Анатолий Альфредович Пископпель — российский психолог, философ, методолог, редактор и издатель научной литературы, один из основных биографов, соредактор и соиздатель трудов | |
История становления инженерной психологии в нашей стране насчитывает уже 20 лет, однако ещё и сейчас нельзя с полным на то основанием утверждать, что эта дисциплина окончательно определилась как в отношении своего объекта, так и основных понятий, представлений и методов. Она до сих пор находится в процессе формирования, расширяет границы своего объекта и пересматривает своё предметное содержание. Наличие значимых изменений за относительно короткий срок порождает многочисленные трудности как научно-теоретического, так и организационного порядка. Это приводит, в частности, к тому, что понятия и представления, конституировавшие предмет инженерной психологии на разных этапах её формирования, зачастую рассматриваются как равнозначные. В рамках одной дисциплины начинают сосуществовать направления, опирающиеся не только на различные, но То или иное решение вопроса о предмете какой-либо дисциплины не может приниматься вне рассмотрения соотношения его с предметами смежных дисциплин как в плане совместного функционирования в «организме» современного научного знания, так В последние годы отчётливо намечается тенденция различить и соответственно оформить — как различные — понятия «инженерная психология» и «эргономика». Существует даже точка зрения, что это различие непосредственно следует из различия соответствующих терминов при установлении их языкового значения, при этом сама тенденция представляется настолько очевидной некоторым авторам, что обсуждение других точек зрения объявляется неоправданным и бесполезным занятием 2. Может быть, действительно решение этого вопроса настолько очевидно, что не требует никакого специального обсуждения? Однако уже поверхностного взгляда на реальную историю введения и употребления этих понятий достаточно, чтобы понять иллюзорность подобной очевидности. Чтобы это показать, обратимся к сравнительной трактовке основных составляющих понятий «инженерная психология» и «эргономика», а именно их объектов, предметов, основных задач и направлений практических разработок (причём в работах, опубликованных в одно и то же время). Легко заметить, что как в случае «инженерной психологии», так И в том При обращении к характеристике основных задач, которые решают (или должны решать) соответствующие дисциплины, также обнаруживается их совпадение. В качестве таковых на современном этапе выступают задачи проектирования деятельности человека в современных человеко-машинных системах (из последних работ на эту тему см., например, [18], [9]). Наконец, можно также указать на известное тождество в выделении направлений практических разработок в случае инженерной психологии [12], [13], [17] и эргономики [6]. Таким образом, налицо все обстоятельства, чтобы поставить под сомнение очевидность различия понятий инженерной психологии и эргономики в нашей стране, и специально рассмотреть этот вопрос. При этом, очевидно, начинать надо с анализа реальной истории введения и употребления этих понятий в сфере отечественной науки. Обращаясь к истории вопроса, легко выделить в отечественной литературе два периода в трактовке содержания понятий «инженерная психология» и «эргономика» и, соответственно, их взаимоотношений. К первому периоду относятся работы, вышедшие с конца Уже в первой отечественной монографии по инженерной психологии Таким образом, можно с очевидностью констатировать, что к середине Характеристика ситуации будет неполной, если не рассмотреть понимание взаимоотношении этих понятий (и, соответственно, областей деятельности), которое сложилось за рубежом, тем более, что само их формирование в нашей стране в конце Прежде всего следует отметить, что за рубежом (главным образом в США) для обозначения дисциплин рассматриваемого круга широкое хождение имели несколько разных терминов, Тем не менее в США возникали и возникают попытки рассматривать engineering psychology и human engineering как разные понятия и, естественно, как разные области деятельности. Однако эти попытки не получили признания. В частности, А. Чапанис в ряде работ предлагал считать engineering psychology частью области human engineering — её собственно психологической частью. Но этому предложению и сам А. Чапанис практически не следовал, рассматривая инженера-психолога и специалиста по человеческим факторам как профессионально тождественные фигуры [31]. Здесь следует сразу же отметить, что любые попытки трактовать инженерную психологию как направление, связанное только с психологическими аспектами; разработки и эксплуатации систем, не могут быть успешными, поскольку они противоречат системной идеологии — нельзя эффективно разрабатывать и эксплуатировать систему, выделяя в качестве самостоятельного