Дейл Пескин, содиректор, и Эндрю Начисон, директор Медиа-центра при Американском институте прессы (The American Press Institute) в Рестоне (штат Вирджиния). Центр представляет собой некоммерческую информационно-аналитическую организацию, которая ставит своей целью способствовать формированию более осведомлённого общества во взаимосвязанном мире. Эксперты считают, что отношения между традиционными средствами массовой информации и гражданами меняются и в результате возникает новое явление, которое они называют «Мы-Медиа» (We Media). Эти трансформации в журналистике позволяет выпускать, анализировать и распространять новости и информацию через социальную сеть Интернета в человеческих сообществах, которые географически могут отстоять далеко друг от друга, но технологически оказываются тесно связаны. |
|
Новые технологии создают новые медиа, которые, меняя способы распространения и потребления информации, радикальным образом преобразуют использование информации обществом. Инновации в информационных технологиях перенесли мир в эпоху демократических СМИ, когда почти каждый человек может немедленно получить доступ к новостям и информации и стать создателем и участником того или иного журналистского замысла. В результате новости теперь распространяются нетрадиционными способами с непредсказуемыми последствиями. Как влияют цифровые СМИ на наши знания и способы их получения? Как ведут себя авторы и хранители историй, когда журналистом, издателем или архивариусом может стать любой человек? Каковы последствия этого для нашего глобального общества? Все эти смыслы включает понятие «Мы-Медиа», которое Медиа-центр изобрёл четыре года назад для описания зарождающегося феномена глобального доступа к содержанию информации из бесконечного множества источников, содержанию, которое предполагает участие граждан в создании новостей и информации, оказывающих влияние на общество. Одно из проявлений — поисковая система Google. Её миссия состоит ни больше, ни меньше в том, как организовать мировую информацию, то есть дать возможность людям упорядочить мир, в котором они живут. Люди получают возможность искать, находить информацию, которая отражает их личные предпочтения, и действовать соответствующим образом. Личный доступ к новостям и информации больше не определяется влиятельными институтами, наделёнными властью или богатством, чтобы доминировать в сфере распространения. Ещё одно проявление — блоги. Эти виртуальные дневники позволяют формулировать идеи и соединять людей по всему миру. Такие сайты, как Global Voices, собирают истории и мнения рядовых граждан, которые рассказывают от первого лица об уникальных ситуациях, сохраняя самобытность своей культуры. Их сила столь убедительна, что в Интернете созданы такие сайты, как Technorati, для отслеживания более 25 миллионов блогов — и это только около четверть электронных журналов в «блогосфере». Третье проявление — развитие международных спутниковых каналов. Демократизация средств массовой информации открыла эфирные волны для культур повсюду. Используя недорогие цифровые технологии и спутниковое распространение, более 70 международных каналов пересекают границы, неся во все концы планеты новости для самых разных людей и с самых разных точек зрения. Финансируемая правительством компания BBC создала Британскую империю нового типа с сотнями каналов и сайтов, охватывающих 100 миллионов человек по всему миру и переводимых на 43 языка. Телеканал «Аль-Джазира» (Al Jazeera) отстаивает свободу массовой информации и влияет на арабскую мысль в нестабильном и бурном регионе. Стремясь расширить своё влияние, «Аль-Джазира» начала в 2006 году передавать новости круглосуточно на английском языке. Словосочетание «Мы-Медиа» также охватывает повсеместное распространение личных информационных устройств, стимулирующих самое мощное средство связи — устное слово. В конце 2005 года более двух миллиардов человек — почти треть населения Земли — имели сотовые телефоны. Каждый год в мире продаётся почти 800 миллионов новых сотовых телефонов. По оценке, к 2008 году 600 миллионов человек смогут запечатлевать события цифровыми камерами, многие из которых будут встроены в сотовые телефоны. С помощью этих устройств формируется «поколение глобального контента», поколение, которое имеет беспрецедентную возможность создавать содержание передаваемого, производить информацию, обмениваться ей и участвовать в реальных событиях в реальном времени, в тот момент, когда они происходят. Глобальные сети позволяют людям размещать новости, мысли, идеи и изображения где угодно и когда угодно. Таким образом проявляется самая существенная особенность «Мы-Медиа» — участие. Каждый причастен к сюжету. Каждый оказывает влияние. «Мы-Медиа» отражают кардинальные изменения в отношениях между традиционными звеньями в цепочке шагов, ведущих к опубликованию информационных материалов. Это совершенно новое явление в индустрии новостей. Ни редакционный надзор, ни журналистский график практически не определяет решений в отношении публикаций. Вместо этого они являются результатом