Валентин Германович Попов — специалист по логике и управлению, автор ряда монографий по методологии науки и теории познания. | |
ВведениеПроблема, рассматриваемая в настоящей статье, восходит к соображениям Аристотеля относительно сущности категорий его аналитики — истины и лжи. А именно: Проецируя главную проблему аристотелевской формальной логики — проблему истины и лжи — на современную проблему сознания, можно, перефразируя известный философско-материалистический тезис — 1. Что есть истина и ложь в формальной логике?Парменид, Сократ и Платон открыли способность сознания, называемую нынче рефлексией, и это следует считать открытием древними философами главной симметрии природы — принципа сохранения материи, проявленного в логике субъективного познавательного процесса как закон тождества. Когнитивная сущность первого начала логики состоит в том, что прежде чем установить какое-либо отношение между предметами (а это отношение — всегда форма противоречия), необходимо закрепить в сознании субъекта отношение тождества предмета себе, выражаемого формулой: A есть A. С позиции субъективного сознания, рефлексия есть основа самоидентификации индивида как равноправного предмета бытия, а декартовский афоризм Однако, что есть истина с позиции логического мышления? За ответом обратимся к Канту. Итак, все утвердительные суждения, высказываемые субъектом, но с непременной опорой на достаточные основания, являются истинными, а их отрицания, если дополнительные исследования не подтверждают их объективность, являются ложными [3]. Необходимым материалом любых когнитивных моделей выступает реальный мир; он играет роль объекта восприятия, а восприятие, основанное на чувственных данных или измерениях, может быть нечётким и даже ошибочным. Более того, в каждый конкретный момент исследуемый мир доступен не весь целиком, Таким образом, истина и ложь в формальной логике — это стороны знания, но его содержание проявляется лишь тогда, когда оно поддерживается одним и тем же контекстом, то есть ни абстрактной истины, ни абстрактной лжи не существует. Например: утвердительное суждение «Волга впадает в Чёрное море» дезавуируется отрицательным суждением «Волга не впадает в Чёрное море», после чего открывается путь к установлению объективной истины: «Волга впадает в Каспийское море». В свою очередь, объективная истина — это знание, пересечение которого со своим отрицанием невозможно. 2. Физические и когнитивные средства коммуникацииОстановимся кратко на проблеме передачи знаний. Достаточно ясное представление о коммуникационной функции сознания могут дать некоторые физиологические факты. Например, основываясь на данных работы [4], опишем понятия «сигнал» и «сообщение» и установим сходство и различие между ними. Представим себе квадратную плоскость, составленную из 10 на 10 чёрных и белых элементов, которые расположены горизонтально и вертикально, Теперь мы можем описать получившуюся при метании монеты картинку, пользуясь физическими понятиями: а) распределение чёрных и белых элементов на плоскости и адекватное распределение светлых и тёмных участков на сетчатке глаза; б) различная степень освещённости светочувствительных рецепторов на сетчатке глаза и различная частота возбуждения зрительных нервных волокон, оканчивающихся в различных точках сетчатки и посылающих электрические импульсы в мозг, где и создаётся визуальный образ. Этот фактический материал выражается на языке физики, хотя многие детали самих процессов нам могут быть и не известны, но мы вправе утверждать, что визуальное явление существует благодаря связанным между собой физическим фактам. А именно: освещённость каждого рецептора на сетчатке выступает сигналом, поступающим на него от светлого или чёрного элемента; возбуждение рецептора является сигналом, указывающим на степень освещённости данной точки на сетчатке глаза; степень возбуждения зрительного нерва, отправляющего в мозг электрический импульс, служит сигналом, указывающим на степень освещённости рецептора. Целенаправленно изменим расположение чёрных и белых квадратов на плоскости таким образом, чтобы они составили При этом также очевидно, что прежде чем создать сообщение, которое передаёт определённое расположение сигналов, его необходимо выбрать из множества других возможных, которые можно создать этими же изобразительными средствами, например, «дом» или «дерево». Процесс выбора происходит и при приёме сообщений, следовательно, коммуникация возможна лишь тогда, когда отправитель и получатель одновременно имеют это определённое сообщение в своей базе данных, и пользуются при этом одной и той же системой отношений между сигналами и сообщениями. Сигналы — это дискретные события, демонстрируемые (излучаемые) с помощью определённых физических эффектов. Сообщения, как и сигналы, также являются дискретными событиями, но они не относятся только к категории физических эффектов. В отличие от сигналов, сообщения имеют субъективную составляющую, которая заключается в том, что благодаря сообщению получатель побуждается к выбору определённого поведения Сообщение — это дискретная единица знания, и, следовательно, сущность сообщения может быть понята только при рассмотрении его в связи с мышлением получателя. 