предмета отдельные аспекты, даже если они психологические. Это наше утверждение не противоречит, однако, подчёркиванию ведущей роли психологических средств для таких системных разработок [45], [20]. Наиболее последовательной попыткой дифференциации областей engineering psychology, с одной стороны, и human engineering, human factors и так далее, с другой, можно считать попытку, предпринятую американскими специалистами Д. Хантом, В. Хоуэллом и С. Роско. Их радикальная точка зрения состоит в том, что engineering psychology не должна ничем отличаться от областей психологии, в которых акцент делается на научном исследовании, а не на приложении знаний. Так, с их точки зрения, при обучении инженеров-психологов «образовательные программы должны быть ориентированы на выпуск в первую очередь психологов» [ Однако совершенно очевидно, что такая engineering psychology не может ставить перед гобой в качестве своей основной задачи «проектирование деятельности человека в современных автоматизированных системах». Обособляясь в качестве специальной области психологии, она и по отношению к своему объекту должна занимать познавательную позицию и не может, будучи познавательной дисциплиной, руководствоваться инженерам (проектировочной) задачей [3]. Такую инженерную психологию (если помыслить этот проект осуществлённым) нельзя будет отождествить ни с советской инженерной психологией, ни с американской engineering psychology, не игнорируя яри этом реальную историю их формирования. Учитывая сделанные выше замечания, можно утверждать, что в США к середине Несравненно большим единообразием отличалось положение в Англии, где подобная дисциплина известна под именем эргономики «ergonomics). Нетрудно убедиться в известном тождестве этой дисциплины с американским её аналогом как в реальной практике специалистов, так К середине Всё это означает, что зарубежные engineering psychology (human engineering, human factors) и ergonomics были очень близки инженерной психологии в нашей стране, которая 1) имела системную ориентацию (см., например, [19]); 2) отличалась междисциплинарной, комплексностью (см., например, [11], [5], [17]); 3) рассматривала человека как субъекта трудовой деятельности, а орудия и машины — как органы его деятельности (см., например, [14]). Близкой к такому пониманию взаимоотношений человека и машины (но выраженной в рамках другой системы понятий) была за рубежом концепция «ключевого оператора» [43], [44]; 4) стремилась при решении своих задач, исходить из деятельности в целом (см., например, [5]); 5) приняла в качестве своей основной задачи задачу проектирования деятельности человека-оператора в автоматизированных системах [17], [19]. Подытоживая это краткое рассмотрение первого этапа в трактовке взаимоотношений понятий «инженерная психология» и «эргономика», можно утверждать, что принятие советской инженерной психологией — в качестве своей основной задачи — задачи проектирования деятельности человека-оператора в автоматизированных системах делает невозможной квалификацию инженерной психологии как познавательно ориентированной дисциплины, а инженера-психолога как учёного-исследователя 9. Напротив, есть все основания утверждать, что инженерная психология сложилась как дисциплина инженерная (техническая), основанная на приложении научно-теоретических знаний и представлений о деятельности человека. Инженерная психология является инженерной по предмету — как деятельность, направленная не только и не столько на получение знаний о своём объекте, то есть на его познание, сколько на создание, разработку, проектирование своего «объекта», и по способу мышления — как решение практических задач с помощью научно-теоретических знаний, средств и методов [3]. Второй период, выделенный нами (конец Рассмотрим основные попытки представления эргономика я инженерной психологии в качестве разных областей деятельности. Одна из первых попыток этого рода принадлежит В этом отношении показательна также трактовка взаимоотношений понятий инженерной психологии и эргономики, выдвинутая Действительно, в таком понимании эргономика оказывается шире инженерной психологии, которая становится одним из разделов эргономики. Однако нетрудно убедиться, что предлагаемая в этой работе трактовка инженерной психологии практически не отличается от трактовки В большой серии исследований, публикуемых в сборниках «Эргономика. Принципы и рекомендации», взят курс на рассмотрение инженерной психологии как отрасли эргономики. Однако он не проведён последовательно, так как в результате часть (инженерная психология) оказывается равной целому (эргономике). Чтобы показать это, сопоставим ряд положений. Эргономика как особая дисциплина и область деятельности выделяется через фиксирование её специфической цели, которой оказывается «оптимизация условий трудовой деятельности человека» [ Представляет