проектный залог гуманитарных психопрактик. Речь в них идёт именно о «попытках», «опытах», «упражнениях», о том, что совершается в порядке психологического (по аналогии с мыслительным) эксперимента, духовно-практически, а не вербально или концептуально. Принаждлежность психопрактик к области практического, а не теоретического, проектирующего, а не познающего разума, — ещё один аргумент в пользу ценности психологической компетентности. В связи с этим уместно прибегнуть к такому сравнению: современные гуманитарные психопрактики состоят к традиционной и научной психологии в том же самом отношении, в каком художественный авангад состоит к традиционному и классическому искусству. Психические деятельности в этих практиках, с одной стороны, артифицируются, то есть становятся особыми усилиями, занятиями или искусством (почему и возможно говорить о специфической психологической компетенции), а с другой, приватизируются, то есть становятся достоянием человека в качестве индивидуальности, а не члена какого сообщества (как носителя коллективной психологической культуры). И то, и другое, кстати сказать, свидетельствуюет об обретении свободы в отношении души, наглядно конвертирующейся со всеми иными человеческими свободами. В-третьих, что в контексте либеральных ценностей также немаловажно, гуманитарные психопрактики есть движение за гуманизацию психосферы и тем самым оно обнаруживает отчётливую связь со свойственной подлинному либерализму гуманистикой. Наконец, в-четвёртых, гуманитарные психопрактики работают в расширенном межкультурном контексте, в презумпции Гетеродоксии и потому они открыты самому различному, если не сказать любому символическому опыту. Но пожалуй ярче всего постмодернистский характер гуманитарных психопрактик проявляется в их оринтации на субличностные психические реальности. Это обстоятельство наинаиболее важное и, на мой взгляд, оно требует особого внимания. Вслед за диалогическими концепциями межличностных и культурных коммуникаций, за психодраматическими и социально-психологическими концепциями ролевого взаимодействия в современной (постмодернистской) культуре широкое распространение получила концептуалистика «частей личности», «субперсональностей», восходящая к представлениям К. Г. Юнга о персонификации автономных психических комплексов. Этот переход сравним по значению с перемещением интересов биологии с клеточного — на молекулярный, атомный и даже субатомный уровени. Речь идёт о микроструктурах личностной самореализации, идентифицируемых в терминах «субличностей» (а также «субмодальностей» сенсорного, аффективного и когнитивного опыта) и выражающих общую тенденцию культуры к «микроминиатюризации» деятельности. Это те реальности постмодернистской психопрактики, в которых «части личности» впрямую, — минуя уровень целостной личности, «самости», — наделяются культурными значенями и функциями. В культурную (и прочую средовую) работу впягаются именно субличности, тогда как целостность, обычно именуемая личностью, лицом, ликом человека, становится более свободной для самобытия, самопереживания, самомышления и самодействия. Что это как не ещё один ресурс свободопользования? Следует отметить, что если пионеры психоанализа (и первое поколение их последователей) занимались конструированием типовых, до всех относящихся структур личности, в которых процесс психической диссоциации, «умножения лиц» охватывался обязательными «инстанциями», то современые нам психологи и психотерапевты предпочитают иметь дело с произвольными, порорждаемыми или выбираемыми композициями частей личности, открыв тем самым — для себя и для нас — пространство проективной, творческой работы интивидуации, личностного роста и развития. Следующим шагом в этой гуманитарной интервенции стала концептуалистика виртуальных реальностей. Сюжетно-иконические контакты с возможными мирами воображения индуцируют такого рода состояния сознания/воли, для которых виртуальность, то есть случаемость, бытие-в-событии, есть не только способ проживания, но сама суть дела. Это случаемость самосвязанная и самоотражённая, заставляющая говорить о виртуальности как о событии-в-событии, о свободе событийности, которой нельзя обладать, которой нельзя принадлежать, в которой можно лишь сбываться. Опыт контактов с возможными, виртуальными мирами заставляет задаться вопросом о том реальна или иллюзорна целостность личности в актуальном пространстве/времени. Реализуясь в различных средах и потоках жизне- и мыследеятельности, в различных жизненных мирах, человек оказывается то меньше самого себя (отыгрывая сценарий Отмеченная виртуальность жизненного пути — и симбиотического ему образа жизни — питает интерес к таким состояниям самосознавания/самопроизволения, к таким событиям самоотношения, самомышления, самоценности и самобытия, которые — в силу их возможенности и виртуальности — порождаются как анонимно-приватные, но «хотят» и «грезят» стать имеющими имя и лик, стать личностно выраженными, духовно переживаемыми, причём не в качестве приватнымх, а в качестве интимных. Если уместно сегодня проговорится о культуре во всех возможных мирах, то это будет постневротическая и постаутическая культура свободы-в-событии, культура автопоэзиса и процептивной виртуальности. Самое важное для капитализации психической компетенции в концепции автопоэзиса — это внимание к коэволюции, параллельному и взаимосвязанному протеканию процессов личностного роста и развития, с одной стороны, и процессов творческой, креативной деятельности (в любых областях практики), с другой. Кристаллизовавшиеся вокруг идеи автопоэзиса концепции о самопорождающихся реальностях (в природе, обществе или мире мысли), об автореферентности и рефлексивности, самотрансценденции и так далее, лишь фон, на котором реализуется та или иная психопрактическая фигура автопоэзиса (с непременным для гештальпсихологии