многих одновременно распространяемых разговоров, которые либо расцветают, либо быстро иссякают в социальной сети Интернета. Гражданин или группа граждан, принимающих участие в процессе сбора, передачи, анализа и распространения новостей и информации, соперничают с редакциями и работающими в них журналистами. Но намерение и у тех, и у других остаётся одним и тем же: предоставление независимой, достоверной, точной, разнообразной и актуальной информации, которой требует демократия. Некогда находившиеся на обочине традиционной журналистики, «Мы-Медиа» стали феноменом, который нельзя игнорировать. В этот процесс вовлекаются сообщества, предприятия, государственные учреждения, аналитики, независимо работающие журналисты, обозреватели, факультеты журналистики и даже сами новостные организации. Проекты разрослись по всем основным СМИ. Но все они происходят из единого истока — уникального опыта сайта Oh My News в Южной Корее, который объединил десятки тысяч граждан-репортеров в технически продвинутой стране, где в политическом дискурсе часто доминирует одна проблема. Через три года после его запуска Oh My News ставят в заслугу свержение правительства и подрыв власти корейских «медиа-баронов». Древняя журналистская профессия переживает редкий исторический момент, когда впервые её гегемонии в доступе к новостям угрожают новые технологии и конкуренты, а также сама аудитория, которую она обслуживает. Эти тенденции породили серьёзные дебаты о ключевых ценностях журналистики. Безусловно, журналистика сейчас Может ли каждый гражданин быть репортёром? Многие традиционные журналисты отвергают самодеятельных журналистов, особенно блогеров, характеризуя их как заинтересованных только в самих себе, неумелых любителей, которые не следуют профессиональным стандартам проверки фактов, беспристрастности, взвешенности и объективности. И, наоборот, многие блогеры смотрят на основные СМИ как на высокомерный эксклюзивный клуб, который ставит свой собственный интерес и экономическое выживание превыше ответственности свободной прессы перед обществом. Чего не понимает большинство традиционных журналистов, так это того, что, несмотря на отсутствие квалификации или журналистской подготовки у участника процесса, редакторским механизмом служит сам Интернет. Разница в том, что мнение редакции высказывается на полях, часто постфактум, а не заранее. В этой информационной экосистеме граждане полагаются друг на друга при передаче, распространении и исправлении излагаемого материала. Материал больше не ограничен сроками или графиками распространения. Вместо этого он органичен, проходит через многочисленные медиа-трансформации, меняясь на ходу. Материал не принадлежит никому, кроме аудитории. Гибкость этого подхода делает больший упор на публикацию информации, чем на отсев. Разговоры происходят в сообществе у всех на виду. Напротив, традиционные СМИ настроены на отбор информации до её публикации. Редакторы и репортёры сотрудничают, но дебаты не открыты для общественного контроля или участия. Наиболее очевидными различиями между самодеятельной и традиционной журналистикой являются структуры и организации, в рамках которых они существуют. Традиционные СМИ создаются иерархическими организациями, построенными на коммерческой основе. Их бизнес-модели ориентированы на прибыль, получаемую от рекламы. Они ценят жёсткий график, рентабельность и честность. Сетевые сообщества, которые ценят диалог, сотрудничество и равенство выше прибыли, создают самодеятельную журналистику. Она не показывает признаков того, что ей требуется прошедший классическую подготовку журналист в роли ведущего или посредника. Многие блоги, форумы и виртуальные сообщества эффективно функционируют без такового. Некоторые считают, что подрыв традиционных схем потребления и распространения информации, совершенный цифровыми СМИ, является несколько более серьёзным явлением, чем просто экономическое потрясение, порождающее краткосрочную панику в информационных компаниях и создающее новые деловые возможности для следующего поколения коммуникационных гигантов. По этому сценарию, на смену местным газетам, телевидению, радио и издателям журналов в качестве главных хранителей информации приходят такие компании, как Google или Yahoo!. Но тезис о доминировании в обществе, где царствуют коммуникации, устаревает. Люди обладают беспрецедентной властью над тем, как и когда они получают доступ к информации и с кем они ей делятся. В этом смысле цифровые СМИ по сути своей подрывают интересы любого института, основанного на власти и контроле. Наши знания, информация, которую мы можем получать, некогда зависели от того, где мы живём. В современном обществе, где глобальные кочевники хорошо связаны друг с другом, наш социальный капитал может расти через огромные личные электронные сети, охватывающие весь земной шар. «Мы-Медиа» — это сила, которая вскоре может превзойти влияние институтов, контролирующих новости и информацию. Она предлагает возродить в наших медиа подлинный голос личности, существующей в условиях своей самобытной культуры. |
|