известный интерес попытка дифференцировать понятия инженерной психологии и эргономики за счёт трактовки предмета инженерной психологии как изучения и согласования «психологических характеристик оператора и технических характеристик сложного комплекса, которым он управляет, для получения максимальной эффективности всей системы» [ В. П. Зинченко, Однако трудно разделить оптимизм авторов, что таким образом «нетрудно выделить предмет инженерной психологии». Прежде всего обращает на себя внимание отсутствие каких-либо обоснований того, что выделены действительно «факторы», а не Не является удачной, на наш взгляд, и попытка выделения двух эргономик как способ устранения известных противоречий в понимании её предмета — эргономики в широком и узком смысле. Эргономика в широком смысле — это и есть выделенные шесть групп факторов. «Пятую группу факторов составляют эргономические показатели трудового процесса… Науку, изучающую эти эргономические показатели, с точки зрения авторов, следует назвать эргономикой в узком смысле. Понимание эргономики в широком и узком смысле устраняет ряд противоречивых интерпретаций её предмета, предостерегает от зачастую малообоснованных претензий на всеобщность охвата эргономикой проблемы научной организации труда, согласует новые и традиционные концепции, позволяет, по мнению авторов, более отчётливо проследить взаимосвязь эргономики с другими науками» [10; Как мы видим, авторы этой работы возлагают большие надежды на сделанное различение. В какой степени они оказываются оправданными? В пятую группу факторов авторы отнесли «условия и средства обеспечения максимальной эффективности, безопасности и комфортности труда». Очевидно, что если мы обладаем знаниями об условиях и владеем средствами обеспечения максимальной эффективности, безопасности и комфортности труда, то мы обладаем, тем самым, решением проблемы «комплексной оптимизации» систем «человек — техника — среда». Поскольку именно это есть задача эргономики в широком смысле (как её понимают авторы), то получается, что эргономика в узком смысле решает задачу эргономики в широком смысле, то есть эти эргономики фактически тождественны по своим задачам. Тождественны они и по предметному содержанию, так как пятая группа факторов — условия и средства — есть родовая по отношению ко всем остальным. Действительно, и критерии оптимизации (первая группа), и организация взаимодействия в СЧМ (вторая группа), и способы деятельности (третья группа), и характеристики человеческих и технических составляющих СЧМ (четвёртая группа), и средства подготовки, профотбора людей и контроля их состояния — все это либо условия, либо средства обеспечения максимальной эффективности, безопасности и комфортности труда. Таким образом, понимание эргономики в широком и узком смысле, вместо того, чтобы устранять противоречивые интерпретации её предмета и согласовывать новые и традиционные концепции, вносит новые затруднения. Наиболее развёрнутая попытка разделения понятий «инженерная психология» и «эргономика» с её обоснованием предпринята в последнее время Но советская инженерная психология — по крайней мере до сих пор — не ограничивала себя (как мы не раз фиксировали выше) «только определёнными аспектами взаимодействия человека и машины». Более того, она «доросла» до задачи целостного проектирования деятельности человека-оператора в автоматизированных системах 11. Таким образом, речь всегда шла не об аспектах, «Можно утверждать, — пишет далее Обращаясь к истории, Если инженерная психология и эргономика развивались как одно направление, то очевидно, что в рамках этого направления должны были произойти качественное разделение и поляризация разных предметно-теоретических систем, после чего только и возможно развитие двух разных направлений из первоначально единого. Однако, как мы это показали выше, никаких качественных различий между инженерной психологией и эргономикой фактически не существует. Недаром никто даже не пытается указать, когда эргономика и инженерная психология существовали как одно направление и когда из одного образовались два и почему. Вместе с тем указать на качественные различия при выдвижении точки зрения о двух разных направлениях (дисциплинах) необходимо, и это вынуждает В. — М., Мунипова конструировать инженерную психологию как дисциплину, являющуюся отраслью психологии и занимающуюся только определёнными аспектами (очевидно, «психологическими») взаимодействия человека и машины. Это следует понимать, наверное, так, что когда инженерная психология и эргономика были одним направлением, то обе занимались этими «психологическими» аспектами, после же их «разделения» инженерная психология Общеизвестно, однако, что «психологический» аспект (если вообще его противопоставлять всем другим) только с течением времени, по мере формирования инженерной психологии (эргономики) стал