3. Булев алгоритм для кодирования сообщенийПредставить знания в виде сообщений — значит выразить в некотором формализме образ физической реальности, синтезированный в сознании субъекта. В свою очередь каждое сообщение, чтобы его можно было передать другому сознанию, должно быть преобразовано в упорядоченную совокупность сигналов. Процесс преобразования сообщений в упорядоченную совокупность сигналов называется кодированием и наиболее апробированным способом кодирования выступает язык. Предположим, что некто располагает некоторыми знаниями, формализованные им в некоторые сообщения. Если он хочет передать Этот принцип преобразования свободного и открытого языка в формальную систему привносят в сознание субъекта логический детерминизм, заставляя его следовать в процессе мышления по предустановленной схеме, а не блуждать в лабиринте предположений и сомнений, как это обычно бывает в естественной языковой среде. Обратимся к историческим истокам логического детерминизма. Этот феномен сознания укоренён в принципе дихотомии — способе разбиения понятия на две части, когда его объём делится на два противоречащих, но не пересекающихся друг с другом частных понятия. Например, понятие «лес» (A) делится на «лиственный лес» (B) и «нелиственный лес» ( Задает же эти алгоритмы алгоритм булевой алгебры, который основан на выборе между двоичной переменной — Сказанное формализуется следующим образом. Булевы классы Булевым операциям пересечения (∩), объединения (∪) и дополнения (˥) указанных характеристическим функциям ставятся во взаимно однозначное соответствие логические функции, определяемые поэлементно для всех x∈X: (χA∩χB) (x) =χA (x) ∧χB (x) (1) (χA∪χB) (x) =χA (x) ∨χB (x) (2) χ(˥A) (x) =¬χA (x) (3) где ∧, ∨,¬ — логические функции конъюнкции, дизъюнкции и отрицания, задаваемые следующими тождествами: 0˄0 = 0˄1 = 1˄0 = 0, 1˄1 = 1 (4) 0˅0 = 0, 0˅1 = 1˅0 = 1˅1 = 1 (5) ¬0 = 1, ¬1 = 0 (6). 4. Информация и энтропия в представлении знанийСледуя булеву алгоритму, путём последовательностей сигналов В [4] доказывается, что посредством m двоичных сигналов можно закодировать одно определённое сообщение из 2m сообщений, и, наоборот, для опознавания одного сообщения из N возможных сообщений требуется ld N двоичных знаков, где ld — логарифм при основании 2, который связан с десятичным логарифмом соотношением: ld N = 3,32 lg N. Поскольку способов кодирования для выбора одного определённого сообщения из имеющихся в базе знаний существует множество, то возникает необходимость использовать Из определения [7] видно, что набор возможных сообщений, которым располагает их отправитель, а также их статистическое распределение должны быть ему известны, на что прямо указывает выражение ∑ p (x₁) = 1. Другими словами, речь в данном определении идёт о достоверных событиях, которые с точки зрения модальности в классической логике оцениваются как ассерторические, и, значит, их истинность изначально обеспечена достаточными основаниями (причинами). Однако, что есть энтропия знания с точки зрения теории информации? Если в некотором наборе сообщений содержится N различных событий, которые появляются в случайной последовательности, но с поддающейся теоретическому расчёту вероятностью pi, то можно рассчитать среднее количество информации, приходящееся на все эти события. Для этого, как очевидно, необходимо произвести суммирование по всему набору из N сообщений, в результате чего получаем: H = N∑ Если частота появления всех сообщений одинакова p (x₁) = p (x₂) =, … = p (xN), то есть p (xi) = 1/N, то тогда член ld1/p (xi) превращается в ld N. Формулы [7] Величины «количество информации» и «количество энтропии» автор [4] поясняет данными, рассчитанными по При расчёте количества информации, приходящегося на одну букву алфавита, исходят только из частоты рi употребления различных букв, а какие-либо другие данные о буквах языка не привлекаются. Однако, помимо частотного распределения, буквы в словах естественного языка обладают взаимными связями и устойчивыми сочетаниями, непосредственно относящимися к смыслам слов, а значения слов в большой степени зависят от контекста. Если, например, требуется по сочетанию из шести букв «инф… ция» угадать всё слово, то в тексте по экономике это будет «инфляция», Более определённую форму понятия информации и энтропии принимают в физике. Так, в механике понятие «мгновенная скорость» — информация о движении материальной точки в данный момент времени, а понятие «средняя скорость» — энтропия движения на некотором пространственном промежутке. ЗаключениеПопытаемся представить «абсолютного получателя сообщений», который, живя в детерминированном и, следовательно, замкнутом мире, знает всё факты на каждый данный момент времени. Для такого получателя не может быть никаких непонятных сообщений: он знает всё заранее. Фантастические возможности «абсолютного получателя сообщений» ещё в XVIII веке описал Лаплас: «Разумное существо, которое в каждый данный момент знало бы все движущие силы природы, и имело бы полную картину состояния, в котором природа находится, могло бы — если бы его ум был в состоянии достаточно проанализировать эти данные — выразить одним уравнением как движение самых больших тел мира, так и движение мельчайших атомов. Ничего не осталось бы для него неизвестным, и оно могло бы обозреть одним взглядом как будущее, так и прошлое». Наше сознание, являясь частью открытого природного мира, склонно вести себя более разумно. Размытость и необратимость мира не подлежат точному описанию, и потому комплекс человеческого мышления рационализирует принцип нечёткости мира посредством рассечения его на две части — истинную и ложную. Истина — то, что находится «здесь и теперь» и потому может быть обосновано достаточными основаниями и структурировано с помощью рациональных когнитивных процедур (индукции, абдукции, дедукции, аналогий, etc), а ложь — то, что возможно « | |
Библиография: | |
---|---|
| |