допущением о конверсии всех фонов и фигур). Согласно концепции автопоэзиса, каждый шаг творческой, креативной деятельности есть вместе с тем и шаг личностного роста и развития. Их общей опорной точкой является та или иная идентифицированная, то есть воспринятая и принятая сознанием/волей субличность, любое персонифицируемое в психодраме воображения состояние или событие, сколь бы виртуальными они ни были. Состояния и события при этом не только принимаются, но и авторизуются, а проявляющиеся при этом жизненные миры, с их особыми пространственностями и «временностями», также оказываются неминуемо авторскими (=проектируемыми) и доступными нам в качестве персонажей предложенной воображением психодрамы (коль скоро мы принимаем их себе в удел, а они принимает нас). Автопоэзис связывает единством авторизованной психической реальности все вышеназванные составляющме человеческого капитала — и знание, и квалификацию, и психическую компетенцию. Это такой уровень душевной развитости, который пока выходит за пределы того типа рациональности, что связана с концепцией человечского капитала. Однако, на мой вкус, о нём стоило упомянуть, поскольку установка на автопоэзис естественным образом проявляется из психопрактик личностного роста, уже подвергшихся капитализации. А как показывает опыт, поскольку некая ценность появляется и признаётся в качестве таковой, так ей до рынка — рукой подать. Вернувшись теперь к высказанным ранее соображениям о виртуальной стратификации и включив в число замыкающих ресурсов, наряду со знанием и квалификацией, психологическую компетентность, мы приходим к концепции внутренней экономики культуры, развиваемой, в частности, Б. Гройсом 6. Характерная для современной культуры тотальная и неостановимая «переоценка ценностей … есть прежде всего экономическая, коммерческая, торговая операция с ценностями, которая подчинена общей логике современной цивилизации». Следует отметить, что речь у автора этих слов идёт о внутренней, собственной экономике культуры, о том, как в условиях достаочно далеко зашедшей капитализаци человеческих ресурсов экономика из культуры рождается и ей держится. В виду важности для завершения моего затянувшегося экскурса этой перспективы позволю себе ещё несколько цитат. Инновационная культурная деятельность Как бы ни относится к этой гуманитарной интервенции в экономику, в отношении капитализируемых современностью человеческих ресурсов приведённые суждения Б. Гройса, как мне представляется, вполне реалистичны. В заключении мне вновь хотелось бы венуться к вопросу Б. Г. Капустина о судьбе либеразизма в постмодернистскую эпоху, но на этот раз с той его стороны, которая относится к возможности продолжения — в этих экзотических условиях — той этической традиции, которая составляла культурно-антропологическую подоснову раннего европейского либерализма. Названные ранее формы виртуальной стратификации относительно знаний и ценностей (с точки зрения модальной методологии соответствующих категориям действительности и возможности) могуть быть дополнены аналогичной стратификацией относительно норм, прежде всего этических (соответствующих модальной категории необходимости). Не ограничиваясь этой категориальной дедукцией, я смею утверждать, что в современной культурной и социально-политической практике и в самом деле имеет место достаточно далеко уже зашедшая диверсификация этик, которые по аналогии с дифференциальными эстетиками А. Ф. Лосева можно было бы назвать дифференциальными или фокальными субъэтиками. Среди них достаочно развитыми и описанными являются прежде всего экоэтика, биоэтика, этика «политической корректности» и другие производные от очерчивающейся ныне гуманитарной этики. Так вот я высказываю утверждение, которое — осторожности ради — назову гипотетическим, что развёртывание того «расширенного порядка», включающего в себя этические нормы, социальные институты и традиции, о котором писал Ф. Хайек, не является непрерывным в историческом времени. Таковым оно могло бы считаться, да и то с известной долей методологической условности, лишь на этапе наивного и рефлектированного традиционализма, конец которого — в отношении литературы — С. С. Аверинцев датировал примерно серединой ХIХ века. И даже учитывая асинхронность развития отдельных областей культуры, более или менее очевидно, что с приходом на смену рефлектированному традиоционализму сначала «жёсткого» и «сильного» наивного авангарда, а затем более «мягкого» и «слабого», по терминологии Г. Г. Курьеровой, и рефлектированного постмодернизма мы имеем теперь дело с иным, чем в предшествующие времена механизмом переоценки ценностей и «негативной адаптации к традиции» (термин Б. Гройса). Применительно к этической традиции эта переоценка ценностей и негативная адаптация даёт о себе знать в производстве (и последовательной диверсификации) различных фокальных субъэтик и виртуальной стратификации в отношении отрабатываемых ими ценностей. Введя в рассмотрение представление о этической рецептивности общества (или Итак, согласно нашим выкладкам, судьба либеральных ценностей и самого исторического эксперимента под названием «либерализм» — в условиях прогрессирующей капитализации человеческих ресурсов и стратификаци относительно знаний, квалификации и психологической компетенции — впрямую зависит от той или иной культурно-антропологической перспективы развития. И уже совсем в заключение приведу слова А. В. Соболева, сказанные им на конференции «Евразийская перспектива»: «главная опасность для России … состоит в том, что она может стать свалкой не только промышленных, но и социальных отбросов, может стать местом обитания, так сказать, «отбросов человеческого материала» (не столько даже автохтонных, сколько мировых) 7. О том, почему и как это будет не так, я надеюсь высказаться в следующий раз. |
|
Примечания: |
|
---|---|
|
|