приобретать подобающее ему место в системе инженерно-психологического знания, не заменяя и не вытесняя все другие, а только перестраивая само целое. И этот процесс ещё и сейчас далёк от своего завершения. Поэтому на первом месте в инженерной психологии (эргономике) на начальных этапах развития были, увы, отнюдь не «психологические» аспекты. Чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть в ’любую из ранних инженерно-психологических работ. Итак, подводя итоги нашего рассмотрения взаимоотношений понятий «инженерная психология» и «эргономика», мы можем утверждать, что к настоящему моменту времени перед нами фактически одно понятие и два разных термина. Существующие попытки ввести два разных понятия недостаточно обоснованы. Все они, как правили, сводятся к формулировке определений того, что тот или иной автор считает инженерной психологией, а что — эргономикой. Различение понятий инженерной психологии и эргономики без сколько-нибудь серьёзного анализа реальной истории их употребления и сложившегося в результате этого употребления содержания представляется некорректным. Если же иметь в виду, что речь идёт о понятиях, фиксирующих определённость целых областей деятельности Конечно, из того, что к настоящему времени никому из предпринимавших такие попытки не удалось значимым образом разделить понятия инженерной психологии и эргономики, не следует, что этого сделать нельзя. Такое разделение, безусловно, возможно и, быть может, в силу тех или иных обстоятельств — например, организационных — даже необходимо. Однако, поскольку недопустимо переписывать задним числом реальную историю дисциплины, это разделение, не являясь фактом прошлого, может стать лишь фактом будущего. Но В этом отношении интересны самые последние работы «эргономистов» по различению инженерной психологии и эргономики. Упор делается на то, что «теоретический водораздел между ними начинает осознаваться по факту принадлежности инженерной психологии к психологии» [ На первый взгляд может показаться, что это достаточно чёткое и последовательное решение задачи различения инженерной психологии и эргономики. Однако только на первый взгляд. Дело в том, что большинство специалистов единодушно считают, что термин «инженерная психология» крайне неудачен. Поэтому, пересматривая содержание понятия и отказываясь от традиции употребления термина, совершенно незачем оставлять этот неудачный термин: это имело смысл делать только ради традиции. Таким образом, в этом отношении программа просто не доведена до логического конца. С другой стороны, если инженерная психология рассматривается лишь как раздел психологии труда, то нет и необходимости в специальном термине (ведь обходится без специального названия раздел психологии труда, изучающий психологические аспекты трудовой деятельности в неавтоматизированных системах). Но основное возражение против этой программы заключается в том, что различение инженерной психологии и эргономики фактически подменяется различением эргономики и психологии труда, то есть вместо одной проблемы обсуждается другая. Другими словами, желающим различать инженерную психологию и эргономику (безразлично, в каком плане: прошлого или будущего) предстоит специальная работа по их разделению. Такое разделение не может быть произвольным — у него должны быть вполне определённые основания, без предъявления которых все попытки различать инженерную психологию и эргономику являются малосодержательными. Нам представляется, что существуют два вида таких оснований: сторонники разделения должны продемонстрировать либо его необходимость, указывая на пагубные (или нежелательные) последствия смешения этих понятий (в частности, фиксируя теоретические, организационные или практические противоречия, возникающие в этом случае), либо его целесообразность, указывая на несомненные выгоды (преимущества) такого различения. Пока же ни то, ни другое не имеет места. Вместо этого сторонники разделения инженерной психологии и эргономики раз за разом повторяют одно и то же: «эргономика шире», «инженерная психология уже» 16. Однако возможен другой подход к этой проблеме. Этот подход основывается на достаточно «прозрачной» установке, что «специалисты в области инженерной психологии», с одной стороны, и «эргономисты», с другой, претендуя на самый лучший, наиболее адекватный охват соответствующей проблематики, выдвигают принципиально разные программы развития дисциплины и именно Но тогда должна быть изменена и сама формулировка вопроса: обсуждение проблематики «инженерная психология и эргономика» следует перевести в форму «инженерная психология или эргономика». Решение же этого вопроса должно зависеть от того, какая из программ более обоснована и наиболее адекватна современным научно-теоретическим представлениям и общественно-практическим запросам. | |
Примечания: | |
---|---|
| |
Библиография: | |
| |